c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Сен 9th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

В кино его привёл Тарковский

Сен 9, 2025

«Наша Среда online» — У этого кинорежиссёра профессионального образования не было. Но среди снятых им  фильмов два-три заставили говорить о новом явлении в армянском кино 70-х годов прошлого века.     

       Баграт Галустович Оганесян  родился в Баку в 1929 году. По обстоятельствам семья эмигрировала в Иран, а после Великой Отечественной войны вернулась в Союз и поселились в Ереване. Здесь Баграт закончил Ереванский Государственный университет, учился в аспирантуре Института литературы. По окончании уехал в Москву и поступил в аспирантуру Института мировой литературы им. М. Горького.

        Но вдруг бросил всё и увлёкся кино. Каким-то образом  он 1965-66 годах  стал работать  в съёмочной группе Андрея Тарковского на фильме „Андрей Рублев” в качестве практиканта-режиссёра. И даже  сыграл  испанского гостя в эпизоде ”Освящение колокола”.

       Подружился с Андреем и с исполнителем главной роли, актёром Анатолием Солоницыным. Они тепло общались и впоследствии, когда Баграт был уже в Ереване, переписывались. Актёр, который  в тот период служил в новосибирском театре ”Красный факел”, 6 июня 1968 года писал ему: ”Багратуленька, ты мой родной! Наконец-то я получил от тебя весточку. Я писал тебе, писал письма и открытки к празднику на Барекамутюн, но не получал ответа…

       … Переписываюсь со всеми рублёвцами, – поддерживаю связь – народ всё-таки был в группе отличный. Только вот ты потерялся на время, да к счастью нашёлся!! С громадным удовольствием повидался бы с тобой, поговорил, я часто скучаю без тебя”.

       В 1969 году на ”Арменфильме” был снят альманах короткометражек ”Царь Чах-Чах” из трёх новелл. Одну из них – ”Честь бедняка” Баграт Оганесян поставил вместе с Аршавиром Самвеляном. Автором сценария был Грант Матевосян. С этой 35-минутной короткометражки  и начался его режиссёрский  путь. А заодно – интерес к творчеству Гранта Матевосяна.

       Интересно другое. В тот год он работал и редактором на фильме Параджанова  „Цвет граната” и они часто общались.    Как-то Баграт получил (или ему вручил лично автор) послание на трёх листах плотной бумаги, исписанных с двух сторон ”Открытое письмо-сценарий Гранту Матевосяну и Баграту Оганесяну от Параджанова С.И. Чёрно-белый  фильм из 2-х частей ”ЧЕСТЬ БЕДНЯКА”.

       После перечисления сцен, написанных мелким почерком, крупно указывались актёры, которых он назначал на роли: ”Симон – Липо Карамян. Сандро – Араик Шираз. Маруш – курдиянка из ”Здравствуй, это я!”. В конце автор нарисовал сценку из фильма и в шутку или всерьёз приписал: ”Можете порвать… Можете продать… Бесценно”.

       В 1972 году Баграт Оганесян сыграл эпизодическую роль французского учёного Тархье в фильме Тарковского ”Солярис”. Хорошее отношение Андрея к нему вдохновляло Баграта, он всячески пытался укрепить эту дружбу и предлагал различные сценарные варианты.

       В тот период он загорелся идеей экранизировать „с одним известным режиссёром”роман Юрия Трифонова “Старик”, который произвёл на него сильное впечатление. Он даже написал об этом автору. Правда, не указав, что имеет в виду Тарковского.

       Писатель ответил: ”Уважаемый Баграт Оганесян. Благодарю вас за добрые слова о „Старике”. Что касается фильма по этой книге, то я смотрю на этот предмет фаталистически. Что выйдет, то и выйдет!. Я ни с кем пока не договаривался. Позвоните, когда приедете в Москву. <…..> В июле я буду на Рижском взморье. С приветом! Юрий Трифонов, 8.VI.71г.”

       Задуманное не получилось, что расстроило Баграта. Тарковский успокоил его: ”Напрасно ты впадаешь в амбицию. Мне по правде ”Старик” не понравился. При встрече поговорим на эту тему”.  

       В 1973 году Баграт снял полнометражную драму ”Терпкий виноград”  по сценарию Рубена Овсепяна.  По традиции он сначала послал сценарий Тарковскому и получил подробный разбор и советы по его улучшению. Помимо этого Андрей Арсеньевич стал и художественным руководителем постановки. Фильм был благосклонно воспринят зрителями и критиками. Хотя последние не преминули отметить ”тарковские нотки” в ”оганесяновской трактовке”.

        Фильмом, о котором сразу заговорили как о неординарном явлении, стала драма ”Осеннее солнце” по повести Гранта Матевосяна ”Мать едет женить сына”.

       Осенью 1977 года он ещё до выхода на экраны был показан в литовской Паланге на семинаре по вопросам современного кинематографа и по свидетельству журнала ”Кино” ”вызвал на редкость  единодушную восторженную реакцию”.  

       Кинообозрение, составленное по итогам семинара рассказывает более подробно: ”В Паланге просмотр работ киностудий страны был открытым. В последние двадцать лет Армянский кинематограф утратил свою былую славу, и может поэтому  ”Осеннее солнце” собрало немного зрителей. Но никто не ушел из зала, а после фильма звучали долгие аплодисменты.

       В актерских фильмах, к сожалению, так много болтают, что зритель стал относиться к слову с опаской. Армянский режиссёр Баграт Оганесян, по образованию филолог, старается реабилитировать слово. Герои его фильма „Осеннее солнце” говорят много. Но это стало удачей фильма, потому что в словах глубокий смысл. Каждая фраза не провозглашает истины, а воспринимается как афоризм”.

       Помимо  художественных достоинств изобразительного ряда картины, нельзя не отметить актрису Анаит Гукасян, замечательно сыгравшую  главною героиню Агун. К слову, это был её дебют в кино.

       Ещё во время съемок ”Осеннего солнца” Грант Матевосян как-то рассказал Баграту о сценарии, который  хочет написать под названием ”Боров”. И когда через несколько лет он показал ему сценарий фильма ”Хозяин”, он вспомнил тот разговор.

       В 1984 году в интервью журналу ”Искусство кино” Баграт говорил: ”После съёмок ”Осеннего солнца” мне казалось, что в будущем я вряд ли вернусь к деревенской теме, тем более к той же деревне Цмакут, описанной тем же писателем. Была опасность повторения. Киноповесть Гранта Матевосяна, при том, что некоторым она казалась несколько усложненной, обладала, на мой взгляд, той самой чёткостью и определённостью в разговоре о нравственных категориях, которые близки мне”. 

       Сценарий ему очень понравился и он послал его Тарковскому. У того мнение было иное, он стал отговаривать Баграта. Не отрицая ”фолкнеровского” настроения матевосяновской прозы, писал: ”Я прочёл рукопись Гранта. Но должен сказать, не вполне разделяю твоё мнение, что это ”великая литература” как ты выражаешься. Я не понимаю этой вещи Гранта. Но ведь дело не во мне. (Кстати, ”Мать едет женить сына” пронзительнее и точнее)”.

       Но Баграт снял фильм в 1983 году, пригласив на главную роль Хорена Абрамяна. Актёр в роли  лесника Ростома Саркисяна из села Цмакут –  образ трагический, ”сыгранный так, что мы этого странного огромного человека уже не сможем забыть никогда, – писал обозреватель Александр Никитин, – Бог Пан, атлант, Сизиф – богатство ассоциаций, рождаемых образом Ростома не противоречат суховатой, почти хроникальной манере повествования, лишь изредка разрываемой кадрами-воспоминаниями. Благородная сдержанность режиссёрского стиля Оганесяна, будто бы укрощая львиный темперамент Абрамяна, на самом деле оконтуривает его. Если что-то достойно называться чудом искусства – вот оно”.

       Фильм ”Хозяин” демонстрировался в июне 1986 года в программе фестиваля ”Новое кино” в итальянском городе Пезаро.

       Были у Баграта Оганесяна и другие работы в кино. Но пожалуй, самое главное, что он хотел сказать, сконцентрировалось в этих фильмах. А говорил он так: ”Художник должен делать свое  дело. И молчать. За него говорит его произведение. Или не говорит…”

       Он не успел сделать всё, что хотел, ушёл из жизни в 1990 году. Остались сценарии, над которыми работал, заметки. Но это уже – история…

ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ

”ЭФИР”, № 37
04.09.2025 г.