• Вс. Ноя 24th, 2024

Перманентная турецкость. Теперь – еще и с армянской “подтанцовкой”

Май 6, 2022

КОММЕНТАРИЙ

«Наша Среда online» — Как ни старается мнящая себя могучей кучка отечественных младореформаторов во главе с Николом Пашиняном, ценой отречения от Армении, поплотнее подстелиться под турецко-азербайджанских “эфенди”, ответных милостивых жестов что-то не видно. И к лучшему отношение к армянам в Турции и её филиале Азербайджане, даже несмотря на доблестно проигранную упомянутой кучкой войну 2020 года, как-то не меняется. Впрочем, коллаборационистов и перебежчиков, по большому счету, презирают даже турки – при всех даруемых этой кучке бонусах, включая, наверное, привилегию лобызать туфлю султана и т.п.

Возможно, Анкара и Баку и поглядывают на официальный Ереван уже несколько поласковее, типа: “Ну что, армяшки, поумнели, наконец? Поняли, что мы всегда сильнее? Вот и прислуживайте нам, а мы вам конфетку дадим, может быть”. Просто упомянутая кучка за четыре года пребывания у власти более чем наглядно доказала, что никакого отношения к армянскому народу, к его национальным, историческим и культурным ценностям она не имеет. Поэтому “отношение к нам” и “отношение к нашим нынешним властям” – диаметрально противоположные понятия.  

Стамбульский университет Kadir Has (назван по имени промышленника и филантропа Кадыра Хаса) недавно опубликовал исследование “Turkey Trends – 2021”, подготовленного группой специалистов упомянутого университета во главе с профессором Мустафой Айдыном. В этом исследовании представлено мнение турецкого социума о ряде актуальных вопросов, а также ожидания на обозримое будущее, по состоянию на финиш 2021 года. Думается, к данным сведениям уместно присмотреться и в Армении – как тем, кто ныне в русле генеральной линии восхваляет всё турецкое, так и тем, кто еще обладает здравым смыслом. Тем более, что зафиксированные в исследовании реалии имеют место быть и сегодня. И даже усиливаются.

Спросите – и ответят вам

Авторы исследования провели выборочный опрос 1000 респондентов в возрасте 18 лет и старше, различного образования, политических взглядов и социального состояния, проживающих в 26 регионах страны, включая Стамбул, Анкару, Измир, Конью, Адану, Диярбакыр, Кайсери, Битлис, Малатью и Трабзон. Граница погрешности: ±3,0.

Вопросы респондентам задавались самые разнообразные. Например – на каком языке опрашиваемый разговаривал в детстве со своими родителями. Здесь доминирует, понятное дело, турецкий язык. Но указаны и другие – курдский (отдельно идет его южный диалект – сорани), арабский, зазаки, арабский, английский, немецкий, даже болгарский и туркменский. Армянский язык в списке отсутствует.

По религиозной принадлежности респондентов доминирует ислам (82,7%, вместе с суннитами – 91,9%). Указаны также алавиты, деисты и даже презренные кафиры, не верующие в существование Единого Бога-Аллаха и отрицающие посланническую миссии пророка Мухаммеда. Христиан авторы исследования нигде не нашли. Установки, видимо, не было.

Зато была установка на уровень религиозного благочестия. Выяснилось, что таковыми себя считают 87,5% опрошенных (соответственно, 58,0% — средне благочестивые, а 29,5% — очень благочестивые). И 21,2% респондентов творят намаз по пять раз в день.

Обратимся, однако, к политике. Здесь вырисовывается такая картина. Значительная часть опрошенных высказались за демократическую систему государственного управления. Вместе с тем, немало и сторонников сильного лидера, не зависящего от парламента и выборов. Перспективу управления страной представителями высшего духовенства или военными опрошенные оценили, преимущественно, скептически.

Среди особо насущных внутренних проблем указаны: экономические затруднения (22,7% опрошенных), вопрос беженцев (17,9%), пандемия коронавируса (15,8%), ограничение индивидуальных прав и свобод (7,3%), терроризм (7,2%) и ситуация в сфере образования (5,0%). При этом, этнические курды подчеркнули также притеснения на национальной почве. 

Примечательный факт: среди госструктур наибольшим доверием пользуются жандармерия, полиция и армия, а уже потом – парламент и аппарат президента. Относительно невелико доверие к судебной и банковской системам, а также к оппозиционным партиям. Касательно уровня демократии в стране, ключевых свобод и коррупции в системе государственного управления мнения разделились примерно поровну.

Сторонники президентской системы управления преобладают над сторонниками парламентской демократии (55,7% против 44,3%). Вместе с тем, деятельность президентской системы управления по состоянию на конец 2021 г. нашли эффективной только 39,8% респондентов, а 33,9% придерживаются противоположного мнения. 

Среди политических лидеров наиболее высоких оценок удостоились действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган, лидер Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу, крайне правый националист, председатель Партии националистического движения Девлет Бахчели и противница исламизации, бывший вице-спикер парламента и глава центристской “Хорошей партии” Мераль Акшенер.

Экономические затруднения неизбежно сказываются на состоянии граждан. Так, значительная часть опрошенных признались, что не могут достойно обеспечивать себя и свои семьи (58,2%), их экономическое положение ухудшилось (55,4%), они обременены долгами (45,8%). Среди проблем, осложняющих состояние экономики, названы: высокие процентные ставки кредитования, высокий уровень внешней задолженности, мигранты и беженцы, финансовые атаки извне, политика Центрального банка, недостаточные объемы инвестирования, а также проблемы во внешней политике. Так, удовлетворительной внешнеполитическую деятельность властей сочли только 5-,6% респондентов. Правда, несколько лет назад этот показатель был еще ниже; “обратный пик” пришелся на начало 2019 года – 28,5%).  

Сосед моего соседа – не мой сосед

 На вопрос: “С какими странами, по вашему мнению, Турция должна наиболее тесно сотрудничать в своей внешней политике?” ответы распределились следующим образом:

  • С исламскими государствами – 17,5%
  • С Россией – 16,4%
  • С тюркским миром – 14,1%
  • С США – 14,1%
  • Со странами ЕС – 12,7%
  • Со странами НАТО – 10,1%
  • Лучше действовать самостоятельно – 10,1%  

Что касается угроз извне, тот тут Армения – явный лидер. Армению считают опасной 60,9% опрошенных. По этому показателю мы опережаем Израиль, США, Ирак, Иран, Кипр, Сирию и Грецию (соответственно – 60,5%, 55,6%, 49,6%, 44,6%, 44,3%, 42,6%, 42,4% и 50.6% считают внешнюю политику нынешнего правительства успешной. Это самый большой показатель за 6 лет, за которые есть доступные данные. В значительной степени именно «кавказскую политику» Эрдогана успешной. Потому что, к примеру, сирийскую политику считают все менее успешной: в 2017 году абсолютно или «в целом» успешной политику турецкого правительства в отношении Сирии считали 38.5% (против – 28.3%), а в 2021 году уже только 27.4% (против 38.1%), при этом снижение было плавным и постепенным. Также, лишь 4.9% удовлетворены присутствием сирийских беженцев в Турции, а 68.9% — не удовлетворены (уровень постепенно растет). Лишь 9.2% готовы трудоустроить сирийцев, 90.8% — против.

“Считаете ли Вы, что Турция должна предпринять попытку восстановить свои отношения с государствами, с которыми у нее напряженные отношения?” в ответе на этот вопрос предпочтение отдано соединенным Штатам, Египту, ОАЭ, Греции и Сирии. Армения далеко позади – за нормализацию отношений с нами высказались только 14,4% опрошенных.

Не случайно иметь соседом по дому армянина согласились только 9,1% опрошенных. Предпочтительнее проживать по соседству с турком (47.4%), курдом (29,1%), арабом (16,8%) или, на худой конец, греком (11,1%). 

В рейтинге союзников и друзей Турции ожидаемо лидирует Азербайджан, получивший поддержку 57,4% опрошенных. Далее, опять же ожидаемо, следуют Турецкая Республика Северного Кипра (41,3%), Грузия (35,9%), Узбекистан (34,6%), Германия (30,2%), Пакистан (24,1%) и Катар (22,6%). Армении в этом списке нет – опять же ожидаемо.   

Вступление Турции в Европейский союз, несмотря на все передряги последнего периода, подержали 58,4% респондентов. А за продолжение членства в НАТО высказались 58,0% опрошенных.

По-своему примечателен раздел “Угроза распада”. По-видимому, нынешняя сверхнапряженная ситуация побуждает присмотреться и к этому аспекту. Правда, 67,5% опрошенных считают, что Турции не угрожает угроза распада на отдельные государственные образования. Однако почти пятая часть – 18,9% не исключают, что нечто подобное может произойти.

Послесловие

В последнее время, с активной подачи турецких лоббистов – наверняка не за просто так — в Армении насаждается искаженное, перевернутое восприятие проблемы: дескать, причина вражды Армении с Турцией коренится вовсе не в Турции, а в Армении, и, если бы армяне не враждовали с турками, то и в ответ вражда бы прекратилась. И было бы нам счастье.

Учитывая невозможность в данном случае оценки подобной чуши методами ненормативной лексики, констатируем очевидный провокационный цинизм и ложность таких “закидонов”. Другое дело, что нынешнее руководство Армении истово проповедует именно их. Быть может, это как-то можно понять. Но простить – никогда.

Кстати:

На днях мусульманский мир отпраздновал окончание великого поста – священного месяца рамадан и наступление разговения – ураза-байрама. Не вдаваясь в этно-конфессиональные нюансы, сочтем уместным адресовать поздравления с этим праздником и человеку, носящему имя (во всяком случае, по официальной метрике) Никол Пашинян. Потому что все его действия последнего времени более чем наглядно свидетельствуют о его целеустремленной и последовательной трансформации в эдакого мультикультурального либеро-неофита, коему откровенно плевать на отчий край, в котором он вроде родился и вырос, и на национальные ценности. Он такой, он не поглядит ни на кого, надо будет – и поаллахакбарствует, если что, только бы счетчик мотал. Но добро бы сам дурью маялся, а то всю страну и народ в пропасть тащит!

Аналогично ведет себя вся возглавляемая Пашиняном хунта. Так что поздравим этих младоармян с упомянутым праздником и пожелаем им. Чего пожелаем – уж мы сами определимся.

Ашот Гарегинян