c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Окт 5th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

Монополия власти на насилие как ключевой элемент безопасности государства

Окт 3, 2025

«Наша Среда online» — Понятие «монополия власти на насилие» (или «монополия на применение силы») является ключевым элементом теории государства, разработанной немецким социологом Максом Вебером. Он превращает государство в институт, который обладает легитимным правом на монопольное применение силы на территории своего правления. Суть этой концепции заключается в том, что государство обладает исключительным правом на использование физической силы и армии в своей юрисдикции и защиты своих интересов. В очерке «Политика как призвание и профессия» Макс Вебер считает «монополию на насилие специфической функцией, которую не могут нести другие организации и общественные институты» [3, с. 234].    

Исходя из этого определения, монополия на насилие выступает критерием выделения государства как особой организации и особого института. «Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства – об этом нет и речи, но оно, пожалуй, специфическое для него средство» [2, с.67].

Государство является монополистом в сфере применения насилия на своей территории, это делается для сохранения и защиты своей состоятельности и защиты прав и собственности у населения. В современных условиях состоятельность выступает как важный фактор существования современных государств и их жизнеспособности на международной арене. Однако чрезмерное употребление насилия в стране, ведет к ликвидации демократических институтов и потере доверия у граждан, их симпатий по отношению к правительству, которые приводят к внутренней нестабильности в стране.

В свою очередь, оба этих атрибута государства (суверенитет и территориальная целостность) в условиях нарастающей хаотизации международных отношений подвергаются влиянию новых вызовов и угроз, возникающих в результате разбалансировки системы международной безопасности. Это не означает, что государство является военной силой. Насилие может исходить и от других участников, таких как частные лица, преступные организации и другие группы. К таким угрозам относятся международный терроризм, гражданские войны, цветные революции, «управляемый хаос», а также деятельность ряда мировых лидеров, стремящихся утвердить свое доминирование за счет десуверенизации других стран. Однако в идеале государство является тем, кто имеет законное право на применение насилия в определенных рамках и в соответствии с законом для обеспечения порядка и безопасности общества.

Концепция монополии власти на легальное насилие

Концепция монополии власти Макса Вебера предполагает, что государство контролирует применение силы и собственническое право на использование физической силы на своей территории. Это приводит к формированию особой динамики в обществе и устанавливает государственные стандарты относительно ожидания применения армии и её регулирования. Монополия власти также предполагает, что государство должно использовать право насилия с умеренностью, независимостью в обычном обществе. Это не только означает, что государство может применять полученное для обеспечения порядка и защиты граждан, но обязано ограничивать его использование в рамках закона и справедливости.

Однако существуют различные точки зрения на определение «монополия насилия». Некоторые критики утверждают, что монополия власти на насилие может привести к злоупотреблению властью или к нарушениям прав человека, особенно если государство использует рычаги давления для подавления оппозиции или политических диссидентов. Кроме того, с развитием современных технологий и глобализации, вопрос о том, как монополия на насилие соотносится с частными организациями или организациями, имеющими власть, становятся все более актуальным.

Таким образом, концепция монополии власти на насилии является важным аспектом теории государства и общества, и ее роль и применение продолжают оставаться объектом обсуждений и исследований в современных политических, социальных и правовых дискуссиях [1, С.51].

Концепция монополии власти, предложенная Максом Вебером, является основой понимания сущности государства и его роли в обществе. В современных условиях состоятельность выступает как важный фактор существования современных государств и их жизнеспособности на международной арене. Способность противостоять этим вызовам и угрозам является для современного государства важнейшим показателем его состоятельности и устойчивости. Одним из наиболее опасных угроз состоятельности для современного государства являются внутренние вооруженные конфликты и гражданские войны, порождаемые, в том числе, и цветными революциями.

К внутренним причинам возникновения вооруженных конфликтов следует отнести:

— социальное неравенство различных групп населения;

— различные неурегулированные межэтнические и межконфессиональные противоречия, которые действующая власть либо стремилась подавить силовым путем, либо превращала в предмет политического торга.

К внешним факторам подрыва состоятельности государства можно отнести различные формы иностранной вооруженной интервенции, осуществляемые как напрямую вооруженными силами, так и опосредованно, путем направления в зоны конфликтов своих военных советников, войск специального назначения, контингентов из частных военных компаний, а также вооруженных группировок вооруженной оппозиции.

Среди механизмов, способствующих утрате современными государствами своей состоятельности, нередко выступают технологии цветных революций. Успех борьбы с внутренними и внешними угрозами напрямую зависит от способности современных государств сохранять свою состоятельность и от способности мирового сообщества поддерживать их в этом деле.

В экспертной среде существуют различные мнения по поводу состоятельности государств, причины демонтажа политических режимов[5]., что в свою очередь приводит потери власти у легитимного правительства или к гражданской войне. Состоятельность современного государства отражается в его суверенитете и легитимности власти. Состоятельность государства определятся в его способности сохранить суверенитет, обеспечить сохранность территориальной целостности, в его устойчивости политического режима, соблюдение и достижение национального интереса. А это в свою очередь осуществляется путем монополии на насилие в своей стране.

В современном мире существует ряд важных аспектов, влияющих на применение этой концепции:

Во-первых, это технологические изменения и новые угрозы, такие как киберпреступность и кибервойны, которые создают новые опасности для состоятельности государства, сталкивая его с новыми вызовами. Конфликты возникают на цифровом пространстве, что усложняет контроль и применение монополии власти для защиты своего населения. Технологические изменения привносят как положительные, так и отрицательные изменения в общество. Развитие киберпреступности и кибервойны, а также быстрое развитие технологий создают новые угрозы для государств и общества в целом.

С развитием технологий, киберпреступники используют все более изощренные способы взлома систем конфиденциальных данных, финансового мошенничества и других преступлений, которые могут иметь большое значение для общества и его безопасности (кибершантаж, криптоджекинг, кража цифровой личности и т.д.)

Система кибервойн используемых для кибератаки или шпионажа, дестабилизации или даже применения психологического насилия в других государствах. Это создает новые вызовы для защиты важных государственных данных и безопасности общества. Главная цель, которую преследуют государства, ведущие кибервойны, это вывод из строя инфраструктуры стратегического значения их противников. Все операции кибервойны (cyberwarfare) направлены на нарушение функционирования вычислительных систем, отвечающих за работу деловых и финансовых центров, государственных организаций, на создание беспорядка в жизни страны, поэтому в первую очередь страдают важные жизнеобеспечивающие и функциональные системы населенных пунктов [7].

Во-вторых, это государственная монополия информации, когда государство осуществляет контроль над процессами сохранения государственной информации. Однако эти процессы нередко приводят к монополизации информации, или появлению цензуры, которые могут поставить под угрозу свободу слова. На сегодняшний день в Иране существует самая жёсткая в мире цензура интернет источников. Вне закона находятся все сексуальные и негосударственные политические сайты, информационные блоги о правах женщин.  Это негативный показатель монополии власти над процессами негосударственных информационных источников. Для преодоления этих угроз необходимы скоординированные усилия со стороны государств и отдельных секторов общества. Важно развивать и совершенствовать законодательные основы защиты данных, укреплять системы кибербезопасности и проводить образовательные лекции для населения с целью повышению осведомленности об угрозах и мерах защиты.

В-третьих,в ряде случаев частные компании и негосударственные вооруженные группы обладают силой, которая может конкурировать с монополией насилия у государства. Это может вызвать непоследовательность в состоятельности государства путем применения силового сектора, который в свою очередь приведет к дестабилизации суверенитета государства. Частные военные организации и негосударственные вооруженные формирования представляют собой различные угрозы для общества и международной стабильности, оказывая пагубное влияние на безопасность путем деэскалации конфликта. Вот несколько ключевых аспектов, на которые следует обратить внимание:

а) негосударственные вооруженные группы могут оказать влияние на геополитическую ситуацию, участвуя в конфликтах, войнах и террористических действиях. Судебная практика Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии (МТБЮ) и Руанде (МУТР) уточнила различные элементы организованности негосударственной вооруженной группы. Международные уголовные трибуналы пришли к утверждению, что если и необходима «некоторая степень организации»[1], то для того, чтобы отнести группу к вооруженной организованной группе, не требуется наличия иерархической системы военной организации, сходной с той, которая присуща регулярным вооруженным силам. .

б) нелегальные действиянекоторых вооруженных групп могут быть связаны с организованной преступностью, контрабандой или нарушением охраны природы, что угрожает безопасности общества. Самыми основными угрозами миграции, являются подрыв состоятельности территориальной, экономической и социальной стабильности. Одним из самых больших миграционных кризисов со времен Второй мировой войны на сегодняшний день является европейский миграционный кризис.

в) политическое влияниеотдельных вооруженных групп может играть ключевую роль в дестабилизации внутренней политике, особенно в странах с нестабильной международной политической обстановкой. Пример подобного сценария является серия антиправительственных протестов, восстаний, вооруженных мятежей, охвативших большую часть арабского мира и вошедших в современную историю под названием «Арабская весна».

В-четвертых, это терроризм и гибридные угрозы, так как развитие террористических организаций и гибридных войн требует от государств новых методов противодействия. Сложностью является в возможности сохранения баланса между соблюдением гражданских свобод и обеспечением безопасности общества в условиях неконтролируемых угроз. Терроризм и гибридные войны представляют собой серьезные вызовы для мировой безопасности и состоятельности каждого государства. Они характеризуются разнообразием тактик и стратегий, а также использованием нескольких форм угроз для достижения своих целей. Эти организации могут создавать альтернативные источники войн, которые вызывают вопросы о том, как государства должны реагировать и сотрудничать на уровне международной поддержки. Гибридная война — это сочетание обычных и нетрадиционных инструментов силы и диверсионных действий. Происходит синхронизованное смешение этих инструментов или средств, чтобы воспользоваться уязвимыми сторонами соперника и добиться максимального урона.

В-пятых, международные отношения и военные конфликты, в этом контексте понятие монополия насилия включает в себя не только внутренний порядок, но и отношения между государствами. Международные отношения и военные конфликты являются важными аспектами современной геополитики и мировой истории. Международные отношения охватывают взаимодействие между различными государствами и международными субъектами на мировой арене. Военные конфликты представляют собой разногласия, которые разрешаются путем вооруженных действий. Ниже приведены ключевые аспекты некоторых взаимосвязей между государствами участвующими в военных конфликтах. Международные противоречия могут стать причиной возникновения потенциальных военных конфликтов. Эти причины могут включать в себя территориальные споры, идеологические разногласия, масштабные конфликты, конкуренцию за ресурсы и торговые интересы. В XXI веке вооруженные конфликты имели место быть в следующих регионах планеты: Закавказье, Северная Африка, Африка южнее Сахары, Ближний Восток, Средний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия. Не упоминается вторая чеченская война, т.к. ее активная фаза закончилась в 2000 году,  не называются также антитеррористические операции [4].

Итак, «в XXI веке войны и вооружённые конфликты происходили в большинстве регионов Восточного полушария. Всего их насчитывается – 46, в том числе унаследованных ещё из прошлого ХХ века – 11, и продолжающихся в настоящее время – 2, начавшихся в начале XXI века и продолжающихся в наше время – 10» [6].

 В-шестых, в ряде стран наблюдается нарушение прав человека, вызванных злоупотреблением государства своей монополией на насилие, путем подавления политической оппозиции и ограничением свободы слова. Стоит заметить, что независимая правозащитная организация Freedom House назвала 17 стран и три территории, классифицированные как «наиболее репрессивные общества». Возглавляют этот список такие государства, не соблюдающие гражданские права, как Бирма, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Ливия, Северная Корея и Судан. Соответствующий доклад этой организации был опубликован в Женеве. В докладе отмечается, что в таких странах, как Сирия, Сомали, Туркменистан, Ливия, Куба и Саудовская Аравия, Азербайджан, Таджикистан, люди страдают от наиболее серьезных и систематических нарушений гражданских прав [6]. Это поднимает вопросы о том, как обеспечить баланс между необходимостью обеспечения порядка, использованием насилия и соблюдением прав и свобод граждан.

Заключение

Таким образом, монополия власти на насилие остается ключевым элементом в современной безопасности государства, но споры о применение и его интерпретация продолжаются и в XXI-ом веке.

В современном мире, технологично развивающимся с высокой скоростью, обеспечение порядка и свобод граждан являются важными задачами каждого государства, однако монополия на насилия играет центральную роль во взаимодействии государства и общества.

Концепция монополии власти на насилии, предложенная Максом Вебером, продолжает играть решающую роль в организации и развитии государства. Эта концепция остается ключевой в политической философии и социологии. Однако в современных условиях состоятельность государство выступает как важный фактор существования современных государств и их жизнеспособности на международной арене.

Состоятельность государств напрямую зависит от их способности сохранить государственный суверенитет и территориальную целостность путем применения насилия для сохранения своей состоятельности и защиты прав своих граждан, но нередко именно фактор «монополия на насилие» у государства может повлиять на распад или эрозию стабильности в обществе, пренебрегая правами и свободами своих граждан. В данном контексте необходимо взвешено подходит в применение принудительных мер государственного управления в процессе обеспечения безопасности, чтобы в определённый период эти меры воздействия не трансформировались в неуправляемый хаос.

Карапетян Арен Арсенович,
Помощник депутата Государственной Думы, аспирант. Выпускник МГУ им. Ломоносова, кафедры международных отношений и мировой политики. Руководитель отдела продаж международного департамента ЦФО Таиланд, Университета Синергия.

Библиографический список

1. Беков М.Б. Монополия власти – необходимое условие инновационного развития России//Научно-технические ведомости.- ИННОВАТИКА СпбГПУ. – 2011.- №3.- С.50-54.
2. Вебер М. Избранные произведения. — М.-1990.- С.356.
3. Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М.: Рипол-Классик, 2021.- С.292.
4. Густерин П. Географическая статистика войн и вооружённых конфликтов XXI века // Военное обозрение.- 21 июля 2019г.
5. Манойло А. Цветные революции придуманы под копирку // Взгляд: Деловая газета. URL: http://vz.ru/opinions/2015/?google_editors_picks=true. (дата обращения 16.11.2024).
6. Рейтинг стран по уровню гражданских свобод. URL: // https://nonews.co/directory/lists/countries/civil-freedom (дата обращения 17.11.2024).
7. Угрозы информационной безопасности. URL:  // https://www.anti-malware.ru/threats/cyberwarfare (дата обращения 17.11.2024).


[1] Дело Лимая и др. МТБЮ, Limaj et al. IT-03-66-T. § 89 -30 ноября 2005 г.