Об уникальном армянском кустарном производстве в Республике Мордовия
«Наша Среда online» — История Армении, очага неповторимой и самобытной культуры, своими корнями уходит в глубокую древность и по праву считается одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям [1]. Между тем процессы модернизации усиливают своё влияние на общество, и постепенно уходит в прошлое обувной кустарный промысел армянского народа, ставший искусством, как и профессии каменщика, столяра, ювелира, ковродела и многих других, возвысивших ремесло до искусства и оставшихся жить в памяти потомков. Когда армянин хочет выразить высшую степень уважения к собеседнику, он называет его Վարպետ (Варпет) — Мастер [2, с. 895].
Представленный материал посвящён одному из таких профессионалов своего дела.
Необходимо констатировать, что накопленный научный опыт в основном относится к сфере теоретического осмысления значения ремесленничества в социокультурном пространстве России и стран ближнего зарубежья, однако исследователи современных кустарных промыслов практически не фокусировали своё внимание на профессиональной деятельности конкретных ремесленников, не использовали их трудовые биографии в качестве объекта научного анализа.
Представленное в настоящей статье обобщение жизненного пути и профессионального опыта мастера кустарного промысла Ишхана Джанибековича Чахояна призвано определённым образом заполнить эту лакуну, будучи сориентировано на выявление составляющих элементов модели успешной деятельности специалиста в области традиционных ремёсел, работающего в условиях иноэтничной среды и современного модернизированного социума.
Анализ базируется на неопубликованных источниках: аудиозаписях воспоминаний, зафиксированных автором статьи, и личных архивных материалах (фотографиях) мастера. Теоретическую основу составляют работы российских культурологов и этнографов, источники словарного характера. Научные изыскания опираются на методы, используемые при исследовании этнической идентичности (поскольку мастер традиционного ремесла прежде всего является представителем своей этнической группы и носителем свойственного ей этнического самосознания), в частности этносоциологический подход, нашедший своё отражение в работах Л. М. Дробижевой [3] и М. Барретта [4]. Ремесленное производство, ставшее традиционным для какого-либо этноса, обретает характеристики нематериального наследия, а принадлежность к нему, соответствующие знания и навыки воспринимаются как составляющие этнической идентичности.
Именно в таком ракурсе нами рассматривается сапожный промысел в пространстве этнической культуры армян. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию научного осмысления путей и перспектив развития традиционных ремёсел в современных условиях, способов социализации ремесленников в модернизирующемся обществе.
Потомственный обувщик Ишхан Джанибегович Чахоян отмечает, что «сапожник — традиционное, уважаемое для армянского народа занятие, профессия. Примечательный факт, но именно в Армении обнаружили самую древнюю самодельную обувь, найденную на территории посёлка Арени. Предположительно, этой обуви более 5 500 лет… Во все времена наши ремесленники считались одними из лучших в мире. Ручной труд сапожника славился отменным качеством, добротностью, отличался сложностью изготовления. Сегодня на этом рынке произошли глубокие изменения, но всё же ещё остались настоящие Варпеты, кто шьёт прекрасную обувь на заказ» [5].
И. Д. Чахоян по национальности армянин, появился на свет 12 сентября 1956 г. в Грузии, но по воле судьбы вот уже более 40 лет проживает в Мордовии. Воспитывался он в строгой патриархальной армянской семье, придерживался традиций своего рода. Русскому языку обучался в русской школе г. Махарадзе. Его дед Хачатур Саркисович Амирханян (Чахоян) с детства привил мальчику национальные ценности, любовь к труду, почитание старших, соблюдение обычаев этноса. Из мемуаров родной сестры И. Д. Чахояна Джейран узнаём: «…Фамилию Амирханян дедушка Хачатур Саркисович поменял в связи с тем, что в населенном пункте, где он родился (с. Чивтали Гукасянского района Республики Армения), почти половина жителей носила фамилию Чахоян, а он не хотел быть как все, однако детям своим дал фамилию предков — Чахоян» [6]. По воспоминаниям внука, «дедушка часто приезжал в гости, в Махарадзе. Его любимым занятием было клепать, подшивать, латать нашу обувку. А я с любопытством наблюдал за ним, и уже тогда во мне зародились мысли о производстве собственной обуви. Конечно, это были всего лишь грёзы маленького мальчика» [5]. Грёзы воплотились в жизнь, и состоявшийся обувщик со стажем рассказывал об этом, работая над изготовлением очередной пары модельной обуви.
И. Д. Чахоян воплотил в себе редкий талант. Родители мальчика нарекли его именем «Ишхан» (титул) (арм. Իշխան) — князь, владетель, представитель высшего сословия у армян. В характере юноши преобладали черты личности, которые отличали его от сверстников — исполнительность, наравне с ответственностью, а также целеустремлённость и лидерские качества, что впоследствии позволило ему войти в число первых армянских мастеров сапожных дел, живущих в столице Мордовии.
Необыкновенное дарование Ишхана явственно обозначилось после переезда в г. Саранск (1979 г.), когда он устроился работать обувщиком в ПО «Мордовобувьбыт». Благодаря финансовой поддержке отца Джанибека Хачатуровича [7, с. 41] через два года молодой армянин открыл в районе городского железнодорожного вокзала собственную ремесленную мастерскую по шитью и ремонту обуви, где все виды работ выполнял вручную. Материал для пошива обуви приобретал на кожевенных заводах страны (например, подошвы и фурнитуру — в Кирове, Костроме, Нижнем Новгороде), но предпочтение отдавал родной Армении по причине дешевизны и соответствия качества требуемого для работы сырья.
Брендом и главным отличием армянской обуви от И. Д. Чахояна стала его оригинальная маркировка, состоящая из аббревиатуры фамилии, имени и отчества мастера «ЧИД» (выжигалась печатью на стельке обуви, прикрепляемой изнутри к подошве или вкладываемой внутрь). Фамильная символика в промысловой деятельности И. Д. Чахояна послужила верным и быстрым способом краиных видах продукции. Ведь продукция выполняла функции не только утилитарного назначения, учитывалась и художественная сторона, что позволяло выдерживать подчас жёсткую конкуренцию на товарном рынке» [14, с. 38]. Армянскому производителю нужно было как-то выделить свой штучный товар среди множества других изделий, что и заставило мастера ставить на обувь высокоискусной ручной работы, заказанную по индивидуальным выкройкам и изготовленную на колодках по размерам стопы клиента, собственный знак.
Также ремесленник уделил особое внимание и упаковке. Если «встречают по одёжке», то внешний вид коробки для обуви в любимом деле армянина из Мордовии, по его заключению, должен был привлечь аккуратностью и оригинальностью исполнения (привлекательность оформления упаковки движет продажу изделия на рынке потребительских товаров и услуг). По мысли И. Д. Чахояна, «принципиальным вопросом было разработать индивидуальную упаковку, свой логотип на обувной коробке, чтобы повысить узнаваемость товарного знака, персонального лейбла изделия. Необычный армянский дизайн сделанной вручную обуви и сама упаковка помогают достичь и материального успеха, и морального удовлетворения от того, что ты делаешь» [5].
Индивидуальные работы мастера-обувщика можно приобрести на региональных ярмарках, выставках [8, с. 145]. Администрация Саранска часто приглашает И. Д. Чахояна для проведения специальных мастер-классов. Национальное традиционное ремесло армянского народа существует и процветает. Ишхан Джанибегович с удовольствием делится профессиональным опытом со всеми желающими, как когда-то преподавал «секреты» обувного искусства родным брату Самвелу и сестре Джейран, также посвятившим себя сапожному ремеслу. По стопам родни пошла и невестка Лия Резоевна, жена младшего брата Самвела.
Брендовая обувь с логотипом «ЧИД» (или «JID» в латинской версии) знакома не только жителям Мордовии. Редчайшее кустарное производство, развивающееся в республике с 1980-х гг., расширило горизонты славы в легендарной передаче Первого канала «Поле чудес» в 2003 г. Жительница Саранска Светлана Рустамова получила приглашение принять участие в популярной телеигре после отправки на капитал-шоу своего кроссворда. В музей передачи-викторины, как правило, игроки передают то, что может рассказать об их малой Родине и ее людях. До отъезда в Москву Светлана обратилась к И. Д. Чахояну с предложением сделать для Леонида Якубовича фирменные ботинки. Известный обувщик с радостью согласился: «С большим рвением я начал моделировать обувь для звёздного ведущего. Разбирая свою многочисленную коллекцию колодок, я остановился на модели “Лорд”, приобретённой на Нерехтской фабрике обувных колодок, которая производит колодки для пошива ортопедической, специальной, рабочей, повседневной и танцевальной обуви» [5]. Процесс состоял из подготовки модели, вырезки лекала, сборки деталей будущей обуви и самой ответственной фазы — затяжки на нерехтскую колодку «Лорд» . Так получилась красивая пара мужских ботинок для ведущего «Поля чудес» с маркировкой «ЧИД».
В выпуске передачи № 23 (639) от 11.06.2003 г. телезрители встретились с С. Рустамовой в составе второй группы участников программы. Историю о мордовских «лордах» с «поля армянских чудес» И. Д. Чахоян скромно прокомментировал: «Презент для музея был уместен, вписывался в тему игры, связанную с изобретениями. Выполненное моими руками изобретение подошло для этого очень кстати» [5]. С тех пор мордовские «лорды» армянского умельца занимают видное место среди экспонатов музея «Поля чудес».
Яркой, незабываемой страницей в жизни уважаемого мастера также стал следующий случай, о котором он подробно рассказал. «Примерно в 2003–2004 гг. мне посчастливилось познакомиться с легендарным актёром А. Б. Джигарханяном (приходилось часто бывать по делам бизнеса в Москве, останавливаться в фешенебельном отеле “Советский”). Друзья предложили мне “столкнуться” там с великим Арменом Борисовичем, что и случилось. Спустя годы, в 2008 г., Великий мэтр был на гастролях у нас в Саранске. Через секретаря актёра мне удалось договориться о личной встрече с ним. Заранее меня уведомили, что Армен Джигарханян уделит мне пару минут, когда будет направляться из номера гостиницы “Саранск” в театр. Я подождал звёздного армянина внизу фойе отеля. Спускаясь по лестнице и широко улыбаясь, Армен Борисович распахнул руки для объятий, когда шёл мне навстречу. Напевал он известную песню Араика Бабаджаняна “Галис ес” (“Ты идёшь”). Я преподнёс ему обувь, сшитую собственноручно. Приятная встреча оставила в моей душе неизгладимое тёплое чувство на всю оставшуюся жизнь…» [5].
Несмотря на свой почтенный возраст армянский мастер кожевенных дел успешно конкурирует с современными механизированными фабриками по изготовлению и ремонту обуви.
Дополняя образ мастера, следует добавить: проживающий более 40 лет в Мордовии обувщик в третьем поколении И. Д. Чахоян к тому же является известным общественным деятелем, решает актуальные проблемы армянской диаспоры на региональном уровне. Будучи одним из организаторов и участником Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия, мастер ведёт своеобразную летопись диалога двух аутентичных культур — армянской и мордовской, соединяющих полотна прошлого и настоящего двух этносов, чтобы передать типично национальные черты, ценности семейственности и традиционализма поколениям XXI в.
Итак, на примере жизненного и трудового пути И. Д. Чахояна можно выявить ряд элементов, из которых складывается модель успешной деятельности современного мастера традиционного ремесла. В первую очередь, это реализация процесса личностного формирования, происходящая в среде традиционной культуры, активное взаимодействие с которой, начиная с самого детства, способствует становлению этнической идентичности, присущего ей мировоззрения, воспитание будущего мастера в духе трудолюбия и уважения к наследию предков. Положительные личностные качества и активная социальная позиция, основанная на созидательных принципах, оказываются важными составляющими успеха мастера. Также значимым моментом является преимущественно раннее становление в качестве самостоятельного ремесленника, что обеспечивает мастеру известность, авторитет и уважение в зрелые годы и со временем повышает стабильность его статуса, а следовательно, увеличивает степень адаптации к изменениям социально-экономических условий. Естественно, как субъект экономической деятельности современный умелец должен обладать предприимчивостью, знанием рынка и разбираться (хотя бы на интуитивном уровне) в основах маркетинговой деятельности (именно грамотное оформление упаковки, разработка маркировки и иные подобные приёмы, вплоть до демонстрации продукции на популярном всероссийском вечернем телешоу, помогли И. Д. Чахояну закрепить свой профессиональный успех). Необходимо также подчеркнуть, что высокий уровень мастерства предполагает передачу навыков и знаний следующему поколению мастеров. Именно этот механизм обеспечивает преобразование личного опыта в нематериальное наследие, имеющее значение для сохранения культуры нации в целом.
Литература:
1. Первая христианская // Барев, Сибирь! 2017. Нояб. № 1 (1). С. 2
2. Новый русско-армянский словарь / Сост. Т. Авдалбегян, П. Сотникян, Е. Тер-Миносян, В. Потзян. Эривань: Гос. изд-во, 1933-1935. [Вып. 1]: А-Н. 1933.
3. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. 2002. С. 213–244.
4. Янгайкина Т. И. Этнические стереотипы профессионального и жизненного поведения (на примере династии семьи Чахоян) // Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы» (Иркутск, 21 февр. 2022 г.). Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2022. C. 40–47.
5. Полевой материал автора: Чахоян Ишхан Джанибегович, род. 12.09.1956, г. Махарадзе Грузинской ССР, запись 2020 г.
6. Полевой материал автора: Чахоян Джейран Джанибеговна, род. 1959, г. Махарадзе Грузинской ССР, запись 2021 г.
7. Янгайкина Т. И. Региональная ярмарка народного мастерства как площадка для обмена опытом в условиях пандемии // Национальное культурное наследие России: Региональный аспект: Материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. (Самара, 14-15 мая 2021 г.). Самара: Самарский гос. ин-т культуры, 2021. С. 145-146.
8. Шевцова А. А. Семейные ценности армян Мордовии // Система ценностей современного общества. 2010. № 14. С. 242-246.