c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

«Частички». Выставка к 150-летию Комитаса

Авг 8, 2019

НОВОСТИ

Величайший армянский композитор Комитас стал основоположником армянского музыкознания. Он первым стал изучать армянскую народную и духовную музыку, первым раскрыл ее, изучил. Множеством своих теоретических трудов он заложил основы новой эпохи армянской теоретической мысли и музыкальной истории. Теоретические исследования Комитаса печатались не только в армянских, но и в немецких, французских журналах. Творчество Комитаса занимает особое место в сокровищнице мировой культуры. Несомненно, он давно заслуживал, чтобы в стране открылся музей имени Комитаса. И в 2015 г. по архитектурному замыслу Артура Месчяна был создан музей, который стал символом единства и возрождения армянского народа. Мастер объединил духовное и мирское, высокое и простое, западноармянское и восточноармянское, доказав, насколько были искусственными эти и другие разделительные линии. Выставки, которые проводятся в этом необычном музее тоже необычны. Такой стала посвященная 150-летию со дня рождения Комитаса, выставка “Частички”. Выставка открылась 21 июня и будет продолжаться до 21 августа.

“Именно таким же образом, по частям, по крохам великий Комитас собирал армянскую музыку и восстанавливал. Так появилась армянская музыка, возникла мелодия.”- говорит Ануш Гукасян, молодая художница, автор инсталляции, представленной на выставке. “Частички” имеет непосредственное отношение к фактору времени. Время всегда неуловимо и поймать его или остановить невозможно. Но его можно почувствовать. Можно обнаружить его следы. Понятно, что и глина, в качестве творческого материала выбрана не случайно. Очень часто именно по глиняным находкам археологи восстанавливают историческое время, изучают человеческую историю по вещественным источникам. Проект “Частички” — очень чувственный проект, это проект о большой любви. А чувственность у Ануш необычная. Она столь скрупулезна и точна, что необходимость в логике уже отпадает. Чувственность в этом случае полностью замещает всякий анализ. Долгое время Ануш Гукасян, принципиально отказывалась от участия в каких-либо выставках. “Почему? “Выставки отнимают много времени. Заполняют все время, загружают жизнь. А заниматься делом, не отдаваясь целиком процессу, мне не интересно.”. Но теперь это изменилось. И выставка “Частички” уже третий проект. Ануш. Проект этот парадоксален. Для того, чтобы ее создать, автору приходилось не только созидать, но разрушать собственное произведение. Причем, делать это следовало с любовью. В человеке заложены два начала: она из них конструктивная, другая – разрушительная. Человечество с одной стороны все творит и создает и с другой стороны – все разрушает и ломает. Таким образом Ануш превратила процесс разрушения в созидательный, пронося его сквозь катарсис. Она отдельно рисовала на каждой отломленной частице, в произведении терялась грань между понятиями: ломать и строить, разрушать и созидать. При этом, когда в процессе работы, мог случайно отломиться какой-либо непредусмотренный кусок, переживала сильно и это доставляло ей муки. — “Мне бы хотелось, чтобы каждый зритель сожалел каждый кусок, полюбил бы все частички и пытался их мысленно воссоединить” – утверждает Ануш.

Заниматься искусством Ануш стала с ранних лет. Сначала, как большинство людей, ставших художниками, она начала ходить в художественные кружки, где ее учили рисовать и лепить. “Затем, поскольку два моих друга, мальчишки, с которыми я дружила, и были чуть постарше, стали ходить обучаться в училище Терлемезяна, я стала ходить вместе с ними. Однако, по окончании училища Ануш продолжила учебу в Художественной Академии.

“Меня часто интересует мнение зрителей не только художников, но и людей других профессий, скажем, юристов. Иной раз, они высказывают такие точные суждения, что диву даешься, могут сказать такого, чего никогда не выскажет ни один художник или искусствовед. Вот в такие моменты и появляется возможность посмотреть на собственное произведение совсем по-другому, уж с совсем непривычного ракурса, увидеть ее шире”- говорит Ануш.

В 2018 году по приглашению куратора Соны Степанян Ануш Гукасан приняла участие в выставке под названием» Power Nap » (Музей Современного Искусства, Ереван), где представила инсталляцию «Календарь», которая является работой, состоящей из 300 глиняных листов. Глиняные листы создавали иллюзию бумаг. Иконография на глиняных листах была сделана металлическими оксидами. Лейтмотивом в произведении Ануш Гукасаян “Календарь” является хрупкость. Впрочем, это не удивительно. Вероятно также, что не случайно Ануш, график по образованию, выбрала для осуществления своего произведения столь хрупкий материал, как керамика, где она использует свои графические навыки, словно преобразовывая бумажные листы в керамические, подчеркивая их изящество и хрупкость. Произведение это — керамические, словно печатные страницы дневника, изображающие личные переживания автора, ее воспоминания и мысли, связанные с теми или иными явлениями, некогда взбудоражившими ее тонкую уязвимую душу. Впечатление, что листы таки становятся заменой ее души, и на ней прочерчены все личные треволнения. Похоже, что автора сильно беспокоит тленность и изменчивость всего и полная незащищенность человеческой души. Позднее это же произведение было показано в рамках Международного фестиваля современного искусства «ICAE 2018» (Союза художников Армении, Ереван).

В сентябре 2018 года вместе с Нелли Геворкян Ануш Гукасян осуществила совместный проект под названием » 111 » (Галерея Далан, Ереван). На выставке были представлены керамические фигуры и фотографии. Керамические фигуры были покрыты глазурью и имели иллюстрированные цветовые решения, выполненные техникой иконографии.

В декабре 2018 года на выставке HAYP Pop Up Gallery ретроспектива» была представлена инсталляция Ануш Гукасян «Peeping Tom» со смешанными медиа: глина, глазурь, лампы, бумага, металл. (Универмаг Армения, Ереван).

Арутюн ЗУЛУМЯН