• Пт. Ноя 22nd, 2024

Диаспора

Авг 3, 2014

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Манасян

Где твоя родина житель диаспоры? Где тот край, который ты можешь назвать своим домом? Вечный изгой для чужбины и отчизны.

Задаешься вопросом; зачем государству создавать в своих пределах чужеродную среду, и единственный логичный ответ, что приходит на ум, это из благосклонности или же из снисхождения. В таком случае спрашивается, оправдан ли такой поступок в интересах государства, да и по отношению к народу, которого ты приютил. Думаю, если государство преследует цель увеличения народонаселения в своих пределах, то на пути к интеграции с государствообразующим обществом, диаспора – единственный непреодолимый барьер. Это некий, если хотите, недосягаемый горизонт для двух противоположных, движущихся друг к другу сторон. Вредоносность диаспоры очевидна и она не может быть оправдана ее благими намерениями. Из первоначальной затеи как обители на чужбине, диаспора превратилась в придорожную таверну, куда съезжаются кому ни лень – от негодяев до политиков. Эмигрировавший народ во имя которого совершается, так называемая, забота, вряд ли извлечет из того пользу. Он всегда останется чужим – засидевшимся гостем.

Государство, предоставившее ему кров, в нужный момент, если обстоятельства принудят, безо всякого угрызения совести предаст его на заклание. Словно вечное проклятье будет довлеть над инородцем еще одна беда. Лишенный чувства отождествления себя с государственностью вообще, он явится как вредоносный элемент и для своей отчизны.

Как институты, диаспоры, образованные в более зажиточных странах для своих малых родин, несут в себе не меньшую опасность, как, скажем, если б в их отчизнах время от времени происходили б локальные войны, землетрясения, или еще какие бедствия. Экономически сильные страны искушают благополучием, а наличие диаспоры или компактного проживания, словно отчужденного ото всех пришлого этноса (думаю по вине все того же государства) облегчают процесс нового притока. Это вывернутая наизнанку проблема, а обыватель всегда пытается решить сложности на фоне следствия и ему просто нет дела до причины.

К примеру, зачем армянину, русскому, греку, еврею предоставлять некое культурное образование, когда на политической карте есть географическое образование их родины и каждый из них может беспрепятственно и благополучно осуществить свою мечту – быть армянином, быть русским, греком, евреем, и т. д. Думаю, проблем станет намного меньше, если каждый из нас, прежде чем покинет пределы отчизны, задастся вопросом: я переезжаю в Россию, хочу ли я стать русским? Я еду в Канаду, буду ли я канадцем? Я живу в Армении, буду ли я армянином?…. и т.д.

Михаил Манасян Хор Вирап