«Наша Среда online» — Мкрдич Хачикович Текнеджян родился в 1926 году в поселке Режет Апшеронского района, который тогда входил в состав Армянского района. Этот район был создан в 1925 году путем объединения армянских поселений Апшеронского и Туапсинского районов и просуществовал до 1953 года.
Дедушка Мкрдича, выходец из Джаника в Османской империи, пережил геноцид и переселение в Российскую империю. В СССР он столкнулся с коллективизацией и сталинским террором, был объявлен кулаком и на три года сослан в Сибирь. Там он погиб при несчастном случае. Мкрдич был седьмым и самым младшим ребенком в семье.
С детства он любил ловить рыбу на реке Пшехе. Этому его научил единственный казак в поселке, Василий. Рыбалка помогала семье, особенно когда отца Хачика Текнеджяна выслали в Нижний Тагил. Но благодаря письму товарищу Сталину он смог вернуться домой. В 1934 году семья переехала в поселок Черниговский того же Армянского района. Там были больница и школа с преподаванием армянского языка, и в этой школе Мкрдич окончил десятилетку.
Во время Великой Отечественной войны братья отправились на фронт. Один из них попал в плен и оказался в концлагере Бухенвальд, пока советские войска не освободили его. Армянский район был оккупирован немцами на полгода. Семья переехала в село Кушинка и вернулась в Черниговскую область после освобождения.
В 1947 году Мкрдич Хачикович Текнеджян поступил в Майкопский педагогический институт на географический факультет. После окончания вуза его направили в Чеченскую Республику на должность директора школы. Однако, по совету Чебоняна, который курировал армянские школы, он решил работать в хуторе Шаумян Тульского района. В то время многие преподаватели школы не имели педагогического образования, а у предыдущего директора не было даже среднего.
С первого дня своей работы Мкрдич Хачикович начал строить новую школу. Строительство велось всем хутором, так как это событие было значимым для всех. После завершения работ в каждом классе был отдельный кабинет, тогда как в старой школе приходилось учиться в две смены из-за четырех комнат. Были приглашены новые, квалифицированные преподаватели, многие из которых приехали из Еревана. Туда же отправились за армянскими учебниками. Чтобы узаконить новую школу, Текнеджян поехал в Москву на встречу с министром и успешно провел переговоры.
Авторитет директора в Шаумяне был высок. При нём школа часто занимала призовые места на спортивных и художественных фестивалях. Но в 1960 году произошла перемена: школу перевели с армянского на русский язык обучения. В сталинскую эпоху все народы имели право учиться на родном языке, но во времена хрущёвской оттепели эта практика была прекращена.
Первый секретарь райкома Паньков решил избавиться от директора, обвинив его в отсутствии подсобного хозяйства. Некоторые преподаватели также присоединились к травле. В результате Мкрдич Хачикович Текнеджян был уволен из школы во время бурного совещания.
Однако без работы он не остался. Благодаря своим организаторским способностям, Мкрдич получил предложение от первого секретаря обкома партии Нуха Асланчериевича Бергзегова. Тот предложил ему организовать всё то же самое, что Мкрдич сделал в Шаумяне, но теперь в заброшенной деревне Махошеполяна Тульского района.
В этой деревне не было ни света, ни дорог, ни школы. Первый секретарь обкома считал, что только Мкрдич сможет возродить её. После обсуждения с женой Мкрдич согласился принять это предложение.
Прошло немного времени, и на хуторе появилась первая асфальтированная дорога. Она была нужна для перевозки стройматериалов для новой школы. Мкрдич Хачикович сначала жил в доме Абияна Арменака, а потом, с помощью леспромхоза, выкупил дом в центре села у Терзияна Манасера.
Новая школа строилась быстро. За это отвечал ПМК-1 колхозстроя под руководством Четвернина С. П. Параллельно с дорогой устанавливали опоры линии электропередач и появилась трансформаторная подстанция. Нух Асланчериевич часто приезжал на хутор и был доволен бурным развитием и возрождением села.
Годы работы директором в Махошеполяне пронеслись для Мкрдича Хачиковича быстро. Но нашёлся человек, который начал писать доносы на директора школы в райком и обком. Им оказался местный житель Артин. В своих заявлениях он утверждал, что директор злоупотребляет полномочиями, учителя доят его коров, а дети не выходят с плантаций. В те времена к таким заявлениям относились серьёзно и не оставляли без внимания. Комиссия прибыла в школу.
Из книги Кукульяна Парнака Саркисовича «Незабвенная боль Джаника»:
Директора школы изолировали в отдельном кабинете, чтобы он не мешал дознанию.
— Кто доит коров директора? — спросил инструктор ЦК учительниц, собравшихся в учительской.
— Какие коровы? Мы даже не знаем, с какой стороны подходить к вымени, — возмутилась Ася Хачатурян. Она преданно служила директору все годы работы.
Инструктор услышал похожие высказывания от других учительниц и семиклассников, которые тоже были возмущены вопросом о плантациях.
— Наоборот, наш директор учит нас полоть кукурузу во время работы на колхозных полях, — возразили они.
За день допроса комиссия не добилась ничего конкретного.
— Сплошная грязь и ничего путного, — подвел итог заведующий районо Василий Павлович Домышев. Он предложил инструктору ЦК закрыть тему эксплуатации учителей на подсобном хозяйстве директора.
Когда Мкрдича Хачиковича выпустили, он с присущим ему радушием пригласил:
— Война войной, но кушать наверняка хочется. Пойдем ко мне домой.
— А что, можно и поужинать, — согласился инспектор ЦК.
Во дворе Мкрдича под тенью огромного грецкого ореха был накрыт богатый стол. Тушёнка, шулюм, шашлык, жареные грибы из леса, баклажаны, перец, зелень и знаменитый текнеджяновский мацун — всё это было приготовлено друзьями директора.
После дневного голода члены комиссии набросились на еду. Они почти дотемна обсуждали за обильным столом вопросы школы, а после употребления домашней водки инструктор ЦК категорически отказался возвращаться в Майкоп.
— Вы езжайте, — обратился он ко второму секретарю обкома партии Аутлеву. — Я проведу здесь дополнительное расследование.
— Но ваша безопасность для нас небезразлична, — забеспокоился Аутлев.
— В моем доме никто его не тронет. Я обеспечу его безопасность на всю ночь, а утром передам тем, кто за ним приедет, — успокоил всех Мкрдич.
Так и решили. Свита уехала, оставив инспектора ЦК в отдаленной деревне. Видимо, ему захотелось провести сказочную ночь на фоне природы. Когда еще найдется второй Артин Аракелович, чтобы дать московскому представителю такую возможность. Стол не отпускал инструктора, пока тот наслаждался вкусной едой. Вдруг за воротами раздался зов деревенского пастуха:
— Эй, Мкрдич! Коровы ждут тебя, нужно доить.
Мкртыч извинился перед инструктором и ушел. Ему нужно было срочно подоить четырех коров с полным выменем молока. Он начал дойку, подпуская сначала маленьких телят к матери, а потом приступая к дойке.
Инструктор не выдержал и пошел посмотреть, как ловко директор справляется со своей работой. Когда фляга наполнилась, инструктор, уже хорошо пригревшись, приказал привезти к нему жалобщика Артина.
Охранявшие дом Андрей и Гурген оставили собак-волкодавов и ушли за Артином. Долго ждать не пришлось. Артин стоял у стола.
— Сколько у тебя коров и сколько молока ты сдаешь государству ежедневно? — сурово спросил инструктор.
— Зачем мне коровы? Мне и так неплохо, — равнодушно ответил Артин.
— Вот как получается. Ни один пункт твоей жалобы не подтвердился. Из-за зависти ты хотел очернить честного труженика. Если бы такие, как ты, бездельники разводили коров вместо писанины, у нас давно был бы коммунизм. Мкрдич Хачикович ежедневно сдает государству 40 литров свежего молока для детей рабочего класса. И это при том, что он успевает выполнять свою главную работу — быть директором школы. Проверка твоей жалобы окончена с плачевным исходом для тебя.
Растерянность охватила Артина. Он никак не ожидал такого ответа от московского представителя. Однако он в грубой форме напомнил:
— Если не можете найти управу на этого человека, — указал он на Мкрдича, — то я буду писать на съезд партии.
Артин хотел вывести инструктора из равновесия, но тот с холодной московскостью ответил:
— Твоя следующая жалоба, куда бы ты ни написал, окончательно похоронит все твои замыслы. Наша партия справедлива и принципиальна. Мы не позволим таким, как ты, унизить и осквернить честного члена нашей партии, который одновременно является депутатом районного совета нескольких созывов. Народ ему доверяет.
— Мой совет тебе, Артин Аракелович: не завидуй людям, которые создают себе благо неустанным трудом. Старайся привыкать к тяжелой работе сельского труженика, раз живешь в деревне.
Сделал ли Артин выводы, покажет будущее. Но в ту ночь он, опустив голову, молча ушел из дома Мкртыча Хачиковича.
Справедливость восторжествовала.
Рано утром обкомовская Волга забрала инструктора.
В 1964 году в Махошеполяне открылась школа. Директор Мкрдич Хачикович с учениками и учителями высадил липы на пустующих землях вокруг здания. Он разбил клумбы с цветами, создал школьную усадьбу для выращивания овощей и ягод, и школа стала образцом чистоты и порядка.
Первый секретарь райкома Василий Яковлевич Дорохов проверял школы на наличие амброзии. В округе кусты амброзии росли повсеместно, но в Махошеполяне с этой проблемой справились успешно.
Мкрдич Хачикович проработал директором двадцать лет и в 1984 году вышел на пенсию. Он жил в поселке Тульском, рядом со средней школой №1, где работала его жена Варвара Оганесовна.
В 2016 году в хуторе Шаумяне отметили 90-летие Мкрдича Хачиковича. На праздник собрались бывшие ученики, представители местной администрации, Союза армян России и гости из Майкопского района. Все уважали трудолюбивого учителя, который получил медаль от Союза армян России.
В 2017 году Мкрдич Хачикович скончался. Сегодня школа в хуторе Шаумяне носит его имя.
13 декабря 2024 года в Образовательный центр №4 пришла Александра Текнеджян — внучка Мкрдича Хачиковича Текнеджяна.
В канун Нового года Александра провела для ребят классную встречу. Она рассказала о создании школы, о том, как Мкрдич Хачикович, несмотря на трудности, добился своей цели. Благодаря ему у нас есть своя небольшая, но родная школа.
После общения со школьниками Александра вручила им новогодние подарки, среди которых была красивая искусственная ёлка, которая очень их обрадовала. Самые маленькие ученики вместе с Александрой украсили главный символ праздника.
Ученики и педагогический коллектив выразили огромную благодарность Александре Текнеджян за её интерес к школьной жизни и помощь в осуществлении желаний ребят.
История Мкрдича Хачиковича Текнеджяна изложена в книге первого председателя Адыгейского регионального отделения «Союза армян России» Кукульяна Парнака Саркисовича, который в своем произведении «Незабвенная боль Джаника» рассказывает о жизни и судьбе этого человека.