c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Апр 1st, 2025

Ещё раз о свете Калязина

Мар 26, 2025
Фото Сергея Дегтярёва. https://serg-degtyarev.livejournal.com/129722.html

«Наша Среда online» — Заходила сегодня в Армянское посольство в Армянском переулке, где снималась сцена прощания с уходившими на фронт новобранцами в ленте «Летят журавли». Выходя увидела дом Юрия Нагибина и не стала подходить. После его рассказов «Сирень», «Колокольня» почитала о его так сказать обратной эволюции.

Известно, что у Нагибина не было детей. Его жена Алла говорила: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: «В этой стране я не хочу иметь детей». На последних фотографиях Юрий Маркович со страшным, без света лицом, с каким бывают французские философы Франции, либертарианцы, «испытавшие влияние» маркиза де Сада или Аттали.

Автор замечательных рассказов о трагический судьбе Шаляпина и Рахманинова, о сиреневом вине первой любви, о полузатопленной колокольне Калязина…. Вдруг «осознавший» и poco a poco возненавидевший свою страну.

В самой затопленной колокольне мне не удалось еще побывать, хотя Калязин я посещала несколько раз. От моего города я доезжаю до Савелова, там стыковка сорок минут и потом еще час, кажется. Всего три часа от моего дома — и начинается что-то тайное, неизведанное.

В зоне затопления я была и летом, и зимой. Именно из-за имперского русского армянина я впервые попала в этот заповедный край, когда мы с Павлом Джангировым стали работать над книгой «Львы Мологи. По русским следам Александра Таманяна».

Не суждено было зодчему узнать, что погибнет под тоннами воды построенное им в родовых имениях Мусина-Пушкина. Не мог Александр Иванович Таманян ( в России его звали Тамановым) предполагать, что искусственное море накануне большой войны вернётся туда, где много миллионов лет назад было древнее море, и сегодня на его берегах находят гигантские аммониты средне-верхней Юры.

В марте с 2017 года с берегов Рыбинского водохранилища пришла весть о чуде: затопленные церкви, покоящиеся на дне реки Мологи, посетила исследовательская группа аквалангистов. Поисковую команду возглавляли Константин Богданов из Центра подводных исследований Русского Географического Общества и Дмитрий Радченко из межрегиональной организации «Третий Рим». К аквалангистам присоединились эконом Свято-Данилова монастыря игумен Иннокентий (Ольховой) и мэр города Рыбинска, настоящий спецназовец Денис Добряков. Денис Валерьевич — абсолютный чемпион мира по парашютному спорту, оказалось, что может погружаться и на дно Русского моря.

Этот проект «Затопленные святыни Мологского края» сплотил большое число русских людей: музейщиков, журналистов, дайверов, серфингистов, историков, реконструкторов. И никто из них не обвинял Сталина, не очернял тот тяжёлый период истории, который был перед войной — когда пришлось топить 7 городов и 700 деревень, монастыри, и среди них Югская Дорофеева Пустынь.

Сам Константин Богданов в те годы вместе с командой нашел знаменитый линкор «Лефорт» на Балтике. Президент РФ России Владимир Путин наградил его премией «Человек года РГО». Сколько найдено ими кораблей, подлодок Великой Отечественной! Каждое погружение как паломничество.

Позиция Богданова — прекратить говорить о трагедии в негативном контексте, ведь на этой энергии, что вырабатывалась на Рыбинском и Уличском водохранилищах, жила Москва в войну. Если бы не это решение — столица погрузилась бы во тьму. Да, торопились, да, были ошибки, давайте впредь не допускать и изучать историю. Относиться к нему как к сакральному пространству, месту силы.

В 2020 году в музее архитектуры Щусева открылась выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Ансамбль Макарьевского монастыря, сохранившийся с допетровского времени, как и вся старая часть города Калязина, ушёл под воду при создании в 1940 году Угличского водохранилища. Выставка была посвящена результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.

Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и был одним из самых богатых и почитаемых в России. Монастырь посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде. Монастырский ансамбль был уничтожен, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина, в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей — 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.

Я не понимаю, почему одни люди могут объединяться и спасать, и любить, а другие ищут повод, чтобы ненавидеть?

Неужели Нагибин больше, чем миллионы советских людей, потерял или страдал? Так, что не захотел оставить после себя сына или дочь? А, может, и правильно все: дети должны рождаться только в любви. Прав отец Андрей Ткачев: в Россию любовь вернется, когда мы ее действительно будем достойны.

Валерия Олюнина