• Пн. Ноя 25th, 2024

Кодекс чести Мурада Оганяна

Июн 27, 2024
Оганян Мурад Аршакович, казачий полковник

«Наша Среда online» Статья посвящена Мураду Аршаковичу Оганяну – достойному сыну армянской земли, полковнику казачьих войск Армяно-славянского казачьего объединения, который проживает в двух республиках – в Армении и Мордовии. Даётся описание важных биографических этапов деятельности этого человека, показана родословная семьи, акцентируется особое внимание на его военной сфере жизни. Благодаря сыну М. А. Оганяна, Корюну Мурадовичу, интересующемуся историей Российской империи и в целом армянского народа, представлен интереснейший фактологический материал о малоизвестных для науки вехах профессиональной службы отца. И в этом мы ему чрезмерно признательны.

***

Пережив великое злодеяние, каковым являлся геноцид, великий армянский народ продолжает дарить мировой цивилизации талантливых людей. Многие из них, словно знамения возрождения, победы и жизни, родились именно 24 апреля, как М. А. Оганян (1966 г. р., пос. Неркин Базмаберд).

Мануфактурный сасунский армянин – правнук широко известного на армянской земле фидаина Огана (?) Киракосяна, внук Мурата Оганесовича Киракосяна, сын Аршака Муратовича Киракосяна (правописание имён Мурад и Мурат – двоякое, согласно метрикам, в свидетельствах о рождении). Легендарный потомок фидаина унаследовал от знаменитого прадеда свою фамилию, а от деда – имя.

Родословная по отцовской линии Мурада Аршаковича исходит от армянского исполина(1) и корнями погружается в глубокую древность. Согласно генеалогическому древу, род отца (Аршака Муратовича) принадлежит дворянскому сословию Западной Армении XV в. (провинция Алдзник, гавар (уезд) Сасун, с. Шаверди). В результате геноцида армян предки отца вынуждены были спасаться от смерти. Оставив отчий дом и родную землю, они бежали на восточные окраины Армении. Избежавшие таким образом гибели сасунцы (ок. 15 000 чел.) переселились в Восточную Армению, осели в нынешних Талинском и Аштаракском районах горной республики.

Предки Оганяна с начала XX в. обосновались в пос. Неркин Базмаберд (прежнее название Неркин Агджакала) Талинского района. Мурат Оганян (дед Мурада Аршаковича) принимал непосредственное участие в основании посёлка. Прадед Мурада Аршаковича имел двух сыновей – Мурата и Хатчика. Судя по имеющимся архивным документам под грифом «Они достойны памяти народной», в этом списке находим имя рядового Мурата Оганесовича Киракосяна, без вести пропавшего в сентябре 1942 г. [1]. Второй сын Огана – Хачик Киракосян (1925 г. р.) вернулся с войны героем. Награждён орденом Отечественной войны II степени [2].

До Великой Отечественной войны в семье Мурата и Хамло Киракосян, дедушки и бабушки М.А. Оганяна, родилось три наследника. Старший сын, Аршак, появился на свет в уже основанном его отцом посёлке (1928 г.), а затем и средний Ерджаник (унаследовал фамилию Киракосян) и младший сын Геворг (Оганян). С потерей на войне родного человека на плечи Аршака ложится по старшинству нелёгкая ноша единственного кормильца семьи, братьев и мамы.

После женитьбы Аршака и Цовинар в их семье народились дочь Алварт, сыновья Норик, Давид и Мегер. Однако супругам не удалось долго прожить в счастливом браке, – Цовинар скоропостижно скончалась из-за болезни, оставив крохотных малюток на попечение свекрови и вдовца. Аршак вынужденно женился второй раз, но опять ему не повезло: супруга Шушан из-за бытовых тягот замужней жизни и участи мачехи забрала совместно рождённых дочек Сирварт и Норавард и ушла жить к своим родителям. В итоге Аршак воспитывал старших сыновей в одиночестве, работал в местном колхозе на тракторе (председатель выделил новый дом для бывшей его жены Шушан и двух дочерей).

Третий брак Аршака на армянской красавице Зое Хачатуровне Чахоян (родной сестре описанных выше братьев Аветика и Джанибека Чахоянов) оказался крепким. Взаимную любовь, преданность и уважение друг к другу они стойко пронесли сквозь тяготы непростой семейной жизни.

Родилась Зоя в с. Зуйгахпюр Ашоцкого района Армянской ССР, в юности проживала в г. Махарадзе (Грузия). Молодой девчонкой она часто гостила у старшей Амалии, замужней сестры за армянином из с. Агавнатун (в марзе Армавир, Армения), работавшей дояркой: параллельно помогала по её дому, присматривала за детьми. Соседи Амалии, родственники Аршака, хвалили трудолюбивую застенчивую девушку. Как-то вечером он наведался в гости с предложением о замужестве. Родные Зои, разумеется, отказали, но чувства Аршака оказались настолько сильными, что он решился и украл её, чтобы жениться (что и сделал), вопреки её желанию и воле родителей (как показало время, не зря).

Свекровь Зои, мудрая Хамло (отчество не известно), не стала пугать юную спутницу уставшего от переживаний сына осиротевшими детьми от первой жены. Благоразумная армянка приводила внуков тихонечко, чтобы молодая мачеха постепенно привыкала к деткам. Да и Зою не пугали дети, чужбина, властная свекровь. Она прикипела душой и сердцем к Аршаку, приняла его сыновей как родных по крови: кормила, обстирывала, обшивала, учила грамоте и, что немаловажно, – вложила в них доброту и женскую теплоту. Почувствовав заботу и искренние переживания мачехи, ребята вскоре стали называть её мамой.

В совместном браке Аршака и его третьей жены Зои со временем появились сын Армен, а затем Корюн (к великому горю родителей и родственников, малыш прожил всего 8 месяцев). Всемилостивый Господь сжалился над семьёй. Спустя положенное время, в день скорби армян по жертвам геноцида, 24 апреля, на свет народился чудесный, крупный, со смышлёным взглядом, высокорослый мальчик-богатырь Мурад… Младшая дочь Лала стала десятой по счёту в многодетной семье Оганян. Армен после службы в рядах Советской армии жил в г. Дзержинске Нижегородской области, где и женился (у него от брака два сына и дочь). Лала вышла замуж, живёт на родине. Словом, следует отдать должное Зое Хачатуровне, которая воспитывала одинаково всех детей, и не делила их на чужих и своих.

В 1970-е гг. весь посёлок Неркин Базмаберд гулял на весёлой свадьбе старшего сына Норика, проведённой по древним этническим канонам армян. Оцифрованный фильм после съёмок праздничного семейного торжества и свадебной церемонии переселенцев из Западной Армении, где показан весь род Оганянов во время традиционной армянской свадьбы, в 2014 г. был загружен на Интернет-просторы [3]. Особую заинтересованность зрителей и пользователей глобальной сети вызвали видеоролики с виртуозно исполненными танцами Сасна, Ярхушта и Кочари, самобытные фольклорные песни, обладающие ярко выраженным своеобразием, мелодическим богатством и атрибутивными компонентами социокультурного бытования этноса, а также ряд военно-патриотических песен армян с присущим для них композиционным благородством.

Благодаря съёмкам и получившейся в её результате записи фильма, организованным другом семьи Оганянов, армянским советским сценаристом и писателем Мушегом Осиповичем Галшояном (Манукяном) нам достались редкие, практически бесценные кадры с сасунскими армянами на них, маленьким Мурадом, парящим на высоте вытянутой руки старшего брата, и многодетной мамой-героиней Зоей Хачатуровной. На кадрах запечатлена также довольная и очень бойкая бабушка Хамло, встречающая молодых с тонким благоуханным армянским лавашом (она кладёт традиционный этнический хлеб на плечи жениху и невесте; по традиции, невестку в свою семью у армян принимает только свекровь). Как оказалось, строптивая по характеру армянка посчитала необходимым заменить место покойной невестки Цовинар безвременно осиротевшим детям Аршака. Заметно, что Зоя Хачатуровна восприняла данный акт с подобающим уважением к старшей в роду женщине, свекрови, родившей ей прекрасного мужа и достойного во всех отношениях человека.

Оператор дарит несколько секунд всем собравшимся на большом свадебном празднике семьи, останавливая объектив своей камеры на отце Мурада Аршаковича – Аршаке Муратовиче Оганяне. В его глазах читается житейская мудрость пожилого человека, опечаленного нелёгкими испытаниями прожитых лет: войной, забравшей отца из семьи на фронт, потерей первой жены, предательством второй, трудовыми буднями кормильца огромной семьи, заботой о малых детях.

Тем временем детство Мурада незаметно проходит… Сутки напролёт чувствительный, во многих случаях сентиментальный молодой армянин находится рядом со своими старшими братьями. Часто пропускал занятия в школе, чтобы побыть с подрастающими мужчинами на поле, вникнуть в сельскохозяйственную технику. Уважал всех, но особенно выделял старшего Норика. Будучи 11-12-летним мальчуганом, убегал на местный карьер, где добывали розовый туф. От природы прекрасные физические данные позволяли ему с лёгкостью грузить 40-килограммовые кубы разноцветного вулканического камня, за что получал первые, неплохие по тем временам, деньги. Весь заработок юноша приносил отцу, которого безмерно любил. Удивлению папы не было предела, но он верил сыну, его чистейшим детским помыслам, что тот никогда не обманет и не подведёт ни его, да и никого. Смутившийся Мурад лишь вымолвил: «Папа, я вижу, как тебе тяжело содержать девятерых детей, маму, бабушку. И поэтому я хочу помогать тебе, как могу»(2). Заметив в кровь натёртые мозоли на руках сына, отец прослезился, обнял высокого парнишку и долго-долго не выпускал его из своих объятий.

Аршак Муратович сильнее возгордился сыном после публикации снимка трёх друзей (один из них – его родной Мурад), грузивших туф в КАМАЗы, на страницах газеты «Советская Армения»(3). Шли годы… Сильный парень много занимался боксом, чтением всевозможной, в основном, исторической литературы, в меру хулиганил. Тем не менее, юное озорство в сочетании с авторитетностью в кампании (на улице втихаря получил кличку «Анархист», или «Гаабар», по аналогии с героем индийского фильма «Месть и закон»), цельностью и принципиальностью характера, последовательностью и упорством в делах и отстаиванием собственных взглядов часто наталкивалось на непонимание как учителей, так и окружающих.

В 1984 г. Мурада призывают на срочную службу в ряды Советской армии. 

Непривычно холодная зима г. Новосибирска, где он служил в военной части № 62608, контрастировала с тёплой Арменией. Спустя два года прибывает старшиной в родной Неркин Базмаберд. Следуя армянским традициям, женился на приглянувшейся маме скромной девушке Анаит из их посёлка (однако в жизни он до сих пор называет её нежно Маруся). В 1987 г. они сначала обвенчались в церкви, как полагается у армян, а затем зарегистрировали семейные узы в отделе ЗАГСа. Уже в декабре 1988 г. у молодожёнов появился первенец Корюн (глава семейства работал тогда шофёром грузовой автомашины).

Волей судьбы Мурад Аршакович находился в командировке в г. Ленинакане. 8 декабря 1988 г., выехав с мясоперерабатывающего завода на окраине города, он увидел весь ужас случившегося в Армении землетрясения. Неделю помогал спасателям вытаскивать с руин живых, погибших. По его воспоминаниям, как очевидца тех жутких событий: «На помощь прибыли военные из ближайших гарнизонов страны. Приехало много медицинских работников. Разбирать завалы Ленинакана выпустили даже заключённых из тюрем. В это время со всех республик Советского Союза в Армению ехали спасатели-альпинисты»(4). Толпа людей у дома, встретившая Мурада Аршаковича из той несчастной командировки, увидела приведение, настолько он был измождён и обескровлен. Отчаянный Норик чуть не побил младшего брата за то, что тот выжил, не известив об этом.

В 1989 г. М.А. Оганян принимает важное для себя решение: через друга своего брата Норика добровольцем уходит на Карабахскую войну. Друг Норика знакомит его с командиром Аштаракского добровольческого отряда Гехазником Арменаковичем Микаеляном, Национальным героем Армении (5).

В итоге целых семь месяцев (с осени 1989 по зиму 1990 г.) Мурад Аршакович бок о бок воюет в отряде легендарного Чауша. В память о героических предках Карабахской войны армянских добровольцев стали называть фидаями или федаинами, воевавшими в Арцахе (особенно коренных армян – выходцев Западной Армении).

Мурад Аршакович – истинный фидаин, и не без основания. Во время злополучной войны он водил БМП в ополчении. Зимой 1990 г. получил осколочное ранение в паховую область, был контужен. Местные врачи разводили руками и уверовали на его дальнейшую бездетность. Разъярённый сказанными в его адрес словами, молодой армянин снова вернулся на поле боя. И вновь – удар. Мурада, оказавшегося между жизнью и смертью, старший брат Норик вывез из родного посёлка в г. Нижний Новгород для оперативного лечения. Этим он его спас.

К сожалению, осколочные ранения до сих пор напоминают о страшных событиях минувших лет. Годы длительной реабилитации вернули М.А. Оганяна в нормальное русло жизни, наградив сыном Марзманом, вопреки прогнозам медиков.

В 1994 г., когда старшому сыну Корюну исполнилось 5 лет, а младшему – 4 года, он уезжает к старшему брату в Россию (г. Дзержинск Нижегородской области). Приведём воспоминания К. М. Оганяна: «Я был зачислен в среднюю общеобразовательную школу № 32 г. Дзержинска в 1995 году, брат учился годом позже. Школу мы не окончили, как отец решил уехать обратно на родину. Я отучился 9 классов – с 1995 по 2004 г, а брат только восемь. В 2004 году мы уже были в Армении. Адаптация была архисложной: мы не владели литературным языком, говорили только на нашем, сасунском диалекте западно-армянского языка. Нам было уже по 16-17 лет (возраст призывника) и из городской местности мы переехали в село. Армения находилась на военном положении после Карабахской войны с Азербайджаном с 1988 года. Служить в армии нужно было два года. Поэтому наш переезд означал некую проверку на прочность: армия, культура, язык, мировоззрение – всё на милой нашему сердцу родине было иным. Я пошёл в 10 класс, брат – в 9-й. Учёба в армянской школе оказалась неимоверно сложной, но с поддержкой общества, всей родни мы все это сумели достойно преодолеть. Спустя время, я поступил в экономический ВУЗ при посольстве Российской Федерации, который дал право на отсрочку от армии. Младшего же брата призвали на срочную службу в российскую часть на два года, откуда он вернулся с Благодарственным письмом от командования Российской армии. Так как мы жили в доме старого деда, нашей семьёй было принято решение о постройке нового дома. Мама занималась и занимается домом, имеет высшее образование (красный диплом, стаж работы более 10 лет). После окончания первого вуза (2005-2011 гг.) продолжил учёбу и в 2015 году поступил в педагогический университет. В армию я так и не призывался из-за отсрочки, а также по причине экстренной операции по удалению желчного пузыря. Окончив с отличием бакалавриат в 2020 году, стал работать учителем русского языка и литературы в сельской школе, и параллельно учиться в магистратуре (в 2022 году я её с отличием завершил). Брат в течение этого времени женится» (6).

С 1994 г. М. А. Оганян работает в г. Нижнем Новгороде и практически десять лет проживает в Мордовии. Со столицей республики его многое связывает. В 1986 г. он заработал здесь первые деньги на свадьбу у родных по материнской линии – дяди Аветика и Джанибека Чахоянов, которые ввели его в свою стройбригаду. По воспоминаниям М. А. Оганяна, многие объекты были выполнены собственноручно (например, типография «Красный Октябрь» на ул. Советская, штукатурные работы). Здесь же, в г. Саранске, он научился шить и ремонтировать обувь. Дяди пророчили ему прекрасное будущее на мордовской земле в том случае, если он решить укорениться в этих местах. Однако честолюбивый, добропорядочный фидаин не мог позволить себе этого. Он должен был вернуться домой, к своей будущей жене.

Скоропостижная смерть отца М.А. Оганяна (2002 г.) означает одно – необходим оперативный вылет в Армению для прощания с дорогим человеком. Из-за проблем с вылетом братья задерживают церемонию предания земле усопшего А. М. Оганяна до прилета Мурада Аршаковича. Зная характер младшего Оганяна, Норик держит слово, и не зарывает тело отца, накрыв его в могильной яме навесом от изморози. М.А. Оганян опускает гроб с покойником в могилу, прощается и с тяжёлым сердцем возвращается в семью, в Россию. Потом четыре года сильно тоскует, что не был рядом, по-сыновьи не поддержал. В конечном счёте, под влиянием брата Армена едет в отчий дом. С 2004 г. по настоящее время живёт в своём посёлке с любящей мамой и своей семьёй. Работает водителем-перевозчиком в ведущем агрохолдинге многопрофильного сельскохозяйственного производства в регионе ООО «Спайка», который является лидером на рынке международных грузоперевозок, крупнейшим производителем и экспортёром плодоовощной продукции в страны СНГ, Европы и Персидского залива.

Являясь истинным воином, М. А. Оганян вступил в ряды казачьего войска. Демобилизовавшись с армейской службы в звании старшины, его зачисляют майором. Приказом от 28.02.2021 г. Оганяну Мураду Аршаковичу присваивают высший чин – казачий полковник с правом ношения казачьей формы установленного образца (документ подписан атаманом Армяно-Славянского казачьего объединения, генералом казачьих войск К. Григоряном (г. Ереван)).

В настоящее время М. А. Оганян тесно связан с Мордовией. Приобретение грузового тягача американской фирмы Freightliner позволило наладить деловые связи и развернуть широкое сотрудничество с многими представителями армянской диаспоры, совершать поездки в Армению за священными каменными крестами Хачкарами (г. Краснодар, Новороссийск и другие города России), в том числе за восхитительным вулканическим камнем по названию «туф».

Таким образом, попытка такого рода исторического исследования позволяет нам пролить свет на скрытые от посторонних глаз стороны личности М. А. Оганяна, одного из самых ярких предс тавителей армянского этноса, человека поистине волевого, который характеризуется высокими нравственными убеждениями, уважает моральные и культурные нормы поведения в обществе, а также религиозные устои православной веры, почитает и поддерживает традиционные семейные ценности и институт брака.

Татьяна Янгайкина, к.фил.н.,
старший научный сотрудник НИИ гуманитарных наук
при Правительстве Республики Мордовия

(1). Армянское предание сохранилось, в первую очередь, благодаря армянскому историку V в. Мовсесу Хоренаци. Оно дифференцируется на древнейший языческий и христианский варианты. Согласно первому, армяне произошли от исполина Айка, одному из Божьих сыновей. С распространением христианства языческий миф подстраивается под библейские представления о сотворении мира единым Богом (одно из центральных догматов веры иудаизма и христианства) и Всемирном (Вселенском) потопе. И в соответствии с новой христианской версией, Айк также был сыном Форгомы, который, в свою очередь, являлся сыном Гомера, а тот – сыном Иафета, последний – сыном Ноя. Основная суть предания гласит о борьбе и победе Айка над тираном Белом; самоназвание армян исходит от этого имени.
(2) Полевой материал автора: Оганян Мурад Аршакович, 1966 г. р., с. Неркин Базмаберд Талинского района Арагацотнской области Армении (запись 2022 г., г. Саранск).
(3) Газета «Советская Армения» выходила с 1920 по 1990 г., вплоть до распада СССР, является первенцем армянской советской печати и официозом ЦК компартии Армении.
(4) Полевой материал автора: Оганян Мурад Аршакович, 1966 г. р., с. Неркин Базмаберд Талинского района Арагацотнской области Армении (запись 2022 г., г. Саранск).
(5) Микаелян Гехазник Арменакович (16.11.1951, с. Лернарот Аштаракского района, Армения – 29.08.1990, г. Ереван). Командир Аштаракского добровольческого отряда, участник всех оборонительных боев на северо-южном направлении Арцахской освободительной войны. Выделялся не только смелостью и отвагой, но и практическим знанием военной техники того периода. Народ сложил о Герое легенды и песни еще при его жизни. Из-за внешнего сходства с легендарным гайдуком Геворгом Чаушем (Геворгом Казаряном) бойцы прозвали его Чаушем. Именно ему, Гехазнику-Чаушу, доверили в свое время создать вооруженные добровольческие отряды из разрозненных фидаинских. С первых дней Арцахской освободительной войны он участвовал в боях самообороны Горисского (Корнидзор), Мегрийского (Нювад), Ноемберянского (Воскепар), Иджеванского и Араратского (Ерасх) районов Армении, а также в Гадрутском районе Карабаха. Вместе с Виктором Айвазяном он стал жертвой террористов в штабе «Армянской национальной армии». Погиб в г. Ереване, похоронен в с. Сасуник Аштаракского района Армении. 20 сентября 1996 г. ему посмертно присвоено звание Национального Героя Армении. Награжден орденом Отечества.
(6) Полевой материал автора: Оганян Корюн Мурадович, 1988 г. р., с. Неркин Базмаберд Талинского района Арагацотнской области Армении (запись 2023 г., г. Саранск).

Источники:

[1].Память народа. 1941-1945 гг.: подлинные документы [Электронный ресурс]. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_ dopol nitelnoedonese nie68305932 (дата обращения: 10.12.2023).
[2].Память народа. 1941-1945 гг. : подлинные документы [Электронный ресурс]. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvigchelovek_yubileinaya_ kartoteka 1523080081 (дата обращения: 10.12.2023).
[3].Этническая свадьба семьи Оганян [Электронный ресурс]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v =q79 ESj 6N (дата обращения: 10.12.2023).