«Наша Среда online» — Преобразование крепости Майкоп в город непосредственно связан с именем Георгий Никитича Шапошникова, купца 2-й гильдии, владельца спиртзавода, который по происхождения являлся армянином из Нахичевани на Дону.
Торговать в Майкопе в то время было выгоднее, чем даже в Екатеринодаре. Поэтому в Майкоп хлынули купцы, прежде всего, из соседней Донской области, в большинстве своём из пригорода Ростова-на-Дону — Нахичевани. К 1866 году они сформировали в Майкопе своё сословное общество и самоуправление во главе со старшиной Георгием Никитичем Шапошниковым.
Авторитет торгового старшины Г.Н. Шапошникова был так велик, что впоследствии он стал первым Майкопским городским старостой (1866-1870гг). После преобразования Майкопа из станицы в город был назначен её головою (главой) и управлял городом до 1875 года. Пока его не сменил в 1875 году Дмитрий Иванович Зиньковецкий [1].
Именно с этим временем связана история Городского парка культуры и отдыха или как его раньше называли Городского сада, который был заложен в 1866 г. Центральная улица города Майкопа, которая начиналась от него получила название Садовая, позже стала Офицерской (ныне Краснооктябрьская). Городской сад пользовался и до сих пор пользуется большой популярностью у майкопчан.
В 1871 году в Майкоп была переведена областная Горская школа. Инициатором перевода школы из Лабинска в Майкоп был начальник дирекции Кубанских народных училищ Василий Дмитриевич Терзиев [2]. Сам он был выходцем из армавирских армянских купцов, братья его были купцами в Майкопе.
Первый герб города Майкопа был разработан в начале 1870-х годов при руководстве Шапошникова (согласно изданию «Гербовик») гербовым отделением, однако не был официально утверждён.
Также с Георгием Никитичем Шапошниковым связана история создания пожарной охраны. Становление пожарной охраны в г. Майкопе начинается с 1871 года, когда в городе была создана первая пожарная команда. Она состояла из брандмейстера, 15 пожарных и прислуги. В их распоряжении имелось 24 лошади и пожарный обоз.
Молодая промышленность Майкопа не была отсталой и полукустарной, устраивалась на основе последних технологических достижений. В 1868 году винокуренный завод Г. Н. Шапошникова был оснащён оборудованием немецкой фирмы «Мюллер Фугельзанг и Ко», который продолжал работать многие советские годы.
Старший сын первого главы города Никита Георгиевич Шапошников (1868–1946) тоже был примечательным и выделявшимся среди майкопчан человеком. Прекрасный врач земского толка: терапевт, хирург, акушер, детский врач. Как хирург-окулист он специализировался у лучших медиков Европы. Владел несколькими европейскими языками, свободно объяснялся и с горцами [3].
Средний сын Г.Н. Шапошникова Христофор (Хачатур) Георгиевич Шапошников являлся легендарным человеком в истории не только Адыгеи. Он вошёл в историю как основатель крупнейшего в Европе биосферного заповедника в 1924 году.
Уже в начале 1920 г. о проекте Кавказского заповедника узнали в Наркомпросе РСФСР. 21 апреля 1920 г. работник этого наркомата Тер-Оганезов телеграфировал Луначарскому:
«…грозит полное уничтожение кавказского зубра… Впредь до приезда из Москвы представителя Наркомпроса для разработки… плана устройства заповедника необходимо немедленно поручить организацию временной охраны зубрового заповедника агроному, бывшему лесничему Христофору Георгиевичу Шапошникову, известному в московских научных кругах в качестве опытного охотника и естествоиспытателя». [4]
По его инициативе, в 1929 г. Северо-Кавказский краевой исполком принял постановление о запрете охоты на выдру, запасы которой к тому времени очень истощились.
Ещё будучи на посту директора заповедника, и позже, Х. Г. Шапошников часто выступал с лекциями об охране природы, организовывал экскурсии в горы и в свой музей. Часть личных сборов он передал в ЗИH АН СССР, другие его коллекции пополнили Майкопский краеведческий музей.[5]
Арестовали учёного в Майкопе в ночь с 5 на 6 ноября 1937 г., накануне его чествования как старейшины города. Основанием послужили показания обвиняемых, в которых называется фамилия Шапошникова как участника контрреволюционной повстанческой организации. Постановлением Тройки УНКВД по Краснодарскому краю Х. Г. Шапошников был расстрелян 25 января 1938 году в городе Краснодар, похоронен неизвестно где.
Дом у семьи Шапошниковых отобрали (заставив предварительно отремонтировать) и заселили сотрудниками НКВД. Все рукописи, книги и многие коллекции учёного были уничтожены. Пропали и две почти готовые к публикации монографии. Дом Шапошниковых находился возле главного корпуса Адыгейского Государственного Университета и пожарной каланчи, сегодня от дома ничего не сохранилось.
20 октября 1956 г. постановлением президиума Краснодарского краевого суда Х. Г. Шапошников реабилитирован посмертно за отсутствием в его действиях состава преступления. Лишь спустя 50 лет, в 1989 году его сыну, Георгию Христофоровичу Шапошникову, удалось узнать детали ареста и расстрела отца.
Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев (24.12.2007) подписал приказ о присвоении имени Христофора Шапошникова ФГУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник».
Младший сын городского старосты Минас Георгиевич Шапошников являлся присяжным поверенным, по словам историка Виктора Маркова запомнился Майкопу тем, что в 1912 году, будучи гласным — депутатом городской Думы, выступал против открытия в городе учительского института, мотивируя это тем, что бюджет города «не потянет» в ближайшие годы такое учебное заведение.
Все сыновья Георгия Никитича Шапошникова были репрессированы новой советской властью в середине 30-х годов 20 века. В этот момент началась борьба не только с политическими конкурентами, но и с, так называемыми, кулаками. Фактически начался новый удар советской власти по богатым, и этот удар зацепил не только состоятельных людей, но и середняков и даже бедняков.
Старшего сына Никиту вместе с его дочерью Наирой, и сестрой Рипсимэ репрессировали, и выслали в Казахстан. Минас Георгиевич Шапошников был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Когда чекисты пришли арестовывать среднего брата Христофора Шапошникова, конфисковали имущество, в том числе и бесценную коллекцию насекомых. Ящики с ними покидали на телеги, многие из них разбились, редчайшие экземпляры падали на дорогу, затаптывались ногами людей и лошадей. Никита Георгиевич бежал сзади и кричал: «Что вы делаете? Ведь это для науки, для народа!» Но никто его не услышал. Христофор Георгиевич умер в тюрьме как враг народа.
Значительный вклад в развитие промышленности Майкопа внесли армавирские купцы Терзиевы.
4 декабря 1899 года армавирские купцы Макар Борисович Терзиев и его племянник Константин Яковлевич Терзиев учредили для производства и торговли, а также иной деятельности на правах полного товарищества фирму под названием «Торговый дом М. и К. Терзиевы». Главная контора фирмы находилась в городе Майкоп, Кубанской области. Фирма также имела право открывать свои филиалы в других городах, удобных местах для себя местах [6].
Началась деятельность фирмы с 1 января 1900 года. Внесение капитала со стороны Макара Терзиева 40 000 рублей, со стороны Константина Терзиева 20 000 рублей, общий первоначальный капитал составил 60 000 рублей. Капитал был внесен частично наличными, а часть товарами. Фирма имела право приобретать недвижимые имущества, давать в аренду или продавать то имущество, которое принадлежало фирме. Покупать и передавать векселя, учитывая векселя в банках и других кредитных учреждениях. Составлять различные сделки, в случае спорных вопросов обращаться в суд [7].
Фирма занималась продажей ткани и текстиля, а также производством и продажей табачных изделий. По рассказам старожилов табак, из которого изготавливали табачные изделия выращивался недалеко от нынешнего хутора Пролетарский Майкопского района. Здание табачной фабрики Терзиевых находится по нынешней улице Первомайская дом 177 А. Магазин тканей купца Терзиева находился на месте нынешнего городского суда. По словам очевидцев, при рытье котлована под фундаментом было найдено много золота и драгоценностей.
Один из самых первых Пушкинских народных домов был построен в Майкопе, по инициативе интеллигенции, на средства горожан, и купечества как культурно–просветительный центр города.
При постройке «Пушкинского дома Макар Борисович принимал активное участие. По сохранившимся архивным документам являлся членом комиссии при постройке дома великому поэту вместе с Д.И. Зиньковецким, Братухиным, С.Н. Чибичевым, О.О. Домашевским, и Арташесом Хорасановым [8].
Первые гармошки в Майкоп начали привозить из Армавира купцы Терзиевы, которые были выходцами из этого города.[9] В 1896 году торговля гармошками перешла в руки купца Николая Завершинского.
В Майкоп из Германии первыми привезли швейные машинки марки «Зингер»купцы Терзиевы. Когда они убедились, что спрос на машинки растёт (их стали покупать не только белошвейки, но и семьи интеллигенции, мещан), они стали завозить этот товар небольшими партиями.
Будучи очень предприимчивыми, Терзиевы решили продвигать зингеровские машинки и в горские аулы. Для этого нужен был дистрибьютор из горцев. И они вскоре нашли его. Это был окончивший Майкопскую горскую школу и низшее механико-техническое училище Мос Шовгено!
При активной благотворительной деятельности купцов Терзиевых в Майкопе была построена первая Армянская Церковь, которая была освящена в 1901 году, Макар Борисович Терзиев выделил на строительство 13 тысяч рублей, и участок под строительство по улице Армянской (ныне Победы). После смерти Макар Борисовича благотворительную деятельность продолжил Яков Михайлович Терзиев, который в 1905 году при церкви основал армянскую церковно-приходскую школу, в 1908 году на деньги Якова Терзиева, а также других армянских купцов на территории Армянской Церкви был построен Дом армянского купеческого собрания (ныне Северо-Кавказский филиал Государственного музея Востока).
По воспоминаниям местных жителей в здании дома армянского купечества в конце XX века располагались беженцы из Османской империи, вынужденные переселиться во время Геноцида армян. На территории они разводили костры для приготовления пищи.
Здание отдельной армянской школы было построено в 1909 году. Её строительство обошлось в 16 тысяч рублей, здание вмещало 5 комнат, большой зал и неплохую библиотеку – 800 книг. Содержалась школа за счёт доходов армянской церкви Сурб Григор, а также пожертвований прихожан и платы за учёбу. Здание бывшей армянской школы сохранилось, и находится на углу пересечении улиц Жуковская/Крестьянская.
Среди попечителей армянской школы были представители рода Терзиевых в лице Якова Михайловича, а также Акоба Варданяна, Еремия Мнацаканяна, Арутюна Оникяна и Мкртыча Саруханяна.
В 1891–1892 годы армянским дворянином Арташесом Сергеевичем Хорасановым и мещанином Серафимом Никитичем Чибичевым, на углу улиц Клубной и Бульварной (Ленина и Пушкина) был основан медно-солодовенный завод «Северный Кавказ».[10] Одно из сегодняшних украшений центра города.
В 1897 г. завод произвёл продукции на 21,6 тыс. рублей, на нем работали 8 человек. Летом 1902 года владельцы завода открыли пивную лавку с продажей пива на вынос в станице Кубанской области. К 1903 году 12 работников «Северного Кавказа» изготовили 19,7 тыс. вёдер пива и 1000 вёдер мёда на 25,1 тыс. рублей. В 1916 г. на заводе работал 21 рабочий, а варка пива составляла около 35 тыс. вёдер пива в год.
С 1918 г. завод «Северный Кавказ» арендовал некто, судя по фамилии и имени, чех, Карл Францевич Лишка. Во время боев в Майкопе в 1942–43 гг. он сгорел, а после войны, в 1948 г. восстановлен как завод безалкогольных напитков. До 1952 г. находился в ведении Краснодарского бродильного треста. Затем он вернулся в состав Майкопского пивзавода. В 90-х годах в цехах завода работала лимонадная фабрика, другие предприятия. Сейчас в здании завода расположился отель Hatti. Оно является памятником архитектуры и одной из достопримечательностей Майкопа.
Арташес Сергеевич Хорасанов являлся также владельцем маслобойного завода, как указано в документах по направлению в сторону станицы Келермесской. Неоднократно избирался в Майкопскую городскую думу, состоял вместе с Чибичевым в комиссии по строительству Пушкинского дома.
Нахичеванский купец Карапетов Степан Карпович имел в городе Майкоп кирпичный завод, являлся неоднократно гласным Майкопской городской думы.
Городская ратуша Здание администрации города расположено в самом центре Майкопа, на углу ул. Краснооктябрьской и Советской. До 1917 года в здании располагалась гостиница Степана Карповича Карапетова, а после революции в здании был окружной исполком, который в 1925 году спешно переоборудовали в гостиницу для сельских жителей.
Из воспоминаний советского драматурга Евгения Львовича Шварца: «до революции в Майкопе были также гостиницы «Бристоль» Сергея Карповича Карагёзова, и «Северный Кавказ», принадлежащая Абелу Саркисову.»[11]
Источники:
1. Город Майкоп в прошлом и настоящем. — Майкоп: Культур. Кавказ, 1911. — 18 с.2. Иванова Е.В. Роль В. Д. Терзиева в развитии образования на Кавказе
3. Мазурик, В. К. Неизвестный Майкоп: исторические очерки в двух книгах / В. К. Мазурик Майкопская хроника конца XIX столетия. Майкоп: ООО Аякс, 2006. — 407 с.
4. Хрусталев В. М. Создание первых заповедников в Советской России // Советские архивы, № 2, 1982. C. 43-49.
5. Шапошников Хр. Г. Государственный Кавказский заповедник // Охрана природы, 1928. № 1. С. 11—13; № 2. С. 19—22; № 6. С. 1—8
6. Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д.108. Л..7
7. Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д.85. Л..99
8. Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д. 43
9. Дмитрий Крылов/ Играй, гармонь! // Советская Адыгея, 10.01.2017.
10. https://www.kubanbeer.com/h_1917_7.htm
11. Шварц, Е. Живу беспокойно. Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 749 с