c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Сен 9th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

Мы и пост-Европа

Сен 9, 2025
Чехия, Прага, Золотая улочка. Дом Франца Кафки. 1999 фото Андрея Пруткова

«Наша Среда online» — Конечно, европейскую цивилизацию русской кровью нельзя было спасти, но лишь подморозить её распад и отодвинуть хаос от своих границ, которые ещё недавно шли по государственным границам стран Варшавского договора. Однако подлость именно наших, русских элит, подорвала международную безопасность всего мира, не говоря уж о соцлагере и самом СССР.

Освальд Шпенглер в первом томе «Заката Европы» поставил границы западной цивилизации — от X до XX века. Следовательно, сейчас мы имеем дело с пост-Европой.

На первом информационном плане сейчас виден цивилизационный конфликт между Россией и Европой, который активно начался с Великой Схизмы. Но ведь и Схизма 1054 года была уже итогом нашего мировоззренческого и духовного противостояния.

Мы — наследники Византии, они — самого Рима.

Является ли греческая цивилизация нашей общей духовной опорой? Безусловно. И те христианские святые, отцы Церкви, которые жили до Схизмы, они наши общие. Вспомним хотя бы Аврелия Августина, не забывая и о первом христианине Аристотеле. И о схоластах, создавших мост, в том числе Фоме Аквинском.

Но пути наши в X веке окончательно разошлись, и если смотреть шире, то мы увидим, что X век стал началом уничтожения армянского Ани сельджуками. А византийцы армяне и греки — это именно те христианские народы, кто дал нам православные опоры. И так мы шагнули к строительству своего Русского государства — к Киевской Руси.

К греческой античности, её свету, тёмная, мистическая и оккультная Европа ещё долго взывала, пока не пришли 1970-е и «ультра-консерваторы» в Германии, чернорубашечники в Италии.

К свету Гомера тянул свою измученную душу немецкий романтик Гёльдерлин, направлял свое рацио один из основоположников французского фашизма Шарль Моррас, итальянский коммунист и режиссёр Паоло Пазолини, в 1967 году создавший свой шедевр «Царь Эдип».

Немецкие националисты выкрутили Шпенглеру руки, заставив его написать второй том, но тут, как в детской поговорке, первое слово дороже второго.

Гибель европейской цивилизации нельзя гениально переписать.

Да, она чуждая нам, но мы не будем делать вид, что её мучительная смерть нас не касается.


Писатель Анатолий Салуцкий упоминает сегодня материалы Второго съезда писателей РСФСР (1965) с ярким выступлением на нём Михаила Шолохова. Начиналась его резолюция словами:

«В Федеративной Республике Германии готовится закон о прекращении за давностью лет преследования нацистских преступников за совершенные ими злодеяния во второй мировой войне.»

И тут надо окончательно понять, что агония Европы и скатывание в фашизм — это объективный исторический процесс, а то, что русская (или советская элита, кому как нравится) была причастна к запуску этих процессов, приведших к уничтожению СССР, Варшавского договора, убийству европейского коммунизма, расстрелу супругов Чаушеску и политическому преследованию Эриха Хонеккера, пламенного борца с фашизмом во Вторую мировую войну и чуть не погибшего в Моабите (куда он вернулся через полвека), закончившего свою жизнь на чужбине — это наша вина. Она — безмерна. Сейчас мы платим за неё великую цену.


Мы как наследники европейской цивилизации должны спасать культурные коды Европы. И это несмотря на то, что идет война. Она идёт не только с православными, шиитскими или армяно-апостольскими ценностями, но и с цивилизационными в широком контексте. Нет, ни трофеи мы будем вывозить оттуда, ни часы, которых не взял герой романа Юрия Бондарева «Тишина» Княжко, потому что ему «ничего немецкого не нужно», но настоящие ценности.

С той стороны есть попытки дотянуться до подлинной России в надежде на то, что новая конфигурация пост-европейских стран будет, и кое-кто имеет шанс уйти под русский «зонт», получив энергетическую безопасность.

Несколько месяцев назад в Германии объявили Международный конкурс имени Фридриха Шиллера для русскоязычных литераторов. Это прямое свидетельство того, о чем я написала выше. Был бы многословный Поль Валери более проницательным, он бы понимал, что не США прежде всего должны вылавливать размокшего Софокла и Китса после гибели европейского пьяного корабля, вошедшего в свою белую горячку, но Россия. Нео-Декарт или Гипер-Декарт в «бабочке», певец буржуазной культуры, увы, этого осмыслить не смог.


Шельмование российскими пропагандистами всей пост-европейской реальности должно если не порицаться, то во всяком случае здоровая часть нашего общества должна относиться к этому со скепсисом. Ведь существует риск, что вместе Европой будут рушить её науку, культуру (технологии вывезут англо-саксы), глобалисты сейчас свили гнездо в Германии. А поэтому существует большая опасность, что рацио, на котором развивалась дехристианизирующаяся европейская цивилизация со своим декартовским континентальным рационализмом , «хозяевам дискурса» будет не нужна.

Валерия Олюнина