c8c673bf45cf5aeb
  • Пт. Мар 14th, 2025

Аварайрская битва: побеждённые телом, но непокорённые духом

Мар 14, 2025

«Наша Среда online» — Аварайрская битва (26 мая 451) — одна из самых великих битв в истории Армении. 66 тысяч армян под предводительством Вардана Мамиконяна встретились на Аварайрском поле с 220-тысячной персидской армией Сасанидов. Она произошла на Аварайрском поле и была направлена против насильственного насаждения зороастризма. Армения к тому моменту была уже христианской страной со сложившейся культурой и развивающимися литургическими традициями.

В 301 году при Трдате III Великом (287—332) христианство было принято в Великой Армении как государственная религия. В 387 году, однако, Армения утратила независимость и была разделена между Сасанидской Персией и Римской (позднее — Византийской) империей. 

В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 г. персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию сасанидского государства (марзпанство) и с низвержением Арташеса положил конец Аршакидской династии. 

Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), обычно армянином по происхождению, имевшим ограниченную власть. Персидская часть управлялась марзпаном (правителем). Марзпан обладал верховной властью: он мог даже выносить смертные приговоры, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из которых был полунезависимым правителем в собственном княжестве и имел собственную небольшую армию.
Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьёй» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъём, связанный с деятельностью просветителя и изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его учеников. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

В 438 г. персидским царём стал Йездигерд II. К 447 г. ему удалось нормализовать отношения с историческим врагом – Византией и после многолетней войны победить кочевников – кушанов. Упрочив своё положение, Йездигерд II решил ужесточить политику в отношении Армении. Вероятно, этим царь хотел:

  • добиться большего внутреннего единства своей державы;
  • ликвидировать возможную «пятую колонну» в случае войны с Византией, ведь христиане-армяне были для христиан-византийцев потенциальными союзниками;
  • продвинуть официальную персидскую религию того времени (зороастризм), которую он считал единственно верной.

В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провёл перепись населения, обложил народ тяжёлыми налогами, отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам. Более того, верховный визирь персов издал эдикт, которым потребовал от армян отказаться от христианства и перейти в зороастризм. В ответ на это в 449 г. в Арташате собрался собор высшего духовенства и знати, который отверг требования персов.

Этот ответ крайне разочаровал Йездигерда II. Он вызвал наиболее знатных нахараров Армении, в том числе марзпана Васака Сюни и спарапета Вардана Мамиконяна в свою столицу Ктесифон. Там, вопреки традиции, царь не удостоил гостей торжественным приёмом и потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» (почитание солнца и огня является важным элементом зороастризма). Армяне подчинились этому требованию ради спасения жизней собственных и своих семей. Йездигерд II остался очень доволен, назвал армянских вождей «моими любимыми друзьями» и отправил их обратно с подарками и 700 магами (священнослужителями зороастризма), чтобы обратить в зороастризм и весь армянский народ.

Армянский народ, полтора века назад принявший христианство, отнюдь не горел желанием принимать новые порядки. Летом 449 г. начались восстания крестьян, которые изгоняли магов. К весне 450 г. восстание охватило всю персидскую Армению. Вардан Мамиконян и встал во главе восстания. Васак Сюни также присоединился к восставшим. Война началась успешно для армянской стороны: армянские войска одержали ряд побед. Повстанцы отправили посланников к византийскому императору, но тот, занятый отражением угрозы со стороны гуннов под предводительством Аттилы, не смог оказать им никакой помощи. Народы Кавказа, на поддержку которых рассчитывали восставшие, также не пришли на помощь.

В этих условиях Васак Сюни, командовавший одной из трех повстанческих армий, открыто перешел на сторону персов. В стране началась гражданская война. Мамиконян, надеясь прекратить кровопролитие, отправил послание Ездигерду II, предлагая подчинение в обмен на религиозную свободу для армян. Несмотря на благоприятный ответ Ездигерда II, война скоро вспыхнула вновь. Персидский царь послал в Армению огромную армию под командованием Мушкана Нисалавурта, к которой присоединился и Васак Сюни со своими сторонниками.

26 мая 451 г. персидская и армянская армии встретились на Аварайрской равнине. В армянской армии было много невоенных людей: священников, крестьян, взявшихся за оружие. Большую часть армии составляла пехота: лучники, копьеносцы и меченосцы. Но главную боевую силу представляла лёгкая и тяжёлая кавалерия, вся в боевых доспехах.

Персидская армия была гораздо больше армянской (до 220 000 человек против 66 000). Наиболее сильными её частями был 10-тысячный конный отряд «бессмертных», а также отряд боевых слонов, на каждом из которых была железная башня, полная лучников.

В полдень началась битва. Армяне атаковали первыми и добились некоторого успеха, но персы, используя численное превосходство и боевых слонов, сумели перестроиться и окружить полк Вардана Мамиконяна. Упорная битва продолжалась весь день. Мамиконян и многие другие армянские генералы погибли. Вечером оставшиеся без предводителя, разрозненные армянские войска обратились в бегство.

Несмотря на победу персов в битве, война была далеко не закончена. Армяне укрылись в труднодоступных горах и крепостях, перешли к партизанским действиям и отказывались сдаваться. Персидский командующий в своих донесениях царю отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а только к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он также обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие. Васак был отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд. Йездигерд II приговорил Васака к смерти; тот умер в заключении.

Воспользовавшись затруднениями персов в Армении, их вновь атаковали кочевники-кушаны и имели успех. Причиной поражения персов было ослабление армии, вызванное восстанием армян, но зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников. По их мнению, причиной поражения было то, что христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Йездигерд II приказал казнить армянского католикоса и многих других священников. Тридцать пять армянских нахараров были сосланы на северо-восточные границы Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Йездигерд II, однако, не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться к прежней вере.

В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 г. армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.

Подготовил Нарек Арутюнян