ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Наша Среда online» — Известный в Баку терапевт Анна Петросян была близкой подругой моей мамы и, к тому же, ее однокурсницей. В конце семидесятых она пережила огромное горе-в собственной квартире была зверски убита ее единственная дочь-красавица и умница. Муж тети Ани к тому времени уже умер и мама моя как могла, старалась окружить подругу заботой и вниманием, чтобы как то разбавить горечь потерь подруги. Та часто гостила у нас, а мы старались не оставлять ее надолго в одиночестве.
Как-то тетя Аня познакомила меня со своим старшим братом, красивым пожилым человеком, очень интересным собеседником. Он был энциклопедически образован, мудр и разговор с ним доставлял мне глубочайшее наслаждение. По профессии геолог, он исколесил всю страну и раскрывал ее мне ярко и самобытно. В один из вечеров, за чаем он обратил внимание на кольцо с бриллиантом на пальце моей мамы и попросил рассмотреть его поближе. Используя очки как лупу, он довольно долго рассматривал кольцо, а затем, словно заправский ювелир, обозначил очень точно параметры камня-чистоту, цвет, вес.
-Это хороший, ценный камень, Марго. Береги его.
-Бриллианты часто покидают своих хозяев.
Тогда я не придал значения этой фразе. Только спросил: -откуда столь профессиональные знания?
Дядя Боря рассказал мне историю, связанную с его молодостью. Во время войны он, молодой специалист, работал в Москве, в Министерстве геологии, ( так оно, кажется, называлось). В конце сорок первого года вся мужская часть министерства была призвана в армию. Перед самым отъездом на фронт Бориса вызвал министр. Расспросив как и где живет молодой человек, он подвинул к нему лежащую на столе небольшую деревянную коробочку.
-Сынок, сказал он, открывая шкатулку, в этой коробочке образцы алмазов, добытых нашими геологами на приисках Сибири. Мы, руководство министерства по разнарядке военного комиссара на днях будем мобилизованы на фронт.
-Ты молод, знаю, честен и надеюсь, увидишь нашу победу над врагом. И у тебя больше шансов выжить. Сохрани эти камни до лучших времен.
Время было военное, страна была советской. Боюсь, что мало кто сегодня поймет людей тех лет.
Дядя Боря в Москве снимал комнату у пожилой русской женщины в старых арбатских кварталах. А буквально через месяц и его вызвали в военкомат и отправили на фронт.
Уходя, он положил чемоданчик со шкатулкой на подоконник и попросил хозяйку присмотреть за ним, а в случае чего отнести в министерство.
Дядя Боря оказался так же храбр, как и умен. Трижды раненый, имея два ордена Славы, спустя четыре года , он вернулся в дом к своей хозяйке. Та радушно приняла его, разрыдалась на плече молодого офицера, накормила и отвела в его комнату. Чемоданчик лежал на пыльном подоконнике так, будто и не минуло четыре года и только по чистому следу под ним Борис понял, что хозяйка все годы не открывала дверь в комнату — ждала его. И дождалась. На следующий день он отправился в родное министерство, но двери оказались закрыты. Министерство расформировано. Как он узнал позже, почти все мужчины, коллеги по министерству не вернулись с фронта. Пришлось в Правительстве записаться в кадровый резерв и ждать своей участи. Что делать с алмазами он не знал. Время шло. И вскоре он вынужден был вернуться в Баку , к родителям. Шкатулку он закинул на полку, не теряя надежды вернуться на любимую работу в Москву. Спустя некоторое время пришлось устроиться в ювелирный цех начальником смены . Не век же сидеть на шее у престарелых родителей. То ли из-за несовершенства нормативных документов, системы контроля, или банального воровства, через какое-то время в цеху обнаружилась недостача в весе взятых в обработку алмазов. Советские законы вообще были суровыми, а послевоенные просто жестокими — страну надо было поднимать. Борису грозил реальный срок за халатность. Тут-то он и вспомнил об алмазной шкатулке. Взял один из камней и закрыл всю недостачу в цехе.
Вероятнее всего кто-то, а может и не один воспользовались ситуацией с наивным офицером. злоупотребили безнаказанностью и история повторилась не один раз в течении нескольких лет, пока содержимое шкатулки не иссякло. Графа Монте-Кристо из Бориса не получилось. Поздно, но все же поняв, что он стал козлом отпущения в этой истории, Борис , закрыв в последний раз недостачу, уволился из цеха от греха подальше.
-Они же вас развели, дядь Борь!
-Да, сейчас я это понимаю. А тогда я, наивный советский офицер даже подумать об этом не мог.
Прошло много лет, мы бежали из Баку и связь с тетей Аней и ее братом была потеряна навсегда. В суете и горячке тех дней мы потеряли почти все, в том числе и мамино кольцо. Мама в первое время была удручена, но мысль о том, что все в семье остались живы и здоровы погасила огорчение от потерь. А я вспомнил пророческие слова дяди Бори:
-Бриллианты часто покидают своих хозяев.