«Наша Среда online» — Лето 2020 года. Мы едем в Гегард: очередная поездка, в комфортабельном салоне минибаса полдюжины туристов. Они буквально прилипли к окнам, любуясь красотой, открывшейся перед их глазами. Минибас, петляя спускается по серпантину, гид рассказывает о событиях, происходивших много веков назад. Незаметная разбитая дорога, перпендикулярно уходит в сторону обрыва ущелья реки Азат. Особенно внимательный турист шутит: дорога в никуда. Мы продолжаем движение к цели поездки.
« Уважаемые гости, после посещения храма мы остановимся перекусить в одном из ресторанов» — это сообщение явно вызывает оживление в салоне. Все, как и обещали, исторические памятники, красивейшая природа, вкусная еда, много солнца…
За сорок лет до этого.
— У папы новая работа, теперь он будет ездить на работу на служебном автобусе!
До меня не доходит смысл сказанного, как на работу можно ездить, ведь на работу ходят. Вот каждое утро папа ходил на работу в институт, до работы идти 7 минут, а тут какой-то служебный автобус… А еще оказалось, что работать предстоит на почте!
«Не на почте, а в почтовом ящике» – объяснил отец, но по довольному его виду было понятно, что все не так плохо, особенно когда он пообещал меня свозить на этот загадочный «ящик».
До почтового ящика надо было еще добраться! Мы ехали на битком набитом рейсовом автобусе Ереван-Гарни. Водителя попросили остановить у перпендикулярно отходящей от шоссе, неприметной дороги. Она отличалась хорошим асфальтовым покрытием и вела к ущелью. За нами приехали новенькие Жигули.
«Дядя Юра, мы вместе работаем, садитесь в машину» — представился коллега отца. А в сентябре, когда классный руководитель собирал сведения о месте работы родителей, я гордо написал: СКБ «Гранит», ведущий конструктор.
Чем занималось СКБ? Если совсем кратко, повышением обороноспособности страны. Сейчас это может показаться сказкой, но «изделия», разработанные в гарнийском ущелье, летали в космос.
Пишет Юрий Михайлович Ходжаянц, Главный Конструктор СКБ:
«Осенью 1978 года мне предложили возглавить вновь созданное СКБ “Гранит”. Кандидатура была поддержана президентом АН Армении Виктором Амбарцумяном и руководством ЦК КП Армении представлена Министерству Оборонной промышленности СССР (далее Миноборонпром). Приказом министра оборонной промышленности СССР я был назначен главным конструктором СКБ. В то время Миноборонпрому требовалось решить вопросы, связанные с подготовкой серьезных научных задач для выводимых на орбиту космических станций. Было утверждено задание на создание автоматического орбитального ультрафиолетового телескопа, разработка которого должна была выполняться в научных интересах и под научным руководством Крымской астрофизической обсерватории (академик А.Б.Северный). Это был предшественник американского телескопа «Хаббл».
Орбитальный телескоп «Астрон» был выведен на орбиту в 1983 году. Смежниками СКБ были такие же п/я (почтовые ящики) Подмосковья, НПО им. Лавочкина (Лавка), Институт Космических Исследований (ИКИ), многие другие. Непосредственно в СКБ разрабатывалась система прецизионной стабилизации вторичного зеркала телескопа, обеспечивающей получение качественных спектров ультрафиолетовых объектов, на которые направлялся телескоп. Если простым языком – стабилизация системы наведения. «Изделия» имели двойное назначение, внутри большого проекта, как в матрешке, пряталось несколько маленьких, выполняемых в интересах военных.
После «Астрона» были другие проекты. Слово Главному Конструктору:
«…Начались работы по проекту “Глазар” — ультрафиолетовому телескопу, предназначенному для установки на модуле “Квант”, который подготавливался к стыковке с обитаемой орбитальной станцией “Мир”. Процесс фотографирования участков звездного неба по заданной программе должен был выполняться автоматически, космонавтам предстояло лишь сменять отработанную фотопленку через специальный шлюз, поскольку телескоп находился вне станции, практически в открытом космосе. Разработка, конструирование, изготовление, испытания и поставка телескопа в этом случае должны были выполняться полностью силами СКБ “Гранит” без смежников. От Бюраканской обсерватории разработка курировалась известным астрофизиком Г.М.Товмасяном при непосредственном участии академика В.А.Амбарцумяна».
«Глазар» полетел в 1987 году, а в 1990 году полетел «Глазар-2», усовершенствованная версия первого. В процессе работы над «Глазарами» в поселок неоднократно приезжали космонавты, ознакомиться на земле с чудо-техникой, с которой предстояло работать в космосе. Армянские «изделия», установленные на борту АМС (автоматических межпланетных станций) «Вега» и «Фобос» преодолевали миллионы километров открытого космоса!
Усмешка судьбы – большинство сотрудников «Гранита» активно участвовали в многотысячных митингах 88-91 годов, невольно приблизив крах СКБ. Независимой Армении разработки в космической области оказались не нужны, как не нужны и уникальные специалисты и ученые. А в 2007 году Азербайджан вывел свой спутник на околоземную орбиту французской ракетой, став космической державой.
Рубен Егиян