ПОТЕРЯННАЯ РОДИНА
«…Если ты далеко, взгляни на гору глазами души,
и, молю, помяни тех, кто смотрел в ту сторону до тебя, и тех, кто будет смотреть много лет спустя после тебя.«
Марго Гукасян. Ода Масису
Когда я был совсем мал¸ самая младшая из пяти моих теток усаживала меня на нашем балконе в перевернутый стульчик и занимала игрушками. Не обращая особого внимания на красочные игрушки¸ я протягивал руку к висящему над горизонтом синему-пресинему чудесному “воздушному шару”…
“Игрушкой” моей мечты был Вишапасар – священная гора нахичеванцев¸ бесподобная арка которой четко вырисовывалась в любом конце края и которая сегодня стала символом бескрайней тоски живущих на чужбине армян Нахичевана.
Эта гора расположена между двумя провинциями – Ернджак Сюникского ашхара и Гохтн Васпураканского ашхара исторической Армении¸ у юго-западного подножья горной цепи Зангезура¸ на водоразделе рек Гилан и Ернджак¸ в 20 км к востоку от города Нахичевана¸ на высоте 2412 метров над уровнем моря. Вид стройной колонны¸ возникающей сразу с плоскогорья¸ придает ей своеобразное величие и красоту¸ благодаря которым она властвует над округой. Вершина двуглава¸ скалиста и почти лишена растительности¸ местами увита кустами можжевельника¸ склоны изборождены резко очерченными ущельями и оврагами.
Французский путешественник Жан Батист Тавернье сравнил эту изумительную гору с французским Тенерифом¸ а католический священник Августин Бадженц — с испанским Монсерратом. В армянских первоисточниках она упоминалась под названиями Вишапасар¸ Оцасар¸ Ажданакан¸ Болу¸ Жених и Невеста¸ персы называли ее Кухэ Даак¸ Кухэ Заак¸ арабы – Аджданакан¸ турко-татары – Иланлу¸ Иландаг¸ Пландаг…
Образ этой горы сопровождал меня в детские и юношеские годы¸ он запечатлелся в моей детской душе как первое изумительное чувство красоты природы¸ годы подряд вел задушевные беседы по дороге в школу¸ восхищал меня своим великолепием и загадочностью с крыши церкви Святого Григора моего родного Азнаберда…
Было время¸ когда я мог чувствовать его родное присутствие¸ пленяться его величием¸ уединяться с ним – беседовать¸ когда и сколько хотел… Сегодня¸ увы¸ незабываемые эпизоды моих воспоминаний бередят лишь неописуемую тоску …
…Август 2001 года. С группой изучающих персидский язык представителей интеллигенции и студентов мы едем в Тавриз – в губернию Восточный Атрпатакан Ирана. Эта поездка невероятным образом дала мне возможность на протяжении всех 70 километров приграничной дороги словно на ладони видеть мою плененную колыбель Нахичеван – провинции Гохтн¸ Ернджак¸ частично – Нахчаван¸ с древними поселениями и неповторимыми пейзажами¸ снова увидеть после долгого перерыва родную арку Вишапасара¸ сопровождавшую меня всю дорогу как мираж…
…Я сел на одно из самых последних сидений в полупустом автобусе¸ словно отрешился от реальности и ждал сна наяву. До этой поездки я спрашивал в Ереване у побывавших в Иране знакомых и друзей – правда ли¸ что¸ когда проезжаешь по шоссе близ Аракса¸ виден Оцасар? Описания многих¸ особенно заверения начальника пограничного таможенного пропускного пункта Мегри – Арарата Акопяна¸ подтверждали¸ что “похожая гора”¸ и вправду¸ видна.
И сейчас¸ прильнув к стеклу с правой стороны автобуса¸ смотрю на чередующиеся нахичеванские родные картины¸ подобные невероятным видениям. Растворяю окно шире: это Ордуар – древний стольный град Гохтна¸ к северо-западу – пестрые горы знаменитого Агулиса¸ а это¸ вероятно¸ Неркин Аза – по заверениям пожилых нахичеванцев¸ фактически малая родина Арама Хачатуряна.. И вот – видение видений… На миг¸ потеряв над собой контроль¸ хочу почти кричать¸ но “иллюзия” вместе со стремительным ходом автобуса сразу исчезает за горами. Всего через несколько минут появляется снова — на этот раз гораздо ближе и дольше¸ в прозрачно-синей дымке… В очередной раз появляется разделенной-расколотой¸ и я вспоминаю одну из слышанных об этой горе легенд¸ которую годы назад переложил на стихи.
В стародавние¸ древние времена¸
Когда всесокрушающий погибельный потоп
Залил¸ покрыл весь божий мир¸
Когда Всевышний излил потоп
Глухой и страшной ярости своей
На грешную голову
Жалкого человечества¸
Когда по воле Бога
Плыл Ной праотец
На громадном ковчеге к Вершине спасенья¸
Новым грохотом в полночь
Корабль был пронизан;
Вздрогнул¸ ударившись
О скалистую горную вершину¸ ковчег.
И Наапет¸ очнувшись от сна¸
В ярости проклял
Вершину зловещую¸
Что крушила ковчег¸ который нес семена
Спасения жаждавшей жизни;
“Проклята будь¸ — сказал он¸- пусть змеи живут
На безводных¸ бесплодных голых утесах твоих”.
И от страшного проклятья разверзлась гора¸
Стала вишапом с пастью открытой…
… Много¸ много лет прошло с той поры¸
На небесно-бирюзовых подступах страны Гохтан
Стоит гора – как громадный вишап¸
Гора Оцасар —
Онa в древних веках
Называлaсь Вишапасар и Ажданакан;
На склонах ее весна расстилает зеленый бархатный ковер¸
А на остроконечных утесах вершины нагой
В летний зной копошатся змеиные семьи¸
Извиваются¸ ползают¸ мерцающей кожей сверкая¸
Напоминая нам
О Ноевом проклятье далеком…
Вокруг Вишапасара (горы Дракона) с самых дальних времен складывалось множество легенд и сказаний¸ которые¸ с некоторыми изменениями¸ переходили от поколения к поколению и дошли до наших дней. Часть легенд в своем “Авандапатуме” записал выдающийся фольклорист Арам Ганаланян¸ а часть помнят пожилые нахичеванцы.
В одной из легенд рассказывается¸ что на Масисе жил Царь змей – с украшенной каменьями короной на голове. Раз в семь лет все змеи в округе приползали его проведать. Однажды Царь змей выехал на прогулку в своей огненной карете. По дороге карета стукнулась о какую-то гору и разделила вершину на две части. С этого дня гора¸ которая напоминает голову раскрывшей пасть змеи¸ называется Оцасар (Змеиная гора).
Согласно третьей легенде¸ на Оцасаре жили семь братьев-змей¸ которые такой крепкой любовью были связаны друг с другом¸ что если бы шестерых убили¸ седьмой преследовал бы убийцу и непременно отомстил за братьев. Здесь жил также Царь змей со своими двумя братьями. Каждый день¸ когда солнце лило с неба огонь¸ он собирал своих подданных¸ составлял несколько групп¸ они спускались к ручью¸ где пили воду и снова возвращались на склоны горы.
Одна из романтических легенд — об Оцасаре. Влюбленная пара¸ которая никак не могла соединиться¸ решила убежать в горы. Но когда преследующие родные догнали их¸ в этот момент по приказу Бога они превратились в камень¸ и поэтому гора называется Жених и Невеста.
Еще одна легенда рассказывает¸ что Александр Македонский¸ в одном из своих походов по этим краям¸ поместил женскую половину своего шатра на этой горе и поставил змей сторожить его. С этого дня на горе появилось множество змей.
Согласно другой легенде¸ на горе когда-то погибли десять тысяч храбрецов из Араратской страны¸ память о которых традиционно увековечивается ежегодной литургией и ритуальными обрядами.
А седьмая по числу¸ но далеко не последняя легенда гласит¸ что на Вишапасаре погребены мощи святых дев¸ и в память о них построена часовня Кусанац (Девичья).
… В деревню Хачик Вайоцдзорской области¸ откуда родом моя бабушка¸ я еду со своим родственником-хачикцем – Ашотом Арутюняном¸ и его семьей. Хочу не только повидать родных¸ но и еще раз иметь счастье увидеть Вишапасар – на этот раз с горных вершин Вайка.
Нас везет на военном виллисе к Арснасару (Невестиной горе) Гамлет – командир воинской части Хачика. Проходим высокогорную дорогу – серпантин¸ где время от времени можно приятно “нарушать” нахичеванскую границу…
К закату добираемся наконец до вершины Арснасара¸ где находится наблюдательный пункт наших пограничников. Неповторимая картина раскрывается перед глазами: впереди на абрикосово-малиновом закате в разостланном прямо передо мной небесно-бирюзовом море высится мой Вишапасар – словно висящий над всем горным краем Вайоц Дзора¸ Зангезура и Нахичевана… С несказанной тоской скользит мой взгляд от его величавой вершины к протянувшемуся вдоль плоскогорья подножью¸ где пытаюсь различить следы бывших здесь когда-то армянских деревень – Норашена¸ Крна¸ Порадашта¸ Хошкашена¸ Кзнута – родины Гарегина Нжде¸ Абракуниса¸ Апараннера – по заверению историка Аргама Айвазяна¸ родных сел родителей Тиграна Петросяна… Худенький солдат¸ родом из Аштарака¸ протягивает мне бинокль¸ но я предпочитаю наслаждаться реальной картиной¸ поглощать взглядом и запоминать¸ прятать все в самых заветных уголках памяти…
“Величием бога Халди Ишпуине сын Сардура говорит: Минуа сын Ишпуине завоевал страну города Арцине¸ завоевал страну города Арцикуме¸ завоевал страну города Иш…¸ завоевал страну города Аяниане¸ людей убил¸ изгнал. По возвращении поставил памятник Халди на горе Булуа. Установил порядок: пусть Халди пожертвуют одного тельца – на горе Булуа”.
Эту пятистрочную лапидарную надпись Араратского царства (Урарту) обнаружил 11 августа 1989 года на западном склоне Оцасара (вероятно¸ на месте этого памятника в дальнейшем была основана часовня Кусанац) московский археолог Валерий Игумнов¸ когда уже полностью был опустошен Нахичеван и начался осуществляемый Азербайджаном на государственном уровне новый¸ более разнузданный этап уничтожения памятников армянской культуры…
Был июнь 1986 года. Поверив звучащим по телевидению и радио объявлениям¸ наша группа туристов — из сотрудников Ереванского научно-исследовательского института математических машин¸ на три дня поехала в Нахичеван – увидеть Агулис и Джугу. Я фактически ехал в родной край в унизительном статусе туриста¸ хотя и это не помогло исполнению моей давней мечты – увидеть следы некогда славных центров армянской культуры.
В последний день “путешествия” мы сидели в комнатах гостиницы “Табриз” — единственного в Нахичеване многоэтажного здания¸ и ждали автобус в Ереван (Азербайджан¸ растерзавший армянский Нахичеван¸ названием гостиницы уже открыто проявил территориальные притязания к Северному Ирану). Когда прекратился вовсе не присущий сухому климату Нахичевана ливневый дождь¸ наши девушки закричали с соседнего балкона: ”Выходите на балкон! Выходите!…” Мы все¸ обеспокоенные¸ выбежали на выходящий на восточную часть города балкон¸ и что мы увидели… Обложенный тучами¸ кажущийся крупнее обычного¸ Вишапасар в тот день был темно-синий¸ четко вырисовывались ущелья и овраги – густо-сиреневые¸ и самое удивительное – большая¸ яркая и роскошная радуга¸ начинаясь у самой вершины горы¸ заканчивалась на берегах примыкающего к городу водохранилища Аракса… Пояс Иисуса – от Оцасара до Аракса¸ разве можно когда-нибудь забыть эту таинственную картину…
Почти все этимологии названий горы удивительным образом восходят корнями к словам “змея” или “дракон”. Сомнение вызывали только форма Болу и¸ вероятно¸ производная от него первая составляющая формы Пландаг¸ однако исследователи и эти формы выводят из упомянутых корней. Так¸ лапидарист Ованес Карагезян¸ ссылаясь также на наблюдения урартолога Симона Амаякяна¸ встречающееся в обнаруженных в Сюнике в наскальных надписях 9 в. до н.э. Ишпуине и Минуа горное название Булуа отождествляет с названием Болу Вишапасара. Это горное название¸ по утверждению двух ученых¸ имеет индоевропейское происхождение¸ и его корень также означает “змея”¸ “дракон”.
Со змеями¸ драконами связан также этноним одного из иранских племен – потомков дракона маров (мидийцев)¸ поселившихся в шестом веке до н.э. в краю Гохтн (слово “мар” по-персидски означает “змея”). Как свидетельствует отец армянской истории Мовсес Хоренаци¸ армянский царь Тигран Ервандян¸ поверив дружелюбным обещаниям царя маров Аждахака (Дахак¸ Зохак)¸ дал ему в жены свою сестру Тигрануи. Однако после раскрытия коварных замыслов Аждахака (по-персидски “дракон”) Тигран в бою убивает его¸ а потом “с царскими почестями и с огромной свитой отправляет свою сестру Тигрануи в Армению¸ в аван¸ построенный им и названный по своему имени Тигранакертом¸ и предписывает окружающим областям служить ей. Говорят¸ что знать этих краев¸ которая в качестве царского потомства называется остан¸ происходит от ее отпрысков. Ануйш же¸ первую жену Аждахака¸ и многих девиц из его потомства¸ вместе с юношами и множеством пленных¸ числом более десяти тысяч¸ он поселяет на восточном склоне великой горы до пределов области Гохтн¸ а именно — в Тамбате¸ Оскиоге¸ Дажгуйнке¸ а также в других дастакертах¸ одним из которых является Вранджуник¸ расположенных вдоль реки до места¸ находящегося напротив крепости Нахчавана. Отводит им также три авана – Храм¸ Джугу и Хошакуник – по другую сторону реки¸ всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана. Но упомянутую его жену Ануйш он поселяет в безопасности у края провала великой горы”.
Этот Тигранакерт¸ который не имеет никакой связи со знаменитой одноименной столицей¸ основанной в Агдзнике Тиграном Великим Арташесидом¸ и древнее него на пять веков¸ в армянской историографии упоминался также как Тигранаван¸ позднее – в формах Апаранк¸ Апараннер¸ из последней формы которого явственно вытекает современная азербайджанская искаженная форма Бананиар.
Несомненно¸ от имени Аждахак происходит форма названия горы — Ажданакан. И разве не это обстоятельство имел в виду выдающийся арменовед Манук Абегян¸ связывая название загадочного армянского племени “зоков” с именем легендарного Зохак-Аждахака…
… Дядя отвозит меня из летнего шалаша в горах в деревню. Конец августа¸ через пару дней я пойду в школу. Мы сидим на нашем красном скакуне¸ и я двумя руками крепко вцепился в дядин кожаный пояс на спине. Вместе с то ускоряющейся¸ то замедляющейся рысью коня, горы словно движутся вверх и вниз¸ вперед и назад¸ а порой словно кружатся в хороводе..
Наши горы пестрые — черные и белые¸ розовые и абрикосовые¸ даже фиолетовые и сиреневые… Разноцветный хоровод гор прерывается мирным и спокойным видом ослепительно белой громадной горы – Анапата¸ потом панорамой абрикосово-розовых утесов¸ которые¸ согласно легенде¸ являются окаменевшей века назад свадьбой. Отсюда уже видна наша деревня¸ тянущиеся по трем ее оврагам зеленые сады¸ дома с белыми кровлями¸ серовато-сизый дым¸ поднимающийся из тониров¸ где печется хлеб¸ и… самая чудесная игрушка моего детства¸ висящая на горизонте…
В тот день – накануне первого школьного дня¸ я окончательно убедился¸ что Оцасар–гора¸ что горы¸ как и моря¸ озера и реки¸ издали кажутся синими и голубыми… И дядя показал мне тянущийся вдали блестящей синей лентой Аракс¸ горы Парспатуняц¸ которые имели точь-в-точь такой же цвет¸ как Оцасар… А позднее¸ годы спустя¸ я понял¸ что Вишапасар – моя гора¸ моя вечная гора¸ тысячелетний дух и символ моего рода¸ тайнопись его выживания и всемогущий ключ к его возрождению…
Перевод с армянского – Анаит Хармандарян