c8c673bf45cf5aeb
  • Пт. Июн 27th, 2025

В чьих руках находится византийский дискурс?

Июн 27, 2025
«Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме

«Наша Среда online» — В конце мая ушёл из жизни Алексей Михайлович Лидов, крупнейший историк, византолог. Он с 2008 по 2009 года работал заместителем президента Российской академии художеств по научным и инновационным программам. С 2010 по 2025 год был заведующим отдела культуры древности Института мировой культуры МГУ. Читал лекции и работал в качестве приглашённого исследователя в Принстонском, Гарвардском, Оксфордском, Кембриджском, Токийском, Центрально-Европейском университетах, Сорбонне и других.

Его уход заставил меня еще раз задуматься, а кто в общественном пространстве защищает по периметру нашу восточнохристианскую цивилизацию? И есть ли в общественном сознании этот византийский дискурс, который заставлял бы любое чадо Русской Православной Церкви вспоминать о своей колыбели и том, что мы, русские, наследники византизма?

То, что в общественное сознание транслируются какие-то византийские нарративы, мы знаем. Есть Царьград, к информационной повестке которого, да и к самому «православному олигарху» много вопросов. Второй год разгоняет в интернете византийскую волну либеральный поэт Игорь Караулов, с начала СВО ставший фронтменом патриотизма. У нас умер выдающийся византолог Алексей Лидов, а был ли он в публичном поле, этот прекрасный специалист, которого знали и в мире? С какой стати разомлевший на поприще поэзии Z поэт Караулов рассуждает о византизме и возвращении России к своим истокам? Кстати, до февраля 2022 года он не был замечен среди борцов за православие, восточнохристианскую цивилизацию. А тут после посещения столицы государства НАТО Анкары начал вбрасывать в инфополе сомнительного достоинства месседжи. Мол, русские и турки успели навоеваться, но не успели наговориться, мы вместе с турками, оказывается, наследники Византии — они унаследовали тело, а мы душу.

Не будем здесь распространяться, каким способом утверждалась османская цивилизация, зачищая греков, армян, 200 тысяч русских молокан в Карсе — вот именно, что наследников Византии. И продолжает уничтожать под кураторством британцев и сионистов как православие, так и восточное христианство.

Кто вообще был разработчиком идеи, что русские и турки вместе что-то наследуют?

Турки — экзистенциальные враги восточнохристианской цивилизации. Именно они выдавливали нас из Арцаха, убивали русских миротворцев, со своими прокси ушли нас и из Сирии, угрожая уничтожить наше присутствие в Закавказье с выходом к каспийскому берегу Дагестана.

Кстати, когда турецко-азербайджанский тандем чистил древний армянский Арцах, я не слышала, что Караулов защищал христианство в этом регионе.

В 2007 году в Париже выходила книга французского византолога Мишеля Каплана «Византия». В издательстве «Вече» она была переиздана в переводе А. Степановой в 2011 году. Благое дело — донести до русского читателя вести о его духовных опорах! Из почти самого сердца католического мира!

Однако уже из предисловия стало ясно, что обращение Запада к Византии имеет вполне определённую цель — выбить из-под шатающейся России духовные опоры. И управлять фактором византизма самим. В этом контексте турецкий хаб и здесь им в помощь. Не нам. Так что Караулов очень заблуждается на тему того, что нам на основе византизма можно слиться с британским проектом — Турцией — в экстазе. Пока мы видим, как турки убивают русских дипломатов, послов, офицеров. Да и мирное население Донбасса под турецкими «Байрактарами», а не под распечатанными фресками и иконами великой цивилизации.

Еще не начался Оранжевый Киев, а «партнёры» в книге «Византия» нас уже предупредили: сегодня, когда некоторые православные нации вошли или собираются войти в Евросоюз, их все больше начинает интересовать цивилизация, из которой вышли эти народы. Автор отмечает, что современные православные цивилизации (именно так, во множественном числе, видимо, с упором на «украинскую цивилизацию») основаны на традициях, пришедших из Константинополя, в той же степени, в которой западные цивилизации базируются на римской культуре. Правда, замыкает он свои рассуждения выводом: Византия — это и есть Рим, и ее культурные коды — часть европейской идентичности.

И не поспоришь, учитывая, что один из важных этапов западной цивилизации — Ренессанс, заново открыл древнюю латинскую и греческую литературу и философию. Запад познакомился с классическими греческими авторами в арабских переводах, выполненных в Багдаде в IX веке, но они были сделаны на основании рукописей, привезённых из Византии. К тому же, добавляет Каплан, пионеры гуманизма итальянцы обратили свои взоры к Византии, где учёные в течение долгого времени переписывали и комментировали не только тексты Платона, Аристотеля, Софокла и Галена, но и фактически все произведения древнегреческих авторов. Италия приняла тех из византийских интеллигентов, которые, поняв неизбежность османского завоевания, предпочли покинуть родину, увозя с собой, что осталось от их цивилизации, явившейся наследницей классической Эллады. Правда, карауловы и не подозревают истинных причин, почему эта часть элиты отказалась от диалогов с турками. В Армении после Анкары поэт тоже побыл немного, примерзая к стульям вместе с поэтической маркитанкой в Союзе писателей Армении на проспекте Баграмяна. Можно было бы совершить паломничество по первой христианской стране, раз есть такое рвение понять византизм, тем более что армянка Анна крестила Русь.

Также можно было спросить у армян об их предках, кого турки и курды и хамидие резали с конца 19 века до 1922 года вместе с греками, дочищая Смирну и турецкий красный проект Субхи.


Зачем же Западу византизм сегодня, который они жгли огнем и мечом в 12 веке?

Первую причину мы уже назвали — выбить из-под русских и армян, а также из-под наших братьев по восточным церквям духовные опоры.

Во-вторых, античность они уже уничтожили. Вспомним, что в прошитой мистицизмом Германии несчастный Гельдерлин искал утешения в Гомере. Да и французские социалисты типа Шарля Морраса, потом оказавшиеся в Виши, призывали вернуться в античность и окончательно уничтожить Христа, оставив от католицизма только структуры и иерархию.

Поэтому европейцам нужен этот византийский дискурс как последний глоток живой воды! Последний этап перед тем, как закопать античность в землю, постмодернизм — уродливое детище модернизма — еще тлеет и заражает все, к чему прикасается, вместе со своим последом метамодернизмом.

Мы много раз говорили, что именно русские должны мало того, что сохранить память и культурные коды Византии, но и отмыть античность от либеральной фашистской скверны. Никто кроме нас этого не сделает.


Я нисколько не сомневаюсь в том, что труды византолога Алексея Лидова были хорошо известны как узкому кругу специалистов, так и глубоко верующим людям. Но в информационном поле лидовых нет, но есть карауловы.


Недавно мне Аршак Исраелян подарил огромную книгу в 700 страниц — «Вся история искусства в одной книге. Мост через бездну» Паолы Волковой. Вся история — это большая натяжка, здесь нет упоминания о многих великих культурах.

Большое число страниц, как вы догадываетесь, посвящено западному искусству.

Пожинаем издержки западноцентричной картины мира. Про искусство Византии есть несколько страниц, и эти рассуждения утоплены в «диалогах культур». В частности, глава «Создание художественного языка» имеет подзаголовок «Готика, Китай, Древняя Русь». Про Византию, конечно, есть и в «Русском искусстве».

Разумеется, все эти занимательные лекции «диалоги культур» были интересны в то время, когда обычный человек знал, что такое культура. Одно время искусствовед Ирина Антонова вела на канале «Культура» такую передачу, одновременно делая выставку в ГМИИ. Там у нее египетская плывущая девочка-ложечка демонстрировалась рядом с девочкой на шаре Пикассо.

Конечно, такие контексты уместны, правда, если ограничиваться «голубым периодом» офранцузившегося Пабло.

Все, что было потом, ставить рядом с Древним Египтом нерелевантно.

Но в последнее время мне все чаще стало казаться, что все эти сопоставления, сравнительное или занимательное искусствоведение приносит только вред.

Люди не знают элементарных вещей про свою культуру, откуда берутся ее истоки и где их духовное сердце. Думаю, после обильных диалогов о животных мы теперь остро нуждаемся в тростнике и лотосе, и начинать надо учить молодое поколение почти с белого листа.

А Третий Рим все же — Москва, а четвертому не бывать. Поствизантийский центр православия — это Россия.

Валерия Олюнина