• Пт. Ноя 22nd, 2024

Мозаика Еревана. Преданные рода Тер-Аветикянов

Янв 23, 2014

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

Известный священник Старого Норка Тер-Аветик во время Русско-персидской войны оказывал большую помощь генералу Паскевичу, предоставляя армии продукты и очень много необходимого. После войны генерал особым донесением сообщил об этом царю — Николаю I, и тот, принимая во внимание такое преданное служение Аветика, присвоил ему дворянское звание, а наследникам — право учебы в государственных учебных заведениях.

У сына Тер-Аветика было семеро детей. Все в дальнейшем стали известными деятелями Еревана: Ерванд и Аветик — юристами, Арам — врачом, Тигран — фармацевтом, Микаэл — виноделом. И были еще Исаак и единственная дочь Шогакат.

В дальнейшем прославили род Тер-Аветикянов и дети Назара, среди которых особое место занимал Ерванд, 1872 года рождения. Со своим младшим братом Исааком (Сисаком) в начале XX века они стали первыми промышленниками Армении, да и всего Закавказья — основателями чугунно-литейного механического завода, а значит, зачинателями промышленности нашего древнего города, иначе: заложившими основы капитализма -пути, который был разрушен в начале 20-ых годов прошлого века.

Завод, не имевший себе прецедента, начавшийся в первой механической мастерской, родился в 1891 году на старой улице Назарова (ныне улица Амирян) усилиями братьев Ерванда и Исаака и насчитывал двенадцать рабочих. Но дело шло успешно. Ерванд со своим пытливым умом и сноровкой не удовлетворился этим, и через несколько лет снова с братом Исааком на Губернской улице (ныне Республиканская) во дворе своего собственного дома в 1905 году построил большой завод с плавильными, слесарными, механическими, литейными и кузнечными цехами.

У Ерванда не было инженерного образования, он даже бросил учебу в семинарии Геворкян в Эчмиадзине. Но он с детства любил металл, мастерил из него что-то, даже велосипед, удивляя своих сверстников, да и взрослых. В дальнейшем, годы спустя, он уехал в Тифлис, потом в Донбасс, Новороссийск, работал на заводах, приобрел большой опыт для того, что стало смыслом жизни.

Новый чугунно-литейный механический завод за короткий срок стал процветать: здесь производили сельскохозяйственные орудия, помпы, металлические баки, многое — необходимое для народного хозяйства.

В Музее истории города Еревана сохранилась продукция этого завода, так же, как фонарные столбы, на которых надпись на русском языке: «Чугунно-литейный механический завод. Братья Тер-Аветиковы. Эриванъ». Сохранились также металлические плитки и клапаны. В здании бывшей гимназии Св. Рипсиме во время ремонта обнаружили узорчатые люстры над витой лестницей с широкими перилами, ведущими на верхний этаж, которые в свое время были выполнены на заводе Тер-Аветикянов. Все они и сегодня остаются в стенах здания на улице Амирян, ожидая, когда на них остановят свое внимание как на дорогих реликвиях нашего Еревана.

На заводе Тер-Аветикянов выполнялись заказы для заводов вин и коньяков Шустова, консервного Эсапова, лимонадного Гиланяна.

Так процветал завод Тер-Аветикянов. И решили они приобрести новую территорию, основать еще больший завод. И основали. Тот самый, который в дальнейшем стал основой станкостроительного завода Еревана.

Вместе со всем этим Ерванд Тер-Аветикян был общественным деятелем, депутатом городской думы. Велик его вклад и как строителя. Его стараниями была реставрирована церковь Св. Мариам в Старом Норке, в Ереване построена церковь Св. Григора Лусаворича, русские церкви и мосты в Маргаре и Джульфе. Ерванд Тер-Аветикян внес большой вклад в дело проведения в Ереван питьевой воды из источников Кирх-Булах. Его усилиями начала работать первая в Ереване гидростанция, которая обеспечила электроэнергией завод. С именем Ерванда Тер-Аветикяна связано строительство многих домов Еревана. К счастью, дома эти сохранились, не разрушены, и сегодня наполняют сердца гордостью за славных армянских мужей, строивших Ереван.

Стараниями братьев Ерванда и Тиграна построены здания учительской семинарии, первой больницы и министерства финансов на улице Абовяна, прекрасное здание мужской гимназии (ныне Малый зал филармонии им. А. Бабаджаняна), и стоящая на противоположной стороне больница Арама Тер-Аветикяна.

Но пришли иные времена, не только разрушения, скорее погибели и забытья. Начиная с 20-ых годов прошлого века братья один за другим потеряли все приобретенное собственными средствами, трудом, работой мысли. Завод был национализирован, оказался в запустении, без рабочей силы, без специалистов. И пришлось приглашать тех, кто его создал, кому он принадлежал раньше. И он, достойный армянин, патриот, не сомневаясь, ни на что не жалуясь, согласился во имя дела своей жизни. И всегда удостаивался уважения и любви до конца жизни. А конец этот наступил очень скоро: не выдержало сердце.

Ерванд Тер-Аветикян ушел из жизни в 1924 году. Его хоронили с большими почестями на городском кладбище (ныне это парк Комитаса). Спустя годы, когда на этом месте был создан Пантеон, все сравняли с землей: и его имя, и память.

На улице Республики сохранился особняк Тер-Аветикянов, где на втором этаже в обветшалых комнатах живут потомки славного рода. Дом в аварийном состоянии, хотя на наружной стене дощечка: «Охраняется государством». Длинный балкон с каменными узорами вот-вот обрушится, стены из черного туфа потрескались. Дом словно просит о помощи…

Старые ереванцы мечтают о реставрации дома великих мужей своего города, а известный скульптор давно изваял памятник Ерванду Тер-Аветикяну, который когда-нибудь украсит вход в его дом.

Эдуард Авакян

Продолжение