«Наша Среда online» — Великая Отечественная война навсегда останется одной из самых трагических и ярких страниц в истории нашей Родины [1, с. 124]. В далёком 1941 г. нашу огромную страну настигла фашистская оккупация. На защиту Отчизны встали наши отцы и братья, независимо от национальности и вероисповедования, это были русские, украинцы, белорусы, татары, мордва, армяне и т. д.
Освещение героизма армянских людей на фронтах Великой Отечественной войны остаётся быть в центре внимания историков. Появляются новые очерки, статьи, книги, посвящённые подвигам армянского народа, которые защитили свободу и независимость Советской Родины. Большая часть опубликованных по этой тематике работ несёт документально-повествовательный и очерковый характер [2]. В республиканских газетах и журналах публиковались очерки, статьи о сынах Армении, отличившихся на фронтах борьбы с захватчиками. В 1942 г. был издан первый сборник «Отважные» [3], в который вошли опубликованные ранее в центральной, республиканской и фронтовой печати очерки об армянских бойцах, проявивших героизм в начале войны. Среди авторов сборника – писатели, военные корреспонденты Д. Демирчян, Р. Кочар, Б. Горба. В настоящее время к архивным документам доступ открыт для любого интересующего читателя.
У каждого народа есть исторические герои, на которых равняются, которыми восхищаются, гордятся, о них слагают стихи и поэмы. Армянских красноармейцев можно по праву назвать нацией истинных воинов. Не случайно Маршал Советского Союза Георгий Жуков подчеркнул, что в «Победе над фашизмом армяне, начиная с рядового и кончая маршалом, обессмертили свои имена не тускнеющей славой мужественных воинов» [4]. Достаточно вспомнить, прославленную армянскую 89-ю стрелковую Таманскую дивизию – единственное национальное формирование, во главе со своим командиром генералом Нвером Сафаряном. 89-я стрелковая Таманская дивизия стала по сути единственным национальным воинским подразделением СССР, штурмовавшим Берлин [5, с. 1]. Символом победы и героизма армянской дивизии в Великой Отечественной войне стало исполнение 9 мая 1945 г. национального победного танца «Кочари» у стен поверженного Рейхстага. Благодаря редкой кинохронике празднования взятия Рейхстага запечатлён танец «Кочари» бойцов национальной Таманской дивизии у стены здания германского парламента [6]. Армянские воины-победители оставили на стенах Рейхстага многочисленные подписи.
Национальный танец в павшем Берлине – это героический символ ликования армян. Как все знают, «Кочари» – один из древнейших армянских танцев. По истечении времени, он не утратил своего значения и более того, стал национальным и культурным достоянием армянского народа. Танец изначально являлся боевым танцем. Движения, основанные на военном и охотничьем опыте, являлись не только учебником для мужчин, но и ритуальным сговором, о поведении каждого в предстоящем сражении. В декабре 2017 г. «Кочари» был включён в список нематериального наследия ЮНЕСКО, как армянский танец. На сайте ЮНЕСКО приводится следующая информация: «Кочари – традиционный танец, который широко исполняется по всей Армении во время праздников, праздничных торжеств, семейных церемоний и других общественных мероприятий. Он открыт для всех участников, независимо от возраста, пола или социального положения. Кочари обеспечивает чувство общей идентичности и солидарности, способствует преемственности исторической, культурной и этнической памяти и способствует взаимному уважению между членами сообщества всех возрастов. Он передаётся как неформальными, так и формальными средствами и является одним из редких традиционных танцев, цепь передачи которого никогда не прерывалась» [7].
Очевидец события, танцующих «Кочари» был поэт-фронтовик Аршалуйс Сароян. Под впечатлением от происходящего написал в своём фронтовом блокноте балладу «Ахтанаки пар» («Танец Победы»): «Танцуют здесь / От зари до зари, / Над ними плещут / Знамён разливы. / Танцуют в Берлине / Наш кочари, / Наирский, древний / Танец красивый» [8]. Сароян прошёл путь от предгорий Кавказа до Берлина. «Это был очень странный момент. Мы как будто не могли поверить сами себе. И когда Сафарян начал танцевать, мы все сразу присоединились к нему, не раздумывая, в порыве… Н. Г. Сафарян был настоящим патриотом, всегда отдавал приказы только на армянском, умел поднять дух бойцов в самой тяжёлой ситуации» [9], – вспоминал своего боевого товарища полковник Х. М. Аветян.
В условиях жестокой войны корреспонденты под залпами снарядов смело выполняли свои поставленные задачи. Однозначно, накладывали свой отпечаток условия, в которых приходилось действовать военной печати. Верно подмечено Т. В. Шугаевой: «это прежде всего обстановка постоянной опасности, которая требовала от корреспондентов владения не только пером, но и боевым оружием» [10, с. 85]. О героических подвигах армянского корреспондента хотелось остановится более подробно.
Итак, Аршалуйс Назарешович Сароян – армянский поэт, переводчик, журналист родился 4 февраля 1923 г.в с. Сарнахпюр Анийского района СССР. Заслуженный деятель культуры Армянской ССР (1968), член Союза писателей СССР с 1948 г. Член КПСС с 1943 г. В 1939 г. окончил Ленинаканское педагогическое училище. Работал учителем в родном селе. На службу в Красную Армию поступил 1941 г. Он был ответственным секретарём фронтовой газеты 89-й Армянской Таманской дивизии «Кармир Зинвор» («Красный воин»).
В конце 1942 г. несмотря на сильный минометно-пулеметный огонь, пренебрегая опасностью, тов. Сароян постоянно посещает бойцов, находящихся на переднем крае, воодушевляя их на боевые подвиги. Сам, он, неоднократно будучи вместе с бойцами показывая личный пример шёл вперёд на захват ряда высот и населённых пунктов. Будучи миномётчиком во время боя в Мамобеке (ноябрь 1942 г.) выдвинул вперёд свой миномёт уничтожив ДЗОТ рассеял скопление вражеских войск. Приказом от 08.10.1943 г. будучи в звании старшины, комсорг полка товарищ Сарояна представляют к Ордену «Красной Звезды» за смелость, мужественность [11].
Следующей наградой Сароян был удостоен в 1944 г. Приказом подразделения от 27.05.1944 г. старшина 89-й Орденоносной стрелковой Таманской дивизии А. Н. Сароян представляется к правительственной награде Ордену «Красной Звезды» за личный боевой подвиг: «Товарищ Сароян Аршалуйс Назаретович во время боев за освобождение Крыма систематически был в подразделениях части давал оперативные информации и организовал военкоров для хорошего освещения газеты о боевых действиях героев бойцов и офицеров, в своих стихотворениях вдохновлял и воодушевлял воинов к новым подвигам и мужества, проявляет инициативность, работает добросовестно над заметками военкоров и борется за своевременный выпуск и доставки газет к читателям. Предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родины. Приказ был подписан самим генералом Н. Сафаряном 20 мая 1944 г.» [11].
Далее А.Н. Сароян в звании лейтенанта 89-й стрелковой Таманской Краснознаменной дивизии 33-й армии 1-го Белорусского фронта был представлен к Ордену «Отечественная война 2-й степени» за подвиг: «Тов. Сароян оперативный и деловитый работник печати. Систематически своими патриотическими стихами на страницах газеты воспитывает у бойцов любовь к нашей Родине, к товарищу СТАЛИНУ и ярую ненависть к врагу. Во время наступательных операций и боев на плацдарме своей работой помог редакции своевременно освещать боевые подвиги лучших бойцов, сержантов и офицеров, популяризировать героев боев. Неоднократно переходил из плацдарма, бывал в окопах и ячейках стрелков отражает их геройство в дивизионной газете. Тов. Сароян повседневно усовершенствует свою работу, все свои силы напрягает для улучшения качества газеты, для повышения культуры её (10 апреля 1945 г.) [11]. Героизм и мужество армянского бойца, корреспондента очевидна. Нужно помнить, чтить и славить таких героев, как А.Н. Сароян. В. А. Писачкин справедливо отметил: «Мы – потомки воинов, принёсших разгром фашизма и Великую Победу для нашей страны, а также для всего мира» [12, c.90]. Мы никогда не должны забывать о той страшной цене, которую заплатила за «Великую Победу наша страна, равно как о бессмертном подвиге тех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой последующих поколений» [13, с. 89].
Пройдут годы, века, однако время не затмит вклад армянского народа в общую Победу над фашизмом. Славный армянский корреспондент А. Н. Сароян оставил на долгую память красивые стихи о Победе. Боевой танец «Кочари» помогал воинам настроиться на предстоящее сражение. На протяжении истории Кочари стал одним из самых популярных среди армян танцев.
Татьяна Янгайкина
старший научный сотрудник НИИГН при Правительстве РМ
Список литературы:
1. Задкова Т. Ю. Только очень жди… // Центр и периферия. 2010. №. 2. С. 124-125.
2. Советская Армения в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Сб. док. и материалов / Ин-т истории партии ЦК КП Армении – филиал Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1975. 846 с.
3. Отважные. Сыны армянского народа в Отечественной войне. Ереван. 1942. 276 с.
4. Саркисян С. Георгий Жуков: в победе над фашизмом армяне обессмертили свои имена не тускнеющей славой мужественных воинов // Ноев ковчег. 2017. № 11(298).
5. Казинян А. Наша война. Наша победа // Голос Армении. 2010. 8 мая. № 49. С. 1.
6. Армяне танцуют «Кочари» у стен Рейхстага. Май 1945 // URL: https://www. youtube.com/watch?v=2g5kw3ZZSp0 (дата обращения 10.01.2023).
7. Кочари, традиционный групповой танец //URL:https://ich.unesco.org/en/ RL/kochari-traditional-group-dance-01295 (дата обращения 10.01.2023).
8. Сароян А. Танец победы // Литературная газета. 2010. № 15(6270).
9. Аветян Х. М. – участник Великой Отечественной войны в составе 89-й стрелковой дивизии // URL: https://multiurok.ru/blog/legendarnyi-komandir-89-i-armianskoi-tamanskoi-divizii-nver-safarian-minutka-istorii.html (дата обращения 10.01.2023).
10. Шугаева Т. В. Война глазами мордовских очеркистов // Центр и периферия. 2010. № 2. С. 80-85.
11. Подвиг народа 1941-1945 гг. // URL: http://podvignaroda.ru/ ?#id=191773 89&tab= navDetailDocument (дата обращения 09.01.2023).
12. Писачкин В. А. Хроники Победы в живой памяти потомков фронтовиков (опыт автобиографического исследования) // Центр и периферия. 2020. № 2. С. 90-99.
12. Десяев С. Н. Надежный щит // Центр и периферия. 2020. № 2. С. 80-84.