• Чт. Ноя 21st, 2024

Создавая образ, а не снимая объект

Июл 5, 2024

«Наша Среда online» — 1 июля скоропостижно скончался издатель,  писатель, фотохудожник Левон Осепян. Нас связывали многие годы сотрудничества и дружбы. В память о друге мы предлагаем вашему вниманию репост статьи, опубликованной в ереванском еженедельнике «Эфир» (№44, 27.10.2022 г.)

Создавая образ, а не снимая объект

       На прошлой неделе в Ереване находился известный московский редактор, фотограф, член Творческого союза профессиональных художников, литератор, оргсекретарь Правления Союза российских писателей, сопредседатель Московского общества дружбы с Арменией Левон Осепян.

       Многие годы он снимает общественных деятелей, учёных, художников,музыкантов, словом – творческих людей – в разных уголках мира. Итогом этих поездок стали более 90 персональных и коллективных выставок в разных странах. В январе 2012 года Левон Осепян подарил часть своих работ Арцаху. А в июле 2016 года в ереванском Центре народного творчества имени О. Шарамбеяна была представлена его экспозиция под названием «Мир вокруг нас». В октябре 2021 года в Степанакертской картинной галерее, при содействии главы “Русской общины Нагорного Карабаха” Александра Бордова открылась выставка его работ “Арцах в лицах”. Было экспонировано около 70 фотопортретов.

       В один из дней гость представил в Союзе писателей Армении свой новый фотоальбом “Армянский мир в фотографиях Левона Осепяна”, вышедший в апреле нынешнего года. В прекрасно изданном большеформатном альбоме собрано 84 цветных художественных фотопортретов в основном российских армян.

       “Важным мне кажется и то, что в этом альбоме представлены не только известные творческие люди и общественные деятели, но пока что не очень известные талантливые армяне москвичи”, – пишет автор в предисловии. Добавлю, что не забыты также и некоторые общественные деятели, друзья армянского народа – Константин Затулин, Виктор Кривопусков, журналистка Наталья Кузнецова, поэтесса Елена Тамбовцева-Широкова. Фотографии снабжены биографическими данными.

       По словам Левона, целью подобных альбомов является не только популяризация наших современников, которые знают друг друга, но близко не общаются в силу обстоятельств. Коллективный фоторяд может способствовать установлению между ними горизонтальных связей, которые приведут к более тесному сплочению общества и новым творческим проектам.

       Это не парадные портреты, они разнообразны по антуражу и композиции. Автора интересует не сам объект, а образ, характер человека. Поэтому, фотографируя кого-то, он просит его не позировать, а вести себя естественно, делает много снимков, а потом выбирает самые выразительные кадры. И на это сразу обращаешь внимание, рассматривая его работы. Причём, он смело нарушает привычные представления о художественной фотографии, экспериментирует с композицией, ракурсом, добиваясь большей выразительности.

       “Целая череда лиц, выражение глаз, рук, поворота головы – и каждый излучает свою энергетику как человека и творца, – замечает Наталья Кузнецова. – Эта энергетика с фотографии ощущается большей, чем от возможной случайной встречи. В общении человеку надо ещё раскрыться, а со снимков Левона на нас смотрят люди, которых мы будто уже хорошо знаем.

       В быту мы сами часто смотрим на свои только что сделанное фото с некоторым недоумением, будто встречаем человека, которого должны совместить с собой самоощущаемым. Чаще всего случается первая реакция – отторжение, я не такой! Наверное, психологи могут объяснить этот эффект. У портретов работы Осепяна этот эффект случается как исключение, подтверждающее его личное правило – “меня ТАК ещё никто никогда не фотографировал”… И резюме – какой прекрасный снимок!”

       Сам Левом Осепян, считающий себя “абсолютным самоучкой” в одном из интервью рассказал, как он увлёкся фотографией: “В молодости я жил в Рязани, у меня были друзья-фотографы. И один из них – Сергей Романов – руководил городским клубом фотолюбителей. Я бывал на их встречах, где они обсуждали свои фотографии. Меня интересовал этот вид искусства, но сам я не делал снимков банально из-за отсутствия фотоаппарата. И как-то раз Сергей одолжил мне свой “Зенит”, и я пошёл снимать Рязанский кремль – сделал серию тематических работ. Так случился мой первый опыт фотосъёмки – мне тогда уже было за 30”.

       Сегодня у него, конечно, другая аппаратура, но все равно: главное в процессе фотосъёмки – зоркий глаз и интуиция художника.

       Одной из целей приезда Левона Осепяна в Ереван (кстати не первого), был сбор материала для задуманного альбома “Ереван и ереванцы”. Поэтому две недели он фотографировал в интерьерах и на улицах людей, чтобы отобразить собирательный образ жителей земли, на которой родился. А родился он в 1952 году в Ереване. Учился в Азербайджанском институте нефти и химии в Баку, который окончил в 1974 году. Уехав затем в Россию, родину никогда не забывал. С 1996 года он издавал культурологический журнал “Меценат и Мир”, в котором был раздел, посвящённый Армении, тем самым вовлекал нас в мировой культурный процесс. Всего вышло 60 номеров журнала в 17 выпусках. Он был известен далеко за пределами России. Даже Библиотека Конгресса США запрашивала каждый новый номер. Журнал был награждён Большой Золотой медалью Международного благотворительного фонда “Меценаты столетия”. Затем были “Армянский переулок” и “Арагаст”, идею последнего подсказала поэт Сэда Вермишева. Названия говорят сами за себя.

       Сэда Вермишева и Лия Давтян так оценивали деятельность Левона Оганесовича: “Говорят, что первая ласточка погоды не делает. По-армянски это звучит немного по-другому: один цветок весны не принесёт. Явление Левона Осепяна опровергает эти мудрые народные речения. Он оказался тем, кто в одиночку сумел создать новую информационную и культурно-просветительскую ситуацию в Москве, возможность самореализации, самоотдачи, радости творческого труда для огромного множества людей – поэтов, прозаиков, литературоведов, художников, режиссёров, историков, священнослужителей, политологов и аналитиков – для всех, кого творчество свело с Левоном Осепяном”.

       Но надо заметить, что он снимает не только публичных людей. У него есть великолепные пейзажные фотографии, снятые в разных уголках мира. Есть циклы снимков типа ”Из жизни деревьев”, “Из жизни игрушек”, “Из жизни зонтиков”, “Из жизни стульев”, свидетельствующие о наблюдательности и чувстве юмора автора. “Я думаю, у настоящего фотографа есть свои хитрости, придумки, – как-то заметил Левон. – Он должен экспериментировать, а иногда хулиганить. Ради хорошего кадра можно и похулиганить! Да-да…”

       Фотографии Левона Оганесовича находятся в частных собраниях Италии, Испании, США, Канаде, Франции, в других странах. Они часто используются в периодических изданиях, в оформлении книг самого фотохудожника и иных авторов. Ведь у него издано несколько прозаических и поэтических сборников, среди которых “Посещение Земли” “Крик”, “Пьесы”, “Телефонный звонок”, “Моя Голгофа”. Его стихи и проза переводились на польский, словацкий, чешский, немецкий, итальянский, французский, армянский и другие языки. Российский культуролог Александр Люсый охарактеризовал его как “Пиросмани слова”. Возможно потому, что у него есть цикл рассказов о грузинском художнике, с которым по ощущениям его связывает родство душ.

       За большой вклад в развитии культуры в 2011 году он был удостоен Почётной грамоты Министерства культуры Российской Федерации. Имеет также награды Республики Чехия и Словацкой республики, звания и отличия различных общественных организаций России

       Ну что, остаётся поздравить Левона Осепяна с 70-летним юбилеем, пожелать ему удачи и ждать, когда альбом “Ереван и ереванцы” увидит свет.

ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ