• Пт. Ноя 22nd, 2024

Валерия Олюнина: «Никола Пашиняна привели к власти силы, которым прежде всего нужно было оторвать от Армении Арцах»

Апр 12, 2022

ИНТЕРВЬЮ

«Наша Среда online»Во все времена у армян было много искренних и преданных друзей в России. Ничего не изменилось и в XXI веке. «ArmeniaOne» поговорила с Валерией Олюниной, ведущим научным сотрудником Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни, главным редактором сетевого СМИ «Наша среда online», которая за последние 15 лет многое сделала для привлечения внимания к проблеме Арцаха и укреплению русско-армянской дружбы.

A1: — Несколько лет назад была предпринята активная попытка вбить клин между Россией и Арменией. Кому, на Ваш взгляд, это выгодно? Насколько удается внести разлад на государственном уровне и на уровне народов?

Валерия Олюнина: — Рассматривать новейшие отношения России и Армении нужно на «длинной волне». Конечно, можно их видеть и в большее широком контексте, начиная с Киевской Руси или истории Российской империи. Многие аналитики считают, что толчком к ухудшению стал развал СССР, не оговаривая то, что разрушение большого государства не столько причина, сколько следствие деструктивных процессов.

А обострились они в годы «перестройки», когда догнивающую советскую идеологию накрыли чужеродные технологии. Тогда и в Россию, и в Армянскую ССР были запущены под флером «свободы», «демократии», «гласности» секты и начало работать общество «Мемориал», которое боролось со сталинизмом, с другой стороны — обеляло врагов России и всего советского народа, в том числе и пособников гитлеровской Германии.

В те годы Тельман Гдлян со своим помощником Ивановым, не понимая, что его ведут втемную, нанес удар по советской системе, начав «Хлопковое дело» в Узбекистане: под борьбу с коррупцией попали и герои Социалистического труда. Потом был арестован зять Брежнева Юрий Чурбанов. И все это укладывалось в борьбу с «бывшими» и «перестройкой», а потом рухнуло государство.

То же самое было в 2018 году, когда Никола Пашиняна привели к власти силы, которым прежде всего нужно было оторвать от Армении Арцах. Что и было проделано вперед войной, были ослаблены Арцах, Армения и их связь с Россией, которая вместо того, чтобы действовать жестко и решительно, пошла по «бакинскому сценарию». Все это было системным сбоем, сопровождающим армяно-российские отношения в эти десятилетия.

В этом контексте разлад на уровне народов не так болезнен, как разрыв элит: научной, творческой. Политического и военного разрыва не было, после 2016 года министры обороны РФ Сергей Шойгу и РА Виген Саргсян подписали новый стратегический союз, и была поставлена задача на довооружение. Но в целом парадигма была ослабленной. Сейчас она переформатируется с очень большими трудностями и гуманитарными потерями.

A1: — Азербайджан тратит огромные средства на лоббирование своих интересов, работу с медиа-ресурсами и лидерами мнений. Насколько Армения проигрывает войну за умы россиян?

Валерия Олюнина: — Армения и Россия «зеркалят» друг друга. Россия проиграла культурные площадки в Армении, уступая западным фондам, таким, как AGBU. Фонд «Русский мир» повесил амбарный замок и потчевал ереванцев вечерами русского романса, когда Запад (Франция, США и страны Спюрка) вносили сюда новые подходы и делали интересные проекты.

«Россотрудничество» при господине Рыбинском обнулило саму идею присутствия России в Армении. При назначении на этот пост Вадима Фефилова, казалось, нежизнеспособная организация смогла выстроить правильную политику по продвижению России как центра силы. Как геополитического, так и культурного, и духовного. Впервые за эти годы был проведен конкурс им. Марра (учредители — «Русский дом в Ереване» и Институт востоковедения РАУ).

Это произошло в тот момент, когда в самой России оголились целые академические сферы, и «албанистика» стала рукопожатной. Поэтому арменистика в частности и армянская наука будет помогать России снова иметь достойное кавказоведение, востоковедение, пошатнувшиеся за те годы, когда ученых в России скупал Алиев и Турция.

В свою очередь, в России Армения тоже была очень вялой, не имея центра принятия решения. При этом, ни Россия, ни Армения не должны были идти по затратному бакинскому пути — фальсификации и икорной дипломатии, так как наши народы имеют уникальную культуру и подлинную историю.

А1: — На Ваш взгляд, на чьей стороне симпатии российского общества: Азербайджана или Армении?

Валерия Олюнина: — К сожалению, в нашей стране все еще живо такое понятие, как армянофобия. Оно имеет исторические корни. Так как в самой Российской империи армяне, достигшие положения, не становились гарантами безопасности своего народа. Эта черта присуща и диаспоральной активности.

Только центр принятия решений — гарант того, что армян в России будут воспринимать адекватно — созидающими, творческими, основавшими в нашей стране ряд фундаментальных наук — среди них медицина, физика, химия, экология.

На бытовом уровне симпатий к азербайджанцам в России нет. Нет их и к узбекам или таджикам, киргизам народам имеющим разный этногенез. Так как в России нет ни миграционной политики, ни имперской политики, ни качественных «социальных лифтов», и уровень сегрегации очень высок.

Это значит, что простой россиянин не вступает в контакты с выходцами из Центральной Азии кроме рынка или сферы услуг, или пока его самого не начнут убивать на улицах мирных городов. В этом ряду — феномен Баку-на-Неве.

На этом фоне к армянам относятся лучше, но что нам и самим армянам это дает, кроме невнятной риторики про стратегические отношения? Их история, вклад трудно переоценит: Аветик Бурназян и Самвел Кочарянц разрабатывали ядерный щит СССР. Кто еще принимает Крымские делегации, как сегодня Армения? Правильно, никто!

A1: — Как Вы можете оценить работу армянской диаспоры в России по продвижению армянского культурного наследия, популяризации Армении как туристического направления?

Валерия Олюнина: — Армянская повестка в России должна иметь национальные черты. Вечера поэзии, возложение цветов 24 апреля — этого мало. Нужно прекратить эту междоусобицу между армянскими организациями и договорится о том, что всех координирует центр принятия решения. Нужно немедленно прекратить эти хаотичные полеты в армянский космос и начинать правильно формулировать задачи.

К счастью, армянские «лакуны» стали заполняться. При экс-после Вартане Тоганяне в МГИМО был открыто арменоведение. Поразительно, конечно, что при таком количестве армянского олигархата в России, община не может навести порядок в центрах культуры и науки. Была борьба за правильные надписи в Британском музее, и теперь и его посетители знают, что древней Турции нет.

Но что касается Москвы, увы, спустя 30 лет после развала СССР в музее Востока до сих пор есть отдел Закавказья. Где грузинское, армянское и азербайджанское как в песне «Мзиури» «Тбилиси, Баку, Ереван». В музее есть отдельные залы по искусству Кореи (600 предметов), искусству Китая, но армянское древнее искусство представлено по остаточному принципу. Поставить задачу дистанцироваться от Баку и Тбилиси. Пусть остаются в Закавказском зале, сливаются в экстазе, но без армян.

Давайте будем честны, в Москве нет людей, которые ставят национальные задачи. Нужно сделать мемориальную табличку на особняке Веры Фирсановой на Пречистенке, в котором располагалась и Поливановская гимназия, так как его реконструировал великий Александр Таманян. Это не сложные задачи, но требующие системного подхода.

Вся властная машина РФ пропитана армянами, но в красной рубашке — профессор Хачикян. Это недопустимое положение дел для общины, где есть «Тройка Диалог», «Ташир», «МонАрх» и etc.

Источник: ТК ArmeniaOne