ГЕНОЦИД АРМЯН
«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.
Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.
Одиночество в сто лет…
Регина САФАРЯН,
директор Центра арменоведения
Пронизывает насквозь вернувшаяся боль
(Дейр Зора стоны издали слышны).
У смерти руки задрожали.
Вновь она над нами проверяет силы.
Мы тысячи агоний оттолкнём ещё
(Услышал дяди клич Сасунский Давид).
И коли смерть есть, по-армянски умрём, –
Пшеничным семенем в земле…
Амо Саян (перевод Л. Г.)
Время не уменьшает боль, оно только высушивает слёзы… Боль, рождённая от слёз невинных детей, от молящих воплей армянских женщин, от мужских стонов, от укоризненных взглядов с небес бесчисленных, не преданных земле людей, переплавилась в ярость и страдания. Страдания, которые вот уже сто лет целая нация передаёт из поколения в поколение. Невольно вспоминаешь название известной книги колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», что так точно отражает судьбу нашего народа. И приходит время, когда устаёшь от страдания, понимая, что это страдание – от бессилия, от несправедливости, от мысли, что потомки народа, изгнанного сто лет назад со своих исконно родных земель, сегодня покидают свою родину от того же бессилия и несправедливости. Оказывается, не только насилие и нужда заставляют людей уезжать в другие страны и на другие континенты…
В своём интервью Католикос Великого Дома Киликийского Арам I подчеркнул: «Эмиграция – это “национальное кровотечение”».
Когда-то наши враги хотели оставить Армению без армян, и сегодня Армения сама идёт путём опустошения, а это ещё одна всеармянская проблема и большая всеармянская тревога.
Имея государство, мы из-за непростой экономической ситуации с каждым годом теряем десятки тысяч своих детей, которые, прибившись к чужим берегам, начинают вести борьбу за сохранение своей культуры, религии, языка.
Тысячелетний язык армян после рождения слова «Геноцид» породил слово «Спюрк» («диаспора» от греческого διασπορά, «рассеяние») – часть народа, живущего вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Для нашего народа жизнь в Спюрке – это постоянная борьба за сохранение своих корней, своей самобытности, своей нации. Насколько хватит сил, чтобы не подвергнуться ассимиляции и сохранить своё национальное лицо, если рождённое в Спюрке молодое поколение перестаёт говорить на родном языке, не знает истории своего народа, выстраивая свою жизнь по мышлению совсем не армянскому? Я соглашусь, что, проживая рядом с другими народами, мы должны находиться в стабильных, гармоничных отношениях с нашим окружением, но разве это повод, чтобы забывать настоящие армянские ценности? Это не упрёк к молодёжи, это упрёк нам, взрослым, нашему халатному отношению к вопросу сохранения нации. Это большое предательство по отношению к нашим предкам, подвергшимся Геноциду в 1915 году. Находясь под османским игом, наши предки открывали армянские школы и церкви, издавали армянские газеты и журналы, учили детей родным буквам и молитвам.
В преддверии столетия Геноцида армян нам есть о чём подумать всерьез: и о своём отношении к самим себе, и о своих чётких требованиях к Турции. Ответственные за Геноцид и их наследники должны быть наказаны не потому, что этого требуют армяне, а согласно общечеловеческим задачам и международному закону, для того чтобы больше никто не посмел совершать Геноцид. Безнаказанность придаёт силы тем, кто совершает злодеяния, и международное сообщество обязано исправлять ошибки прошлого – если бы Геноцид был вовремя наказан, миру можно было бы избежать многих войн и бойни…
Я верю, что час справедливости обязательно настанет. Мы должны жить дальше и быть достойными своих предков, жаждущих иметь свободную Армению. Она у нас есть, и самое главное – это служение нашей родине Армении. Спюрку нужен могущественный и благополучный отчий дом, а отчему дому нужны любящие, умные дети, протягивающие в трудный момент руку помощи.
В канун столетия Геноцида мы будем отмечать и столетие великого армянского поэта Амо Саяна, чьи слова вынесены в эпиграф моего рассказа. Хочется верить, что наш народ сможет возродиться, как предсказал поэт, – именно по-армянски – «…пшеничным семенем в земле…».