• Вс. Ноя 24th, 2024

Зелёное и Красное воскресенье – Канач-кармир кираки

Апр 11, 2024
Автор картины: Севада Григорян

«Наша Среда online» — Второе воскресенье после Пасхи называлось Канач Кираки – «Зелёное воскресенье» или Ашхараматран, а третье воскресенье Кармир кираки – Красное воскресенье. Часто в народе объединяли эти два праздника под одним названием Кармир-Канач кираки – «Красное-Зелёное воскресенье».

Зелёное воскресенье был один из весёлых храмовых праздников, отмечавшийся на природе в местах богомолья. В среде амшенцев было принято идти на богомолье в храм Св. Арутюна или Св. Спасителя, который находился в 10 км от Трапезунда. Раньше место у храма было очень покатое, но сельчане объединились и разровняли его. Стало возможным располагаться более 150-ти семей паломников.

Каждое село имело своё место. Приезжал на богомолье губернатор, местные власти города, жители сёл, больные, хромые, одержимые, жаждущие исцеления. Просили «заступничества» святых. По обету совершали жертвоприношения: пригоняли вола, чёрную овцу, несли красного или белого петуха. Они должны было избавить от болезни, падежа скота, стихийных бедствий и т.п. Были и благодарственные жертвоприношения. Кто забивал животное, обязательно должен был быть честным и уважаемым человеком в округе. В других регионах принято было приносить в жертву не овцу, а петуха или несколько яиц, молча раздавать хлеб.

Жертву три раза обводили вокруг храма, кровь животного от надрезанного уха наносили на лоб, руки и язык, а иногда и на волосы посвящаемому. Потом животное забивали, а голову и ноги, отдавали в храм.

Если приносили в жертву козлёнка, то кости заворачивали в его же шкуру, закрепляли гвоздями и хоронили. Важно, что гвозди ковали в ночь с четверга на пятницу Страстной недели. Считалось, что этим актом оберегались от града.

Зелёное воскресенье считался очень весёлым праздником, днём всеобщего обновления. Везде звучала музыка, организовывали единоборства. Мужчины плясали очень быстрые и сложные танцы. Женщины и девушки плясали отдельно. Характерным было обильное застолье, окрашенные яйца, однодневная ярмарка, шумное гулянье. Празднество затягивалось допоздна.

Зелёное воскресенье в некоторых регионах называют Синдзи ор – «День синдза». В этот день был обычай жениховой родне первый раз выводить обручённую девушку в поле гулять – «топтать зелень», т.е. собирать синдз. Этот обычай сопровождался пением, плясками, всеобщим весельем. Считалось, что «топтание зелени» способствует передаче невесте такого же расцвета, как травам и цветам.

Растение синдз – диалектное название которого кошмат, кошморук – «козлобородник», имеет клейкий молокообразный, быстро сохнувший сок, и его используют как жвачку. Цветок жёлтый, следует за движением солнца, как подсолнух, и поэтому его почитала средневековая секта Ареввордик (Солнцепоклонников, букв. Детей солнца). Этот факт ещё раз подтверждает наше предположение, что синдз относится к сакральному гербарию.  

В Моксе на Зелёное воскресенье, «приняв привет» и совершив «ликование» в церкви при песнопении «Христос явился между нами», женщины поспешно выбегали из церкви, выкапывали корнями пучок молодой травы и переворачивали его ростками вниз, а корнями вверх, чтобы все болезни, которыми могут заболеть в семье, так же усохли, как высохнет эта трава.

В провинции Нижний Басен со всех сёл региона конные и пешие с песнями, плясками, с музыкантами шли на Красное-Зелёное воскресенье на богомолье, прозванное Гзылджа (Красный), поскольку недалеко, на возвышении на постаменте находилось изваяние барана из красного туфа. Там же были развалины церкви, груды камней былых строений, одинокие полуразвалившиеся стены, рядом с которыми росло огромное дерево. Небольшой водоём в скале наполнялся родниковой и дождевой водой, которую местное население считало целебным. Там же крестили детей.

Каждой весной на Красное-Зелёное воскресенье это место посещал священник и в присутствии огромного количества паломников освящал развалины церкви и капал несколько капель миро в водоём. Поблизости рос куст шиповника, который тоже считался священным. Паломники целовали замшелые камни церкви, водоём. А на огороженный со всех сторон почитаемый куст шиповника повязывали разноцветные лоскутки с одежды, шелковые косынки, вышитые платочки с задуманными желаниями.

После девушки направлялись к водоёму. В него они кидали бусинки, пуговицы, булавки, загадывая желание; опускали ладонь в воду и мокрыми пальцами проводили по глазам и волосам, как бы заражаясь целебной силой воды.

Далее пришедшие на богомолье по очереди приближались к красному овну и садились на него, вешали букеты на рога, украшали голову и ноги гирляндами цветов.

Веселье, пение, танцы, выступления канатоходцев, музыкантов и певцов продолжались до поздней ночи. Здесь же продавали сладости, фрукты, выпивку, платки, крестики, броши, маленькие зеркала и всякую всячину. Одним словом – это была ярмарка.

Эмма Петросян,
доктор исторических наук, этнолог

Источник: Петросян Э.Х. – Праздники армян в контексте европейской культуры. Ер.: Тигран Мец, 2011.