КУЛЬТУРНЫЙ КОД
«Наша Среда online» — «Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан» — эти слова выдающегося советского и российского археолога, этнолога, антрополога, доктора исторических наук Виктора Александровича Шнирельмана известны всем, кто сталкивался с фальсификацией в области армянского культурного наследия со стороны Азербайджан и Турции.
Заметим, что эти деструктивные тенденции начались ещё в СССР, и набрали силу в постсоветское время, особенно, когда нагорно-карабахский конфликт входил в свою горячую фазу.
Инструментарий фальсификаций со стороны руководства Азербайджана и «азербайджанской науки» (которая в мировом научном академическом поле отсутствует) амбивалентен. Они могут лгать о том, что средневековый армянский храм Гандзасар был построен албаном Гасан-Джалалом Дола, хотя родоначальник княжеского рода Гасан-Джалалянов был по происхождению армянин, и в то же время в 1990-х годах стрелять по нему. По сути «албанизация» — это прелюдия к уничтожению.
Риторика Ильхама Алиева, его «учёных» и азерпропа постоянно дрейфует, меняется в зависимости от конъюнктуры, но в сущности она всегда одна и та же: лжива, агрессивна и разрушительна не только по отношению к армянской культуре, но и в целом к культурам автохтонных народов Кавказа. Среди них — талыши, лезгины, удины, аварцы.
В 2012 году в Москве при поддержке мецената и основателя Института Черноморско-Каспийского региона В.Б. Арцруни вышел четырёхтомник «Церковная архитектура стран Закавказья VII века. Формирование и развитие традиции». Автор — крупнейший учёный, историк архитектуры, заведующий Отделом истории архитектуры и градостроительства Древнего мира и Средних веков, доктор искусствоведения, чл.-корр. РААСН, почётный член Российской академии художеств, иностранный член Национальной академии наук Армении. Его сфера научных интересов — раннехристианская и средневековая архитектура и монументальная пластика Армении и стран Закавказья в целом, архитектура Византии, отдельные вопросы древнерусского и романского зодчества, а также армянской архитектуры XIX—XX вв., проблемы реставрации памятников архитектуры.
Предисловие к этому изданию написал доктор искусствознания, заведующий отделом Сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН Ш.М. Шукуров. В частности, он отметил «В наше время сокращения престижа науки почти невозможно представить себе, что за достаточно короткий срок появляется четырёхтомное издание по архитектуре Закавказья — Армении, Грузии, Кавказской Албании. Отныне мы располагаем пространным энциклопедическим сводом по истории зодчества христианского Закавказья в рамках VII века — эпохи наивысшего расцвета. Армянская архитектура, выполняющая функции базовой, основополагающей для Закавказья, располагает мощнейшей историографией в отечественной и западной науке».
Шариф Муххамадович отмечает, что «Армен Казарян стремится упорядочить рассматриваемый материал, не оставаясь в пределах Закавказской архитектурной традиции. И это обстоятельство делает исследование этнически не заостренным, транскультурным и подытоживающим научную традицию изучения архитектуры Армении, Грузии и Кавказской Албании».
Библиографический список издания обширен. Здесь есть ссылки в том числе и на французского арменоведа Жана-Мишеля Тьерри, английского историка искусства Райса Тальбота, дагестанского исследователя архитектуры Селима Хан-Магомедова, специалиста по иранскому и грузинскому наследию Шалву Амиранашвили, его соотечественника, лингвиста, востоковеда, индоевропеиста Тамаза Гамкрелидзе, известного албаниста Алексана Акопяна, специалиста по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана, Древней Руси Анатолия Новосельцева, советского востоковеда и кавказоведа Николая Марра, русского историка, специалиста по культуре хазаров, скифов и ранних славян Михаила Артамонова, архитектора и арменоведа Николая Татарского. Только в первом томе издания более 800 научных ссылок. Исследование снабжено богатым иллюстративным и фотоматериалом, каталогом памятников.
Как мы видим, огромное наследие не только в российской, армянской, грузинской, дагестанской науки накоплено за века, но и по всему миру.
В введении Армен Юрьевич Казарян пишет не о только о созидании, но и причинах исчезновения памятников — это войны, разорения, отсутствие своевременного восстановления. «Однако на Западе не перестают удивляться тому, что на территории Армении всё ещё существует столь значительное количество памятников раннего средневековья», — цитирует он слова Ж.-М. Тьерри. Причина кроется в великолепном качестве каменного строительства. Но, к сожалению, на всем пространстве Кавказской Албании или Алуанка подобных памятников крайне мало, а состояние построек раннесредневекового провинциального зодчества значительно хуже. С сожалением автор констатирует и факты вандализма, напрямую зависевшего от государственной политики.
Этот труд был издан почти за десять лет до войны в Арцахе в 2020 году. Думается, что даже специалисты, знающие обо всех угрозах разорения и уничтожения, не думали, что кампания по переписыванию истории региона и дискредитации армянского культурного наследия приобретёт такой варварский размах. По счастью, сегодня новое поколение историков, архитекторов, культурологов, журналистов, арменоведов, кавказоведов, востоковедов имеет возможность прикоснуться к подлинным академическим знаниям и самостоятельно посетить эти сакральные объекты.
Валерия Олюнина,
ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона им.В.Б. Арцруни