«Наша Среда online» — До революции в Майкопе жил Авшар Аветович Авшаров, занимавший должность податного инспектора. Эта должность была учреждена в 1885 году в рамках органов, отвечавших за сбор налогов, земские повинности и таможенное дело. Авшар Аветович был одним из самых уважаемых людей в городе.
По рассказам его потомков, Авшар Аветович родился в 1879 году в селе Шехер Мартунинского района Нагорного Карабаха. Его предки жили в этом селе до тех пор, пока оно не отошло к Азербайджану.
История рода Авшарянов берёт своё начало в селе Аветараноц (бывшее название Чанахчи), расположенном в Аскеранском районе Нагорного Карабаха. В 1805 году представители этого рода поступили на службу в 6-й пограничный полк, который был дислоцирован в Шуше. После этого они продолжили свою службу за пределами Карабаха, преимущественно на Северном Кавказе.
Первыми военными переселенцами на Северный Кавказ стали потомки знатных армянских династий: Шахназарянов, Авшарянов, Долуханянов и Зурабянов. Очевидно, что для первых двух династий военная служба была основной профессией, и этот выбор сохраняется их потомками и в наши дни. Только из династии Шахназарянов в царской армии служило более 60 военнослужащих, среди которых было два генерал-лейтенанта, три генерал-майора и пять полковников. Такой же путь выбрали и представители рода Авшарянов.
Среди переселенцев из Карабаха во Владикавказ вместе с Мелик-Шахназарянами был выходец из села Шехер — Асланбек Мелик-Авшарян. Обе эти фамилии происходили из меликства Варанды. Авшарянов можно считать потомками Арцахских меликов — феодалов, правивших пятью княжествами на территории современного Нагорного Карабаха и соседних земель в XV–XVIII веках.
За верную службу в царской армии Авшарянам выделили территорию нынешнего села Шехер Мартунинского района.
Как рассказывали старожилы, Бала Авшарян является основателем села Шехер. Он происходил из села Аветараноц, известного как «Евангелие», — одного из древнейших поселений Карабаха. Название было дано этому месту за то, что в V веке здесь читал Библию царь Арцаха Вачаган III Барепашт, известный как Благочестивый.
Бала, покинув Аветараноц, некоторое время жил в одиночестве, пока к нему не присоединились несколько семей, бежавших из родных мест. От этих семей произошли известные фамилии: Гуляны, Авакяны, Мангасаряны и другие. Бала построил мельницу, которая, к сожалению, была разрушена после Великой Отечественной войны. Однако родник, заложенный им, продолжает служить местным жителям до сих пор[1].
Авшаров Авшар Аветович, как уже упоминалось ранее, родился в селе Шехер. Он был потомком Балы Авшаряна и имел родного брата Худабаш Бека Авшаряна, о котором, к сожалению, нет никакой информации. В начале 1900-х годов Авшар переехал в город Майкоп.
Авшаров Авшар Аветович занимал чин коллежского советника, что соответствовало армейскому полковнику. Он был назначен Податным инспектором — органом, отвечавшим за сбор налогов, земские повинности и таможенное дело. За свои заслуги Авшаров был награждён Георгиевским крестом.
В дореволюционном Майкопе Александр Авшаров активно участвовал в политической жизни города. Он трижды избирался гласным (депутатом) Майкопской городской думы: с 1901 по 1905, с 1905 по 1909 и с 1910 по 1913 годы.[2]
Работая податным инспектором, А. А. Авшаров ежедневно принимал людей в своей канцелярии, которая располагалась в старой части города, с 10 до 12 часов.
С 1 июля 1900 года он занимал должность попечителя Алексеевского реального училища. Это было учебное заведение с основными отделениями в 5 и 6 классах и дополнительным классом.
Также А. А. Авшаров был председателем старшин Майкопского общественного дома.
Помимо Реального училища, он также был попечителем Майкопской женской гимназии, которая открылась в один год с Реальным училищем. Был назначен секретарём попечительского совета.
В мае 1911 года в Майкопе должен был собраться комитет для оказания материальной поддержки при строительстве храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых. Авшар Аветович входил в его состав. Однако заседание не состоялось, так как из пяти членов комитета явился только он один.
Майкопская газета писала по этому поводу: «Это яркая характеристика того, как г.г. члены городской комиссии относятся к возложенным на них обязанностям».[3]
16 июня 1911 года в помещении городской управы состоялось заседание городской финансовой комиссии. Вместо С. Н. Чибичева председателем комиссии был избран А. А. Авшаров.[4]
Авшаров Авшар Аветович также оставил след в истории Майкопа, участвуя в строительстве католического костёла на углу улиц Бульварной и Кубанской (ныне Пушкина и Кубанская).
К сентябрю 1912 г. возвели ограду, построили домик для сторожа, сарай и навес, провели водопровод к будущему храму. Затем приступили к заготовке материала для здания костёла.
План был утверждён областным правлением тотчас же после его представления. Однако разрешение на возведение костёла майкопские католики получили лишь в марте 1914 г. «В настоящее время, – сообщал корреспондент, – постройка костёла закончена, на величавой башне сияет тяжёлый чёрный крест и 13 июня 1914 года в день святого Антония Падуанского состоится освящение костёла, совершено будет в нем первое богослужение и первый престольный праздник, город Майкоп украсится ещё одной святыней, жаждущие веры и правды Христовой найдут свободный простор для своих душ, а инициатору и строителю костёла Антону Адамовичу Цытриану будет навсегда честь и слава!».
8 июня к майкопчанам через газету обратился председатель католической общины, инициатор и строитель костёла А.А. Цытриан: «13-го июня 1914 года в 11 часов утра в день святого Антония Падуанского ксёндзом Иоанном Ротт совершено будет освящение вновь выстроенного в городе Майкопе Римско-католического костёла и состоится в нем первое богослужение и первый Престольный праздник, на который приглашаются католики и лица, сочувствующие этому торжеству».
Наконец наступил долгожданный день. В 10.30 утра 13 июня 1914 г. на костёльном дворе появились крест, 6 хоругвей и иконы. Ксёндзом Иоанном Роттом в сослужении ксёндза Николая Фиттерера была освящена вода и хоругви. Процессия, возглавляемая священником, с пением обойдя вокруг костёла, остановилась у главных дверей и после долгого моления, вошла в костёл. «Освятив его и временно устроенный престол, – рассказывал очевидец, – ксёндз Фитерер служил мессу. А ксёндз Рот говорил исповедь».
По окончании богослужения в летнем помещении клуба общественного собрания был устроен торжественный обед, на котором присутствовало до 60 человек. Среди них – ксёндзы Ротт и Фиттерер, атаман Майкопского отдела полковник Лагутин, его помощник есаул Кучеров, городской голова Д.И. Рудаков, податный инспектор Авшаров Авшар Аветович и другие представители городской администрации и общественности. «За обедом подняты были тосты за Государя Императора, за римского папу Пия Х, за католического епископа Иосифа Келлера, за присутствующих ксёндзов Ротт и Фиттерер, за инициатора постройки костёла А.А. Цытриана, за начальника области генерал-лейтенанта М.П. Бабыча, за атамана отдела Лагунова и т.д. и т.д.», – писал впечатлительный корреспондент газеты «Майкопское эхо». Произнесены были речи, которые, по свидетельству корреспондента другой газеты, «сводились, к этой радости Майкопской польской колонии, по случаю освящения долгожданного костёла».
С.С. Кукель-Крайовский от имени католической общины сердечно поблагодарил всё население г. Майкопа за оказанное горячее сочувствие в деле возрождения костёла М.С. Шипоновский выразил признательность поляков А.А. Цытриану. И.А. Дземянович произнёс речь о католицизме на чужбине и о необходимости костёла в Майкопе. «Вся трапеза имела поистине редкий сердечный и братский характер, – писал очевидец, – и закончилась снятием общей фотографической карточки со всех присутствующих».
Костёл явился для польских прихожан не только храмом, но и местом выражения гражданских чувств. 14 июня 1914 г. в газете «Майкопское эхо» А.А. Цытриан сообщал: «К сведению местных католиков. 14 июня во вновь выстроенном Римско-католическом костёле будет совершено молебствие в 9 и 11 часов утра. В тот же день в 6 часов вечера будет совершено торжественное траурное моление за упокой души защитников земли русской».
Такой оказалась непродолжительная история католического костёла в Майкопе. С приходом советской власти здание было серьёзно перестроено и сегодня проходя мимо спортзала на улице Пушкина мало кому в голову может прийти, что это когда-то был католический костёл.[5]
В июле 1914 года начальник области утвердил в должности членов Совета городской общественной библиотеки: К. М. Козополянского, Г. А. Коробьина и кандидата А. И. Шаповалова. Председателем совета был назначен С. Н. Чибичев, а попечителем библиотеки — А. А. Авшаров.[6]
Известие о начале Первой мировой войны достигло Майкопа 22 июля 1914 года. В этот день в городе состоялось экстренное заседание городской думы, на котором решался вопрос о поддержке семейств запасных нижних чинов, призванных на службу в связи с мобилизацией. Не дожидаясь возвращения градоначальника, было принято решение о выплате пособий всем семьям, находившимся на иждивении запасных. А. А. Авшаров сыграл активную роль в этом процессе.
В сентябре 1914 года было опубликовано «Воззвание к населению города Майкопа от Комитета по призрению раненых воинов».
Уважаемые жители города!
С глубокой скорбью сообщаем вам, что в ближайшие дни в Майкоп будут доставлены раненые с театра войны. На их содержание и лечение потребуются значительные средства, которыми наш город не располагает. В этом благородном деле необходимо участие всего общества.
Обращаясь к вам с убедительной просьбой, Комитет с искренней надеждой призывает вас оказать посильную помощь для облегчения участи раненых. Мы также рады пригласить лиц, готовых взять на себя заботу о больных воинах, принять к себе амбулаторных больных до полного выздоровления или принять участие в уходе за ними.
Это дело настолько велико и важно для каждого из нас, что мы должны без колебаний посвятить ему все свои силы и энергию, отложив на время свои повседневные заботы. Это наша священная обязанность и нравственный долг.
Комитет надеется, что каждый откликнется на его призыв и с полной готовностью придёт на помощь страдающим воинам, пролившим за нас свою кровь. Каждая жертва, принесённая вами, облегчит их страдания.
Если вы желаете взять на себя обязательства по оборудованию и содержанию коек или принять амбулаторных больных, можете обращаться с соответствующими заявлениями к председателю комитета А. А. Авшарову, его помощнику А. И. Альтшулеру и секретарям И. П. Гончарову (контора водопровода) и Н. В. Товара (завод).
Эти же лица принимают пожертвования любого рода.
С уважением, Председатель комитета А. А. Авшаров; Секретарь И. И. Гончаров.[7]
О семье Авшаровых писал в своих воспоминаниях известный драматург Евгений Львович Шварц:
«Мы прошли мимо городского сада, мимо пивной при заводе Чибичева с зелёно-жёлтой вывеской: «Продажа пива и мёда распивочно и на вынос», мимо бесконечного кирпичного забора самого завода, мимо пустыря, от которого шла лестница к Белой (по левой руке), мимо аптеки Горста, мимо дома Авшаровых, мимо табачной фабрики Табаковых – и, наконец, пришли к беленькому домику».
«Примерно в 1912 году старшая дочь Авшарова, красавица Маруся, открывала бал.
Когда зал освобождали, деревянная створчатая стена раздвигалась, и в классе, из которого к тому времени убирались парты, располагался с детства знакомый оркестр под управлением Рабиновича. Пол посыпали белым порошком, мыльным, чтобы ноги скользили по крашеному деревянному полу, как по паркету.
Воля Рудаков, сын нового податного инспектора, недавно переведшегося в Майкоп, стройный, красивый, высокий и лёгкий, вдохновенно дирижировал танцами. «Вальс», — объявлял он тенором и приглашал старшую Авшарову. И начиналась самая интересная, главная, богатая событиями часть вечера, от которой зависело все.
Воля Рудаков, изяществу которого я так завидовал, высоко подняв маленькую голову, открывал танцы. Старшая Авшарова, несмотря на армянскую кровь, сероглазая, светловолосая, под пару ему по всем статьям, со своей чуть надменной, но и милостивой улыбкой, кружилась с ним под звуки неизменного в начале вечера вальса «На сопках Манчжурии». Позже появились и другие вальсы («Осенние листья» — больше названий не помню). Ещё танцевали: падекатр, венгерку, коханочку (в этом танце было и такое па — разойдясь и перевернувшись, танцующие ударяли в ладоши), ой-ру (здесь Воля Рудаков, растанцевавшись, вскрикивал в такт: «Ой-ра, ой-ра!», и многие поддерживали его), краковяк, хиавату (много позже я узнал, что слово это произносится гайавата), падеспань. Полька совсем вышла из моды. Впрочем, «Ой-ра» была очень на неё похожа. В середине вечера оркестр иной раз играл лезгинку, чаще всего наурскую, танцевали наши грузины и армяне», — вспоминал известный драматург Е.Л. Шварц.[8]
После прихода советской власти против чиновников имперского периода начались гонения. В списке лишённых избирательных прав нашлась копия облисполкома в майотисполком под шрифтом секретно:
В ответ на письмо № 1455 от 5 марта сего года согласно пункту 17 протокола заседания Президиума Майкопского Отисполкома от 22 февраля с. г., Кубано-Черноморский обфинотдел сообщает, что не может согласиться на изменение должности Фининспектора I района Майотдела Авшарова и назначить на эту должность Гинько.
Авшаров — опытный специалист, который работал в Майотделе с самого начала становления Советской власти на Кубани. Его единственным недостатком является преклонный возраст. Учитывая это, обфинотдел решил назначить Гинько помощником Фининспектора, чтобы объединить опыт Авшарова и молодость Гинько.
Последние данные о выполнении Майотделом задания по денежным налогам ясно демонстрируют, что эта комбинация оказалась весьма эффективной. Изменения, предложенные Президиумом Майотисполкома, не принесут существенных улучшений в работу финансового отдела и могут негативно сказаться на ходе налоговой работы в Майкопе.
Обфинотдел считает, что кандидатура Гины не вполне подходит для выполнения обязанностей финансового инспектора, так как она нуждается в опытном руководстве.
Заведующей финансовым отделом Герцман.
Заведующим управлением по налогам Гаврилов.
В личном деле советская власть так охарактеризовала А.А.Авшарова:
«Заведывающий Налоговым Управлением. Бывший член Партии Народной Воли. Образование высшее. Старый податной инспектор. Дворянин. Крупный домовладелец. Сын его офицер, бежал с белыми заграницу. Ведёт с ним переписку, что скрывает. К соввласти относится отрицательно. Круг знакомых контр-революционный. Подозревается в получении ряда крупных взяток по службе».[9]
Владел Авшар Аветович двумя домами на Армянской улице. Сохранился архивный документ о муниципализации домов в советский период. Муниципализация началось в 1922 году и продолжалась до 1930 года. В итоге один из домов был муниципализирован и закреплён за здравотделом, по заявлению Авшарова позже произошла демуниципализация, на момент этих событий он был уже пенсионером, и главой семьи, состоявшей из 8 душ как он писал, у него было 5 детей.
«Муниципализировав домовладение, вы выбрасываете на улицу мою семью и обрекаете на верную смерть», — писал Авшаров.
Находился Авшар Аветович также под судом о деле о «Майкопских финансистах». Дом в итоге был отобран, в нем расположился здравотдел и лаборатория. После падения советского режима дом был приватизирован под частное владение.
Потомки Авшаровых сегодня проживают во многих регионах России, в частности в Краснодарском крае, после очередного Нагорно-Карабахского конфликта в конце 2020 года из села Шехер в Армению переселились прямые потомки Авшаровых.
Род Авшаровых внёс заметный вклад в военную славу Российской империи, достаточно вспомнить генерала от кавалерии Александра Александровича Агаси-бек Авшарова. Участника Крымской войны 1853-1856. Во время Польского восстания 1863 года полк, в котором служил Авшаров, принимал участие в подавлении восстания. В декабре 1863 года Авшаров был назначен командиром 1-го эскадрона. 25 мая 1864 года Авшаров произведён был в майоры. Был одним из инструкторов, обучавших семнадцатилетнего великого князя Николая Николаевича младшего.
Похоронен на Смоленском армянском кладбище св. Воскресенья (Санкт-Петербург).
1. Еркрамас // 10 декабря 1991 г. в Нагорном Карабахе состоялся референдум, определивший будущее Республики Арцах URL: https://yerkramas.org (дата обращения: 10.12.2011).
2. Национальный архив Республики Адыгея. Ф1. Оп.1. Д. 280
3. // Майкопская газета. — 1911. — 28.05. — Ст. стр-3
4. // Майкопская газета. — 1911. — 19.06. — Ст. стр-3
5. О. Матвеева «Поляки города Майкоп». // Советская Адыгея. — 2010. — 17.04.
6. // Майкопская газета. — 1914. — 10.07. стр-3
7. // Майкопская газета. — 1914. — 07.09.
8. Шварц, Е. Живу беспокойно. Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 749 с.
9. Национальный архив Республики Адыгея. Р1. Оп.1. Д.41.