ДНИ В ИСТОРИИ
В 60-х годах XIX в. в армянской действительности поднялась новая волна общественно-политического движения. Женский вопрос в то время стал одной из злободневных проблем, занявшей умы передовых деятелей армянской общественной мысли. Первым, кто осмелился публично выступить за равноправие женщин с мужчинами, был Микаэл Налбандян. Армянский просветитель и революционный демократ особое внимание уделял вопросу образования армянок и их месту в жизни общества. Он исходил из того положения, что «мать должна обучать своих детей народному языку; мать должна взрастить в детских сердцах национальное чувство и так его укрепить, чтобы ни холодная северная буря, ни палящий южный зной не могли засушить эти ростки. Мать детей — мать семьи, но мать семьи — мать нации»(1).
Идеи Налбандяна были подхвачены и развиты армянскими публицистами, писателями, учеными и общественными деятелями второй половины XIX в. В ряду поборников армянского женского образования мы видим имена П. Прошяна, Раффи, Г. Арцруни, Г. Атаяна и других деятелей. Перча Прошяна справедливо считают пионером в деле организации школ для армянских девушек. Благодаря его стараниям открылись женские школы в Тифлисе —Первая Гаянян (1861), в Шуше — Мариамян (1864), в Акулисе — Айканушян (1868), в Ереване — Гаянян (1868)(2).
Усилия передовых деятелей армянской общественности привели к тому, что женские школы стали открываться также за пределами Закавказья. Значительная часть армянских школ (особенно за пределами Армении) открывалась по инициативе передовых деятелей и стараниями людей, борющихся за народное образование(3).
Начиная с конца 60-х годов XIX в., в результате проведенной в 1868 г. структурной реорганизации церковно-приходских школ, они становятся одним из популярных и распространенных очагов народного образования(4).
Возникновение в 1868 г. в Григориополе одной из первых в России (5) женских приходских школ связано с именем протоиерея соборной церкви Петра и Павла г. Григорнополя Давида Шагинянца — дедушки писательницы Мариэтты Шагинян.
Публикуемое ниже письмо Давида Шагинянца интересно не только как повествование, имеющее историческую ценность, оно, вместе с тем, является еще одним свидетельством того, что среди части армянского духовенства России имелись деятели, разделявшие просветительские взгляды Микаэла Налбандяна. В своей статье о. Давид поднимает вопрос о женском образовании и образовании вообще.
Давид Шагинянц был, несомненно, одним нз одаренных, образованных и прогрессивных общественных и духовных деятелей своего времени. «Дедушка всю свою жизнь понемножку писал рукопись, назвав ее «О подражании Христу»(6), — повествует в своих мемуарах Мариэтта Шагинян. Она же сохранила для нас образный портрет о. Давида.
«Впервые мы с сестрой увидели его в Москве, когда были совсем маленькими. На голоса взрослых: «Дедушка приехал, дедушка приехал!» — мы бросились в гостиную. Там, посреди комнаты, стоял большой, красивый человек в рясе, на груди у него висел крест, волосы были длинные с проседью и с проседью борода, лоб высокий, а глаза удивительной доброты и смущения и такая же добрая, виноватая улыбка. Он держал обеими руками круглый торт, но за верхнюю крышку. Когда шагнул нам навстречу, нижняя часть коробки вместе с тортом выскользнула из-под верхней крышки и с треском упала на пол, разбрызгивая во все стороны крем и цукаты. Так он мне и запомнился на всю жизнь, с его неизъяснимой, нежной притягательностью, с каким-то смиренным чувством вины и тонкими длинными пальцами, не умевшими крепко держать вещи»(7).
* * *
Статья Давида Шагинянца о женской приходской школе Григориополя вышла в свет более ста лет назад, в 1871 г. в апрельском номере Эчмиадзинского журнала «Арарат» и ныне уже стала библиографической редкостью (8). Русский перевод публикуется впервые. Фрагменты автографа о. Давида были выявлены нами в фондах Центрального Государственного архива Молдавской ССР (ф. 1317, оп. 1, д. 1).
Упоминаемый в статье Давида Шагинянца католикос Георг IV был избран на этот пост в сентябре 1866 г. За энергичную пропаганду народного образования за ним закрепилась слава «покровителя школ». В 1868—1869 гг. под его руководством был проведен ряд мер, укреплявших организационные основы армянских школ.
Он же является основателем журнала «Арарат».
К сожалению, нам пока ничего неизвестно о первых наставниках армянских девушек города Григориополя — супругах Георге Мандакуни и Луции Гарамрзаян.
Воспроизводимая здесь фотография взята из семейного архива Мариетты Шагинян. Снимок армянской соборной церкви Петра и Павла представляет для специалистов особую ценность, поскольку ныне она не сохранилась, а фото имеется только в архиве М. С. Шагинян. Слева направо изображены: младший брат отца писательницы Федор Давидович Шагинянц инженер-технолог, строитель одесского водопровода. За ним в рясе идет протоиерей церкви о. Давид.
ЖЕНСКАЯ ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА В ГРИГОРИОПОЛЕ
Поскольку доселе оставалось безвестным следующее сведение, я почитаю своим долгом лично сообщить об этом.
В XIX веке немногочисленная паства армянского народа города Григориополя, уже познав цену и достоинство образования и, в то же время мысля, что несомненно необходимо дать образование и женскому полу, дабы стали они со временем грамотными матерями, сообща направила в 1868 году прошение к Его Святейшеству Католикосу всех армян Георгу IV, чтобы соблаговолил он разрешить ей открыть в городе женскую школу.
Его Святейшество как ревнитель нации, выразив радость в отношении сего богоугодного дела, с благосклонностью принял их прошение и, не мешкая, в своей хвалебной грамоте и патриаршим благоволением объявил свое согласие. Чающая нация наша, во главе которой находился покойный ныне патриот Минас Теспотянц, приняла сей благовестный кондак и приступила к открытию школы, и сей вновь открытый храм премудрости нарекла, по волеизъявлению Святейшего, именем «Србуhян».
Поскольку всякое доброе дело вначале всегда имеет своих недоброжелателей, то и против сего начинания встало, подобно потоку, великое множество препятствий, однако бдительным покровительством Его Святейшества и с помощью достопочтенного предводителя епархии архиепископа Георга, слава небесам; «всякие кривизны выпрямились и неровные пути сделались гладкими», и школьное дело изрядно продвинулось. 22 июня прошлого 1870 года, в присутствии попечителей и прихожан, весьма торжественно совершена была церемония экзамена учениц, на которой армянские девушки, продемонстрировав достойные похвалы успехи в изучении языка, доставили великую радость как родительским, так и другим отзывчивым сердцам, поелику еще два года назад женскому полу совершенно не была знакома армянская речь, чтение и письмо, ныне же, благодаря обучению г-на Георга Мандакуни и его благоразумной супруги Луции Гарамрзаян, они более или менее изъясняются на своем родном языке. Есть надежда, что успехи эти будут из года в год еще более разительными на благо и радость нации.
Не вызовут ли удивление мало-мальские успехи учениц в изучении армянского языка там, где армянская речь стала уже всенародной? Однако событие сие следует считать здесь великим делом, ибо армяне нашего города, будучи в свое время переселенцами из Турции, предали забвению свой родной язык и меж собой говорят по-турецки; печальное явление, весьма печальное. Думаю, подобное имеет место во многих поселениях братьев наших как в России, так и в других странах, стало быть, сии более или менее значительные успехи в разговорной речи наших девушек должны вдохновляюще подействовать на любящих свой народ.
Дай бог, дабы везде братья наши с таким твердым единодушием, рука об руку, преисполненные армянским духом, служили бы нации и не только на словах, но и делом и средствами: состоятельные братья должны поддерживать образованных людей, а получившие образование — бескорыстно передавать свои знания молодому поколению нашей нации. Тогда и мы, думаю, постепенно смогли бы достигнуть той ступени просвещения, где уже сверкает славное знамя других народов; непременный долг наш — выйти из глубокого сна, оглянуться вокруг, узреть, как все сталось, какие усилия прикладывают другие, кои продвигаются вперед не то что из года в год, из месяца в месяц, а изо дня в день, верно разумея, что единственным предметом и средством просвещения и силы нации может явиться лишь образование.
Во многих местах обыденными стали слова, я слышал их собственными ушами: «Что, мол, сделали образованные люди и какую пользу принесли они нации?» Этим, кои даже без попыток должного рассуждения разбрасываются словами, возражу: что делать образованным людям, которые, хотя и имеют образование, но, не обладая средствами и возможностями для распространения знаний, стоят сложа руки, и из глубин их сердец исходят лишь отголооки сожаления.
Многие также говорят: «Эх, такая-то школа открылась, но вскоре закрылась», и они это изрекают, серьезно не подумав, однако, в чем собственно причина ее закрытия. Если кораблю не будет хватать кое-каких необходимых снастей, то он, будучи в море игрушкой волн, разумеется, долго не выдержит и, кренясь то в одну, то в другую сторону, в конце концов затонет, став жертвой морской пучины; так и школа, если она не будет иметь средств для управления — исчезнет, подобно утлому судну.
Многим известен тот золотой век, когда наши благодетельные просветители Саак и Месроп, лелея мечту открыть школу, зачастую обращались к содействию князей и знатных вельмож нации; не сомневаюсь, что если кое-где найдутся люди, воспламененные такой же любовью к просвещению, то их благоприятный ветер поможет кораблю прорваться сквозь разъяренные волны, и он пойдет вперед.
Протоиерей Давид Шагинянц
4 марта 1871 г.
Григориополь
«Арарат», 1871, стр. 397—398.
Жорес Амбарцумович Ананян, кандидат исторических наук
______________________________
1. Микаэл Налбандян, Сочинения, т. I, Ереван, 1968, стр. 422.
2. Հ. Ներսիսյան, էջեր հայ կանանց կրթւոթյան պատմությունից («Սովետական մանկավարժ» , 1958, N 5 , էջ 48) :
3. Վ. Երկանյան, Պայքար հայկական նոր դպրոցի համար Անդրկովկասում(1870-1905), Երևան , 1970, էջ 39-40:
4. Վ. Երկանյան, նշվ. աշխ., էջ 39-40:
5.Вспомним, что в Новой Нахичевани женская школа «Сандхтян» была организована в 1878 г.
6. Мариэтта Шагинян, Человек и время (воспоминания), «Новый мир», 1971, № 4, стр. 125.
7. Мариэтта Шагинян, указ. соч., стр. 113.
8. «Արարատ» , 1871, էջ 397-398:
Источник: Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, №5, 1972, pp. 59-65.