«Наша Среда online»— Много о том, как поменялась жизнь в Таджикистане в эти десятилетия, рассказывает иранист, профессор Института востоковедения Российского-Армянского университета Виктория Александровна Аракелова. Её родителям во время дестабилизации мирной жизни пришлось уезжать из Душанбе, так как в семье воспитывались три дочери.
Она особенно артикулирует, что практически все, кто уехал оттуда – русские, армяне, немцы, татары, евреи, поляки и другие – все говорят о таджиках исключительно в положительных тонах. То есть, несмотря на произошедшее, на стремительность, многие помнят только хорошее – доброту, открытость, тепло. Это очень показательно. Выходцы из Азербайджана могут сколько угодно ностальгировать по молодым годам, но это никогда не ностальгия по отношению с азербайджанцами. Армянские деревни с их добротным бытом, Кировабад с очень существенным и самобытным армянским сегментом — эти прекрасные сады, дворы под виноградниками и Баку – немного отдельная история. Но, тем не менее, повсюду – молодость, жизнь, радость – одно, а азербайджанцы – другое. Это не исключало личных человеческих отношений между людьми, само собой. Но в целом, рядом – стихия. В Средней Азии такого ощущения не было.
Руководитель армянской общины Таджикистана Тельман Восканян отрицает, что армяне значительно пострадали в конфликте. Корреспонденту газеты «Новый Ковчег» он рассказывает: «Правда, армяне не пострадали – они тут были вообще ни при чем. Тогда община уже как организация провела несколько пресс-конференций, объясняя, что к чему. Самое же главное наступило потом – известные представители таджикской интеллигенции и власти стали выступать в СМИ сами и с коллективными письмами, извиняясь перед армянами. На улицах к армянам подходили люди и извинялись за содеянное, несмотря на то, что ни один армянин не пострадал. Это – мера цивилизованности народа».
Это же мнение подтверждает Виктория Аракелова. Ситуацию в Таджикистане и в Азербайджане даже близко сравнивать нельзя. Если в Азербайджане против армянства всегда велась целенаправленная политика выдавливания и уничтожения, в Таджикистане ситуация была прямо противоположная. В СССР армяне постоянно ехали в Среднюю Азию работать, и из Нагорного Карабаха (Арцаха), и из Азербайджана в целом. Армянские специалисты внесли значительный вклад в развитие среднеазиатских советских республик. Везде к армянам было очень хорошее отношение. В Таджикистане особенно. Среди древнего иранского народа – таджиков – армяне прекрасно себя чувствовали. На национальной почве среди таджиков и армян никогда не было конфликтов и недопонимания. Но отрицать то, что произошло, глупо. В дальнейшем от того, что произошло, пострадали сами таджики. Это была настоящая бойня. Люди просто пропадали. Но до того, как началась сама гражданская война, де факто были какие-то антиармянские выступления. Был лозунг «армянам три дня, русским три недели». Я должна сказать, что этот слоган придуман совсем не таджиками. Работали там и эмиссары из Азербайджана, которые настраивали таджиков против армян, но даже это не срабатывало. Но в абсолютном своем большинстве армяне собрались и уехали. На улице уже шли какие-то непонятные полубои, могли поймать кого-то или избить, нападали даже на своих таджичек-девушек, которые были более европеизированы. Но это были подготовленные акции: из кишлаков спустили людей, накачанных квазиисламской пропагандой. Армяне были уже научены горьким опытом. Совсем недавно были Сумгаит, Баку, Кировабад. Они тут же быстро собрались и уехали, там единицы армян остались. Поэтому армяне особенно не пострадали, так как проявили оперативность. Для выезда были открыты спецрейсы на Ереван. Сам аэропорт в Душанбе был оцеплен военными. Говорят, что в те дни на площадях варили в казанах плов, туда добавляли гашиш. Эти же технологии в виде «печенек Госдепа» мы видели потом на Евромайдане.