• Вт. Окт 22nd, 2024

Будет ли в Мордовии установлен армянский Хачкар?

Окт 21, 2024

 «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там».

Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).

В 1915 г. произошло одно из самых великих злодеяний в истории человечества – геноцид армянского народа на территориях, контролируемых властями Османской империи, жертвами которого стали безвинные души (по данным некоторых источников, геноцид продлился до 1923 г.). По мнению российского лидера В. В. Путина, «Позиция России была и остаётся объективной и последовательной: массовому уничтожению по национальному признаку не может быть оправданий»[1].

24 апреля в День скорби, один из самых страшных и драматических событий в истории этноса, армяне Мордовии собираются почтить память всех жертв этой непоправимой и ужасной трагедии, которую в России всегда воспринимали как собственную боль и беду. Для них символично в этот день почтить память уничтоженных в ходе первого геноцида ХХ в. у священного Хачкара – единственного самобытного крест-камня, который нигде больше не присутствует, но невольно знаменует собой сакральный символ всей армянской национальной культуры.

Хачкар, или Крест-камень – особое, необычное средневековое армянское произведение искусства, памятник-мемориал с изображениями крестов, орнаментами и вертикальным камнем, фасад которого выпрямлен к западу. Он содержит основную христианскую концепцию искупления Иисуса Христа. Главным элементом Хачкара является крест как обещанный Христом райский духовный рай и таинство спасения. Хачкар служил иконой для армян. Первые Хачкары как отдельный памятник, закрепленный на стенах церквей, начали вырезать в IV в., после принятия Арменией христианства (на фото Хачкар, перевезённый из г. Гюмри Республики Армения, 2008 г.).

Армяне использовали его и для увековечения военных побед, и важных исторических событий, поперечные кресты-камни были неотъемлемой частью церквей, монастырей, часовен, источников, мостов и других исторических зданий. Их использовали на кладбищах в качестве надгробий для спасения умершего человека. На них были написаны важные сведения и факты об Армении. Декоративно-архитектурные скульптуры каменного креста основаны на древних национальных традициях армянского народа, выделяются, с одной стороны, богатством и разнообразием форм, с другой, – единством содержания. В истории нет два одинаковых Хачкаров, так как это лучшее творение армянской архитектуры, равное другим архитектурным сооружениям.

Следует отметить, что в Республике Мордовии пока не установлен священный каменный крест Хачкар – архитектурный памятник жертв геноцида армян. Представители армянской диаспоры с 2009 г. неоднократно обращались с письмами в адрес вышестоящих чиновников Республики Мордовия, пытаясь пробить стену бюрократической машины и простого непонимания в этом важном для армян Мордовии вопросе. Каждому армянину Хачкар не столько напоминает о части его Родины, сколько даёт священное тепло православной веры. Как христиане целуют Крест – главный символ Христианства, орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Этим они выражают свою веру Господу [2]. Так и армяне целуют Хачкар, который для них – святой. Крест Хачкар олицетворяется с нерушимым братством народов России, дружбой между конфессиями – Русской Православной и Апостольской Армянской церквями.

Многолетнее пассивное наблюдение автора настоящей работы как исследователя традиционной культуры армянского народа за тщетными попытками армянской диаспоры сдвинуть с места вопрос по установке священного креста-камня Хачкара в Мордовии вышло на этап активных действий: личная помощь в подготовке официальных писем по наболевшей для армян проблеме (по согласованию с семьёй Чахоян, с которой сложилась давняя, крепкая дружба), визиты в городскую мэрию Саранска, другие республиканские ведомства и инстанции). Однако, все по порядку…

Именно 15 декабря 2009 г. Президент Всемирного Армянского Конгресса и Союза армян России, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО А. А. Абрамян обратился с открытым письмом к Главе Республики Мордовия Н. И. Меркушкину:

Многоуважаемый Николай Иванович! Общероссийская общественная организация «Союз армян России», учитывая общественную значимость всенародного празднования 1000-летия Единения Мордовского народа с Россией, приняла решение о проведении, в рамках праздничных торжеств, ряда своих мероприятий:Международной выставки работ армянских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства с использованием мордовских национальных орнаментов и символов;Круглый стол с участием региональных отделений «Союза армян России» в Приволжском Федеральном округе (на базе опыта работы Мордовского регионального отделения САР);Установки в г. Саранске традиционного армянского памятника из камня (Хачкара).Мы предполагаем также открыть в Мордовии отделение Общества российско-армянской дружбы и подписать Соглашение о культурно-экономическом сотрудничестве между районами Саранска и Еревана.Примите мои заверения в искреннем уважении и пожелания процветания и благоденствия мордовскому народу.Поскольку письмо направляется Вам накануне Новогодних праздников, пользуюсь случаем поздравить Вас, Николай Иванович, с Новым 2010 годом и пожелать Вам и всей Вашей семье доброго здоровья, новых успехов в Вашей многогранной и динамичной деятельности». (Виза А. А. Абрамяна)

Не прошло и года после петиции Главе республики Н. И. Меркушкину. Ответ армянские братья не получили, хотя в книге Л. И. Никоновой и Л. А. Шевцовой, упоминавшейся нами выше, и датированной 2011 г., читаем следующее: «… армянская община Мордовии обязательно собирается в трагический для армянского народа день – 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян. Если в Ереване каждый год сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы к вечному огню, то армяне Мордовии обычно идут в православный храм, встречаются с земляками. Благодаря усилиям председателя Мордовского отделения Союза армян России, в Саранске в скором времени будет установлен привезённый из Армении и выполненный армянскими резчиками по камню Хачкар (крест-камень) „В память всех невинных жертв“. Договоренность об этом уже достигнута с городской администрацией»[3].

Получается, уважаемые мордовские и московские учёные были дезинформированы председателем Л. Г. Саркасяном. «На дворе» 2024 год, а Хачкар по-прежнему ждёт своего часу во дворе дома почтенного главы армянской общины Мордовии с 2008 г. Тем временем, кардинально меняется структура власти Республики Мордовия, в должность лидера региона вступает В. Д. Волков. Президент Союза армян России, Член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям А. А. Абрамян обращается с официальным письмом к В. Д. Волкову:

Многоуважаемый Владимир Дмитриевич! Позвольте выразить Вам искреннее чувство уважения и признаться в том, что сохранил добрую память и приятные воспоминания о пребывании в г. Саранске в качестве гостя на праздничных торжествах по случаю 1000-летия единения мордовского народа с народом Российского государства и участника первого заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Деятельность Союза армян России, как одного из крупнейших общероссийских национально-культурных общественных объединений, всецело направлена на оказание содействия реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Значительная часть этой работы осуществляется региональными отделениями нашей организации, которым мы стремимся оказывать всемерную поддержку. Мордовское региональное отделение Союза армян России, созданное в 2008 году, сумело объединить вокруг себя сотни представителей армянской общины в Мордовии, значительная часть которой активно интегрирована в социально-экономическую и культурную жизнь республики.Для армянской общины Мордовии назрела необходимость создания качественно новых условий, способствующих более эффективному решению задач по сохранению своей этнокультурной самобытности. Прочным фундаментом национальной идентичности армянского народа на протяжении многих веков были и остаются армянский язык, армянская письменность и Армянская Апостольская Церковь.В настоящее время на территории Российской Федерации повсеместно действуют негосударственные (некоммерческие) армянские культурно-образовательные центры, которые созданы благодаря усилиям местных армянских общин. Во многих городах действуют построенные храмы Армянской Апостольской Церкви. В настоящее время в регионах России строится 16 армянских церквей, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.Уважаемый Владимир Дмитриевич! От имени армянской общины Мордовии и от себя лично обращаюсь к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в установленном законом порядке земельного участка Региональному отделению Союза армян России в Республике Мордовия, в целях строительства культурно-образовательного центра и храма Армянской Апостольской Церкви(Виза А. А. Абрамяна)

…Ответа, увы, не последовало.

Следующее обращение было подготовлено по линии Министерства по национальной политике Республики Мордовия за подписью Министра А. М. Чушкина на имя руководителя Администрации Главы Республики Мордовия Н. С. Крутова:

Уважаемый Николай Сергеевич! В устной беседе с представителями регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России» высказывалась мысль о преждевременности установки в г. Саранске армянского национального памятника (знака) Хачкара. Хачкары устанавливаются в честь важных исторических событий и военных побед, как дань памяти и являются особым видом искусства, основанном на национальных армянских традициях.Ранее отказ армянской общине Мордовии в установке Хачкара был связан с позицией России по признанию и осуждению геноцида армян в Османской империи. Россия избегала излишней политизации вопроса в связи с относительно благоприятным климатом в двусторонних отношениях с Турецкой Республикой. Однако инцидент, имевший место 24 ноября 2015 года, связанный с уничтожением турецкими ВВС российского Су-24, существенным образом трансформировал позицию России по геноциду армян и перевёл его в иную юридическую плоскость.В ноябре 2015 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён на рассмотрение законопроект, предусматривающий установление уголовной ответственности за публичное отрицание фактов геноцида армянского народа в Западной Армении и в Османской Турции в период 1915 – 1922 годов, и одобрение преступлений, совершённых в отношении армянского населения.В настоящее время со стороны Общероссийской общественной организации «Союз армян России» высказывается просьба лишь о выделении земельного участка в одном из районов г. Саранска с целью организации сквера или аллеи и установки хачкара, который представляет собой каменную стелу с резными изображениями креста.В этой связи, уважаемый Николай Сергеевич, возникает общественно- политическая ситуация, в которой процесс установки Хачкара может иметь положительный характер. Установка Хачкара послужит укреплению межнационального мира и согласия, гармонизации этноконфессиональных отношений между народами Республики Мордовия и станет одной из туристической достопримечательностей г.о. Саранск в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.По согласованию с Вами, предлагаем направить письмо в администрацию городского округа Саранск для последующего рассмотрения в установленном порядке вопроса о выделении земельного участка для этих целей. В качестве варианта можно было бы предложить «Парк Победы» на улице Ярославской (Химмаш).Наряду с этим мы придерживаемся мнения о строительстве храма армянской Апостольской церкви в г.о. Саранск в долгосрочной перспективе. (Виза А. М. Чушкина)

Ответ тот же, – тишина.

В 2022 г. вопрос об установке в Мордовии Хачкара часто прокучивался в моей голове. Долгие беседы по телефону с И. Д. Чахояном о наболевшем не давали измученному поседевшему аксакалу покоя. Я вновь предложила от его имени, и от лица всех верующих православных армян написать письмо с другим содержанием текста, только теперь в Мордовскую Митрополию (приведём содержание письма целиком, отправленного 30 августа 2022 г. по электронной почте И. Д. Чахояна):

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Зиновию,
Митрополиту Саранскому и Мордовскому

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО!
От лица верующих православных армян, проживающих на территории Республики Мордовия, Вам с низким поклоном обращается Ишхан Джанибегович Чахоян!
Для армянского народа Хачкар – это один из главных христианских символов. У культового сооружения верующие собираются, чтобы помолиться и почтить своих предков. К великому сожалению, в г. Саранске до сих пор нет священного места, где мы могли установить армянский архитектурный памятник. Сердечно прошу Вас помочь в этом святом деле, поспособствовать выделить территорию небольшого участка для установки изготовленного по специальному заказу в Армении Хачкара.
Выражаю Вам, Ваше Высокопреосвященство, глубокую признательность, и низко кланяюсь от всех тех людей, для которых просто необходимо почтить память армянского народа у Хачкара.С братской любовью во Христе и наилучшими благопожеланиями, и благодарностью Ишхан Джанибегович Чахоян.

На наш взгляд, правильно подобранное слово доходит и может принести свои плоды. Проблема пока не решилась, но И. Д. Чахоян до глубины души расчувствовался, когда получил ответ от Митрополита Зиновия – архиерея Русской православной церкви, Митрополита Саранского и Мордовского, Главы Мордовской митрополии (позволим себе привести полный текст этого письма):

Уважаемый Ишхан Джанибегович!

В ответ на Ваше обращение с просьбой о содействии в выделении места под установку армянского религиозного символа Хачкара в г. Саранск сердечно благодарю Вас за Вашу неравнодушную позицию и стремление обогатить духовную жизнь армян, проживающих вдали от своей Родины, но при этом чтущих древние традиции и сохраняющих любовь к христианским святыням армянского народа.
В наши дни тревожные вести приходят из различных уголков мира, где христиане подвергаются преследованиям и гонениям. Так, в некоторых странах Ближнего Востока, где христиане на протяжении веков жили бок о бок с представителями других религий, сейчас само их существование там оказалось под угрозой. В этой ситуации особую значимость приобретает межхристианская солидарность. Забывая о наших разногласиях, мы, христиане разных конфессий, должны протягивать друг другу помощи. Ныне как никогда важно единство всех христиан, вне зависимости от христианский конфессий и деноминаций, которые мы представляем. В связи с чем, я искренне поддерживаю Ваше намерение духовно обогатить жизнь армян, проживающих в г. Саранске и Республике Мордовия – многонациональном регионе, где с уважением и почтением относятся к религиозным национальным чувствам всех жителей безе исключения.
Тем не менее, вынужден сообщить, что как Глава Мордовской митрополии Русской Православное Церкви я не имею возможностей оказывать какое-либо влияние на принятие органами государственной власти и муниципального самоуправления решений о выделении земельных участков под строительство религиозных сооружений. В связи с чем могу лишь порекомендовать Вам обратиться с соответствующим ходатайством в профильные ведомости г. Саранск.
Также приглашаю Вас, равно как и всех представителей армян, исповедующих Христианскую веру, в храмы Мордовской митрополии, двери которых всегда открыты для всех желающих.
Молитвенно желаю Вам помощи Божией в реализации Вашего благого намерения.

С уважением, Глава Мордовской митрополии, Епархиальный архиерей Саранской и Мордовской епархии Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий 

Впоследствии письма-просьбы, обращения были подготовлены и отправлены лично Главе Республики Мордовия А. А. Здунову, Министру строительства и архитектуры А. А. Гришакину, Главе Администрации городского округа Саранск И. Ю. Асабину. Парадоксально, но все они спустились в городскую мэрию И. Ю. Асабину, а тот, в свою очередь – переподчинил их рассмотрение на подведомственную структуру, т. е. в Департамент по социальной политике перспективного развития Администрации городского округа Саранска. В итоге получили следующее решение:

Уважаемый Ишхан Джанибегович!

Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск, рассмотрев обращения от 02.06.2022 г. (вх. № 3817/1-06 от 06.06.2022 г.) и от 03.06.2022 г. (вх. № 3822/1-06 от 06.06.2022 г.) по вопросу выделения места для установки памятника Хачкара, сообщает следующее.
По информации Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск, в случае принятия решения об установке памятника и определения источников финансирования необходимо предварительно согласование эскизных материалов внешнего вида объект и определения места установки.
Поясняем, что памятники относятся к элементам благоустройства территории, в том числе к малым архитектурным формам.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 1300 (с изменениями) утверждён Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, входят в указанный выше перечень.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 14.07.2016 г. № 2214 (с изменениями) утверждён Административный регламент Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года «1300».
С информацией о положениях обозначенного выше регламента и перечне документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, заинтересованное лицо может ознакомиться на официальном сайте городского округа Саранск в сети Интернет по адресу: www.adm-saransk.ru в разделе «Городская общественная приёмная».
Таким образом, размещение элементов благоустройства в г. о. Саранск на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. осуществляется в соответствии с указанным выше регламентом.
Кроме того, в случае необходимости проведения работ по разрытию необходимо получение разрешения (ордера) на производство земляных работ, выдаваемое Административно-технической инспекцией Администрации городского округа Саранск.
Дополнительно сообщаем, что испрашиваемый в обращение земельный участок в районе дома № 20 по ул. Терешковой г. Саранска рассматривается для реализации проекта «Квартал юстиции».

Заместитель Главы городского округа Саранск – Директор Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск О. В. Шуляпова  

Итак, пока что армия аппарата мордовских чиновников бюрократической системы по Святыне из Святынь Хачкаре пребывает в тайм-ауте.

Телефонный звонок на номер И. Д. Чахояна и разговор с заместителем Главы городского округа Саранск – Директором Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск О. В. Шуляповой не дал положительных результатов. В грубейшей форме было сказано, что не нужно писать больше писем на её отдел, якобы, Вам уже доступно ответили в письме, и Вы должны следовать именно дальнейшим действиям и написать соответствующие заявления. Её слова: «Мне спустили это письмо, но не я, и не мой отдел не ведут такие обращения». Как говорится в русской пословице, «Какой привет – такой и ответ».

Прошёл ещё год… Будем снова стучаться и думать, что не в закрытую дверь, поскольку «Армянские каменные кресты, Символика и мастерство создания хачкаров» признаны шедеврами Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО остаётся нам их догонять!

Т. И. Янгайкина,
старший научный сотрудник НИИГН при Правительстве РМ

  1. Союз армян России приглашает 24 апреля на мероприятие, посвященное памяти жертв Геноцида армян в Османской империи [Электронный ресурс]. URL: https://sarinfo.org/news/msg/soyuz-armyan-rossii-priglashaet-24-aprelya-na-meropriyatie-posvyaschennoe-pamyati-zhertv-genotsida-armyan-v-osmanskoy-imperii.html?ysclid=lkksf4sbul639413704
  2. Крест выступает символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту, как орудию казни. Но это поверхностный взгляд. Поклонение кресту символизирует не смерть, а вечную жизнь. Крест животворящий, ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.
  3.  Никонова Л. И., Шевцова А. А. Указ. соч. С. 64.