«Наша Среда online» — В XI–XII вв. в горах Северо-Западного Кавказа поселились армянские воины из завоёванного сельджуками Анийского царства. Они заняли высокое положение в сословной иерархии адыгов. В дальнейшем черкесские, или горские, армяне (черкесогаи) пополнялись за счёт переселенцев из Крыма. Тесные контакты с черкесами, межэтнические браки проникли во все сферы их жизни. В то же время приверженность черкесогаев к Армянской церкви воспрепятствовала полной их ассимиляции.
В горах Черкесии обнаружены фрагменты хачкаров. Например, на Кубани найден хачкар, датируемый ХIII — началом ХIV века. В настоящее время он хранится в Темрюкском музее. В 1869 г. недалеко от Майкопа, между станицами Белореченской и Ханской, экспедиция Московского археологического общества обнаружила развалины церкви с армянской надписью. Х. Кучук-Иоаннисов перевёл её следующим образом: «Церковь построена каменщиком (имя неразборчиво) … в 620 году (1170 г.) армянской эры». В другой расшифровке прочитали имя каменщика Крымбея, армянина из Каффы (Феодосии).[1]
В период Кавказской войны черкесогаи переселились на территории, подконтрольные царской администрации. Многочисленные армянские приходы и церкви на Северном Кавказе возникают в ХVIII веке, когда Россия прочно укрепилась в этом стратегически важном для неё регионе. Именно на этот период приходится строительство армянских церквей на территории современной Адыгеи.
Уже в 1863 году основывается станица Бжедуховская, где на средства офицера Петроса Асланяна в станице был возведён кирпичный молитвенный дом. В его приход входили армяне станицы Бжедуховской и отдельные семьи, проживавшие в соседних населённых пунктах, где армянские крестьяне занимались табаководством. Священники из Екатеринодара проводили службу среди армян станицы Бжедуховской.[2]
В ауле Бжедухабль, который был основан в 1871 году, в котором поселились адыгейцы, черкесские греки и армяне, на деньги богатого черкесского армянина Барокова в 1880-е годы построили большую церковь. Несмотря на то, что в ауле преобладали не армяне, а греки, церковь была армяно-григорианской. Первое время священник бжедугхабльской церкви приезжал из Армавира, затем в ауле появился свой местный священник (армянин — отец Ханжиев). Прихожанами аульской церкви были и армяне, и греки.
Несмотря на то, что во время свадьбы греки венчались обычно в местной армянской церкви, они старались крестить и отпевать покойников по православному канону.[3]
В 1871 году благодаря усилиям первого старосты майкопской слободы Георгия Никитича Шапошникова Майкоп получил статус города, сам Никита Георгиевич управлял городом до 1875 году.
После завершения войны с горцами в Майкоп поселяются предприниматели из Новой Нахичевани, черкесогаи и западные армяне. Сам глава города Г.Н. Шапошников являлся купцом 1-й гильдии, и происходил из нахичеванских армян. Первоначально фамилия купца была Гадакьян, что в переводе с древнеармянского шапка.
В первое время армянская община Майкопа своей церкви не имела, в кубанских календарях числятся в разные периоды несколько деревянных христианских церквей, вероятно среди них была и деревянная армянская церковь. Вне зависимости от того, в какой стране обосновывались армяне, в первую очередь, всегда строили церкви и школы.
Армянская община Майкопа изначально была малочисленной. По данным на 1897 год, здесь жил 381 армянин (265 мужчин и 116 женщин), в 1902 году — 344 (168 и 176), в 1908 году — 540 (256 и 284), в 1915 году — 762 (392 и 370), в 1916 году — 639 (355 и 284). Несмотря на малочисленность армянская община имела множества зажиточных купцов, товарищества которых простирались далеко за пределы Кубани.
В 1895 году владелец текстильного магазина, армавирский купец М.Б. Терзиев, гласный майкопской думы Г.Г. Давьтянц, владелец табачной фабрики Я.М. Терзиев, владелец кирпичного завода С.К. Карапетов, и совладельцы солодовенного завода С.Н. Чибичев, и А.С. Хорасанов подали в городскую управу прошение об отводе места под постройку Армянской церкви.[4]
Самым приближённым к городской управе являлся Григорий Гаврилович Давьтянц, который за два года до обращения в 1893 году был избран одним из председателей майкопской городской думы,[5] от чего отказался из-за болезни. Особым уважением пользовался Серафим Никитич Чибичев, которого впоследствии, после смерти головы города Дмитрия Зиньковецкого рассматривали как преемника. Шварц в своих дневниках упоминает Чибичева и Хорасанова как богатейших жителей Майкопа. Одним из влиятельных членов армянской общине города был коллежский советник Авшаров Авшар Аветович, который происходил из карабахских армян, долгое время являлся податным инспектором города.
Городские власти откликнулись на просьбу общины и выделили под строительства церкви часть дровяной площади (ныне площадь Дружбы), армяне место это огородили оградой, посадили вокруг деревья и вымостили тротуары.
Как сообщает Майкопская газета от 1913 года:
«когда же армяне хотели приступить к постройке церкви, город отобрал обратно от них подаренное место. В настоящее время это место пустует и находится в жалком состоянии, ограда развалилась, тротуары разбиты, деревья ломаются.
Изредка оградке давался городом ремонт, но вследствие недосмотра все ломалось снова. Теперь это место находится в самом жалком состоянии.»[6]
Было решено выделить участок напротив дома Вацлава Товары-владельца пивоваренного завода «Славянский», ныне Майкопский пивоваренный завод. Дом владельца пивоварни неизвестен, поэтому это могло быть напротив самого пивоваренного завода, либо дом находился на пересечении улиц Соборная/Лазаретная (ныне Первомайская/Победы), именно там городскими властями был окончательно выделен участок.
После окончательного решения вопроса с участком, армянская община активно приступила к постройке церкви, известно, что освещена она была 20 сентября 1901 года, назвали церковь в честь Григория Просветителя «Сурб Григор». Строительство обошлось в 13 тысяч рублей. Первым настоятелем церкви стал Тер-Ваан Аскарянц. Строительства также было связано с именем предводителя Астраханской епархии ААЦ, крупного филолога и историка, архиепископа Аристакеса Седракяна (Мелик-Аракелян).
Средства на постройку собирали всей общиной, в то время город славился зажиточными армянскими купцами и меценатами, братья Ониковы, братья Мнацакановы, С.Н. Чибичев, А.С. Хорасанов, С.К. Карапетов, Шапошниковы, инженер-химик А.В. Шаповалов, Терзиевы и многие другие жертвовали средства на строительство церкви. Не обойти стороной и армянское благотворительное женское общество, которое не оставалось в стороне от подобных событий.
Армянская церковь упоминается в «Дневниках» Евгения Львовича Шварца:
«И вот я играл во дворе, пока не начинал звонить унылый колокол армянской церкви. Она ещё не была достроена. Колокола её, временные, помещались под навесом маленькой, невысокой деревянной звонницы во дворе. Колокол звонил заунывно, тревожил мою совесть, напоминая о неотвратимых обязанностях ученика реального училища. Но я все откладывал да откладывал»[7]
Спустя год в 1902 году умер один из основных меценатов армянской общины Макар Борисович Терзиев (Мхитар Багдасарович Терзиян), он был похоронен во дворе церкви, впоследствии рядом будут похоронены и другие меценаты. После прихода коммунистов к власти могилы меценатов были осквернены и уничтожены, богоборцы пытались стереть даже информацию о меценатах на могильных плитах. В конце 2003 года на территории уже бывшей армянской церкви во время строительных работ нашли осквернённую могилу Макара Терзиева. Из-за недостаточной изученности материалов по армянской общине города выделение территории и строительство на ней церкви было приписано одному Макару Борисовичу Терзиеву.
В 1905 году на этой же территории открылась церковно-приходская школа. Для неё состоятельные попечители в 1909 году построили отдельное здание, имевшее пять комнат и актовый зал. Фонд школьной библиотеки насчитывал около 800 книг. Школа содержалась за счёт доходов церкви и пожертвований. Здание школы сохранилось и находится на пересечении улиц Жуковская/Пролетарская. На территории армянской церкви в 1908 году закончилось также строение дома армянского купеческого собрания, ныне это филиал Северо-Кавказского музея народов востока.
Попечителями армянской школы помимо выше названых купцов в разные периоды являлись: А. Карапетян, И. Перперян, К. Сумбатян, М. Хадышьян, А. Варданян, Е. Мнацаканов, А. Оников, М. Саруханов и другие. В ней училось 48 детей (27 мальчиков и 21 девочка), и работали три преподавателя Эгине Долибегян, Ваан и Нвард Канаяны. В 1910 г. её посещали уже 72 ученика, у которых было четыре учителя. К 1915 г. здесь было 68 учеников (25 мальчиков, 43 девочки).
С середины 1910-х годов и до 1965 года улица, на которой была возведена армянская церковь называлась Армянской, до этого она носила название Лазаретная, позже улицу переименовали в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной Войне.
13 февраля в очередном номере газеты Майкопских новостей вышла колонка об истощении средств церковно-приходского училища, в статье предлагалось прибегнуть к проведению спектакля, концерта или чего-то в этом роде, а также подумать об окончании постройки второго этажа. Женское благотворительное общество готово пойти на встречу.[8]
Возведение новых армянских церквей всегда играло ключевую роль для любой армянской общины. На протяжении многих столетий именно церковь в отсутствие государственности являлась главным национальным институтом, поддерживая идентичность. Вокруг неё во многом и формируется община.
11 декабря 1910 года скончался Католикос всех армян Маттеос II (Измирлян), в армянской церкви города Майкопа по этому случаю прошла панихида, в Эчмиадзин была направлена телеграмма с выражением скорби от всех местных армян.[9]
4 апреля 1911 года городу исполнялся 40-летний юбилей, по этому случаю на могиле первого старосты Майкопа Георгия Никитича Шапошникова, который скончался в 1909 году был возложен венок от представителей городского управления, а также отслужена панихида.[10] Первый городской глава, как и М.Б. Терзиев был похоронен во дворе церкви, к сожалению, во время строительных работ его могила найдена не была.
15 апреля 1912 года в армянской церкви города было объявлено об утверждении вновь избранного Католикоса всех армян Геворка V Суреняна, после обедни состоялся благодарственный молебен о здравии Царствующего дома и о здравии вновь избранного Католикоса.[11]
22 марта 1913 года армянская церковь Майкопа была ограблена, грабители похитили большой серебряный престольный крест стоимостью 85 рублей, такой же малый крест стоимостью 25 рублей, серебряную чащу «Потир» и «Дискос»-70 рублей, серебряную кружку с чашкой — 85 рублей, серебряный голубь с подставкой — 90 копеек.
Кроме того, грабители взломали кружку «в пользу слепых» вытащили денег до 5 рублей, из свечной конторки взяли 10 рублей. Всего было похищено на сумму 370 рублей. В течении суток грабители были найдены с похищенными средствами, и во всем сознались.[12]
Настоятелем армянской церкви вплоть до революционных событий оставался Тер-Ваан Аскарянц. Церковные обряды он проводил также в станице Лабинская. Лабинское казачество во главе с атаманом М.А. Андреевым в 1916 г. постановило выделить приходу ААЦ участок земли для строительства церкви, приходской школы и приюта. Однако накануне Октябрьского переворота 1917 г. приход ограничился постройкой только молитвенного дома. Службу в нем вели священники Ваан Аскарянц (приходящий), Ваан Геворкян, Нерсес Ертевецян.
Тер-Ваан Аскарянц был репрессирован новой советской властью. В архивных документах он числится лишённым избирательных прав, оттуда же известно, что проживал он по улице Армянская 10. Церковь перестала действовать с этого времени, могилы меценатов были снесены, осквернены, вероятно могильные плиты были уничтожены и закопаны. По воспоминаниям старожилов города церковь видели в середине 1930-х частично разрушенной, позже от церкви не осталось и следа.
С этого периода и до начала XXI века у армянской общины Майкопа церкви не стало. Распад СССР, крах атеистической идеологии и духовный вакуум культуры постсоветского периода привели население страны к поиску самоидентичности.
Уже весной 1991 года в Майкоп приехал Викарий Северного Кавказа архимандрит Езник Тер-Петросян с предложением зарегистрировать армянское религиозное общество «Сурб Арутюн» (пер. Святое Воскресенье). 5 декабря того же года усилиями Андреасяна Григория Левоновича в городе было зарегистрировано религиозное армянское общество.
Собственного храма община тогда не имела, но религиозные обряды и служба периодически проводились священники из Краснодара. В 1993-1994 гг. в Адыгее службу проводил священник Тер-Арам Касаманян, который приезжал из Краснодара и проводил литургии, службы и церковные обряды в различных населённых пунктах республики.
13 января 1997 года Высочайшей Грамотой Католикоса Всех Армян Гарегина Первого была восстановлена Епархия Юга России ААЦ. Религиозное общество «Сурб Арутюн» вошло в состав Епархии.
С 1999 года настоятелем прихода был назначен священник Тер-Баграт Фаришян. В первые годы священник проводил службу на первом этаже частного дома, который находится на пересечении улиц Шовгенова/Комсомольская, владельцем дома являлся Асатурян Андроник Григорьевич.
В эти же годы, властями республики, в лице первого Президента Адыгеи Аслана Алиевича Джаримова, а также главы города Михаила Николаевича Черниченко было принято решение о выделении территории под строительство Армянского культурного центра в городе Майкопе, на углу улиц Западная/Ворошилова.
В начале 2000-х будущий настоятель сумел сплотить местную общину города для строительства часовни. Большинство обычных жителей помогали чем могли, кто финансово, кто различными строительными материалами. Церковь была построена в весьма короткие сроки, 15 мая 2001 года был заложен первый камень, а уже через 6 месяцев закончено строительство часовни.
В 2004 году на новой территории Армянского Культурного центра были перезахоронены останки армавирского купца Макара Борисовича Терзиева, которую нашли во время строительных работ во дворе бывшей церкви на углу улиц Первомайская/Победы. Со слов сотрудников музея народов востока на месте были найдены цепочка с крестом, книжка и прах мецената.
Тер-Баграт являлся настоятелем храма до 2008 года, после чего настоятелем стал автор многих песен, театральной и инструментальной музыки Тер-Товма Андреасян.
Работал Тер-Товма в театрах, на телевидении как актёр, он также режиссёр, сценарист, композитор и музыкант. Автор многих теле и радиопередач, радио и телеспектаклей. Прослужил в Адыгее настоятель до 2010 года.
В ноябре 2010 года был назначен в епархию юга России настоятелем Армянской Апостольской Церкви Святого Иоанна Крестителя в городе Майкопе Тер-Мушег Хачатрян. Также он стал духовным пастырем армян Адыгеи.
После освящения новой церкви в городе Белореченске, Краснодарского края, которая прошла в 2015 году, был назначен настоятелем по совместительству.
В 2012 году вместе с приходским советом армянской апостольской церкви Святого Иоанна Крестителя в городе Майкопе было принято решение о строительстве Армянского культурного центра. Его строительство длилось более десяти лет, 6 января 2023 в присутствии и с благословения Главы Епархии Юга России Армянской Апостольской церкви архиепископа Мовсеса Мовсесяна состоялось открытие Культурного центра имени Егише Чаренца.
Настоятель церкви Тер Мушег Хачатрян в культурном центре проводит собрания с армянской общественностью Адыгеи, также преподаёт «Закон божий» ученикам, которые посещают воскресную школу. В настоящее время священник Тер Мушег, как и его предшественники продолжает сплачивать армянскую общину города и всей республики. Исторически церковь всегда играла важнейшую роль в истории Армении и диаспоры.
С 2004 года свой храм имеет также хутор Пролетарский Майкопского района, в который более ста лет назад поселились амшенские армяне.
Идея построить в хуторе Пролетарский церковь возникла у Юрия Степановича Шекерьянца, который жил и работал в Одессе. Место было выбрано не случайно, именно в этом хуторе похоронен отец Юрия – Степан Манукович Шекерьянц.
Отец Юрия – сын крымских переселенцев, которых в 1944 году в ходе массовых переселений народов депортировали в Среднюю Азию. Насильственное выселение с территории Крымского полуострова проходило последовательно: русских и немцев – в августе 1941 г., итальянцев – 8–10 февраля 1942 г., крымских татар – 18–19 мая 1944 г.; затем армян, болгар, греков 24–27 июня 1944 г. С собой переселенцы могли взять все, что могли унести, то есть самое необходимое. Недвижимое имущество было конфисковано. Депортированных помещали в спецпоселения с ограничением по перемещению и правам.
Степан Манукович воевал в это время на фронте, где и узнал про трагедию семьи. После многочисленных обращений во властные структуры добился того, чтобы семью реабилитировали, после чего его близкие переехали в Краснодарский край, а оттуда – в Адыгею. После переезда в хутор Пролетарский, жители помогали прибывшим продуктами, кто-то – одеждой. Они жили временно в колхозном доме, пока не построили свой. Старожилы рассказывают, что в семье было 10 детей.
Проект церкви был выбран Юрием по примеру одной из церквей близ армянского города Арташат. Оформлением земли и документацией в это время занималась жена дяди Юрия Степановича, Анжела Арменаковна Шекерьянц.
Первый камень был положен в 2002 году 12-ю членами семьи рода Шекерьянц. Глубина фундамента составляет 4,5 метров, здание способно выдержать до 5 баллов землетрясения. Стены внутри из армированного бетонного покрытия, 7 колоколов были привезены из Ярославля Анжелой Арменаковной. Родом Шекерьянц было решено, что фасад храма будет из обтёсанного кирпича.
Николаем Ованесовичем и Андреем Ншановичем Шекерьянцами была проведена газификация территории храма. Рядом построено бытовое трёхкомнатное помещение с котельной, которое периодически ремонтируется братьями.
Осветила церковь в 2004 году Епархия юга России Армянской Апостольской церкви. Её первым настоятелем стал Тер-Баграт, которого впоследствии сменил Тер-Товма.
После открытия и освещения храма Юрий Степанович Шекерьянц тяжело заболел и в 2009 году скончался.
Сегодня настоятелем церкви является Тер-Мушег, который одновременно проводит службу в городской церкви и в Белореченске.
За храмом продолжают следить и благоустраивать родные и близкие Юрия Степановича, дядя Ншан Шекерьянц и его жена Анжела Арменаковна чуть ли не ежедневно посещают церковь, наводят порядок как внутри, так и вокруг территории.
Как бы армяне не были разбросаны по миру, в каждом месте проживания они формируют общину, и затем, в первую очередь, строят церковь, открывают школу и создают библиотеку. Эти духовные и культурные начала – главная основа для сохранения традиций и национальной идентичности.[13]
1. Акопян Виктор Завенович Армянская епархия на Северном Кавказе и ее приходы (1717–1917): дис. канд. ист. наук: Пятигорск, 2023. — 119-182 с.
2. Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской апостольской церкви: исторический путь. Справочник / [редкол.: Вирабян А.С., Мирзоян С.С. и др.]. М.: [б. и.], 2013. 479 с.
3. Игорь Кузнецов, Владимир Колесов «Черкесские греки» — идентичность, культура, религия: дис. 2002. — С. 106 — 132 с.
4. В. К. Мазурик Неизвестный Майкоп. — Майкоп: ООО Аякс, 2006. — 405 с.
5. НАРА Ф1. ОП.1. Д.16. Л.6
6. // Майкопские новости. — 1913. — 09.04. — Ст. №80
7. Шварц, Е. Живу беспокойно. Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 749 с.
8. // Майкопские новости. — 1913. — 13.02. — Ст. №36
9. // Майкопские новости. — 1910. — 19.12. — Ст. №58
10. // Майкопские новости. — 1911. — 06.04. — Ст. 122
11. // Майкопские новости. — 1912. — 14.04. — Ст. 83
12. // Майкопские новости. — 1913. — 24.03. — Ст. 68
13. Геворг Григорян. Армяне Адыгеи. — 1-е изд. — Майкоп: Полиграф-Юг, 2024. — 332 с.