c8c673bf45cf5aeb
  • Сб. Дек 21st, 2024

Есть много интересного, мой друг…

Фев 18, 2019

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Прооект Имза Деметриоса

«Наша Среда online» — Зажатая среди гор и не имеющая выхода к морю, Армения, тем не менее, может похвастаться изрядным запасом артефактов – как естественного, так и рукотворного происхождения,- способных заинтересовать путешественников, ученых, туристов и вообще тех, кто искренне интересуется окружающим миром, не вмещающимся в бюргерский круг «дом-офис-вечерний сериал-кофе с соседями-очередь за “грин-картой”». Опровергая обывательские стереотипы, Армения и сегодня способна доказать, что является страной с одной из самых древних историй среди европейских и других народов. И здесь есть немало поистине удивительных мест, поражающих человеческое воображение.

        Российский портал Temaretik.com, специализирующийся на размещении познавательной информации о различных уголках нашей планеты, отдал должное этим необычным достопримечательностям на территории нашей страны. (https://udivitelnoe.temaretik.com/971815392650463882/strannye-i-neobychnye-dostoprimechatelnosti-v-armenii/?comment=996236990199631329&utm_source=mailru&utm_medium=email&utm_campaign=commentary&utm_content=button). И выделил десять таких, которые, на его взгляд, заслуживают особого внимания

К слову: Подобное “оцифровывание” различных аспектов, предлагаемых пользовательской аудитории, в последнее время, с подачи погрязших в консюмеризме англосаксов, стало в Интернете поистине повальным явлением. Не является исключением и русскоязычный сегмент сети. То и дело появляются “исследования британских ученых” на темy типа “Шесть продуктов, продлевающих жизнь” (не, скажем, девять или двадцать два, а именно шесть), “Одиннадцать способов сократить траты на персонал”, “Пять шокирующих фактов о семи смертных грехах” и даже “18 типов покемонов”. Так и далее, и прочее, и тому подобное. Расчет здесь выверенный: вынесенная на авансцену цифра внушает разленившемуся потребителю доверие, и он вчитывается в нижеприводимый список, не особо задумываясь о степени его достоверности. Типа чисто конкретно.
Пока упомянутый портал формирующаяся тенденция вроде под себя не подмяла.

Подобранные факты, пожалуй, действительно способны заинтересовать как наших потенциальных гостей, так и нас самих. Недаром все-таки российский дипломат Иван Волынкин в бытность Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в РА неоднократно подчёркивал: Армения – страна невеликая, однако по части тайн, загадок, интересных мест может дать фору иному крупному государству. И то сказать: отъедешь от столицы километров на полсотни – и уже ощутимо меняются окружающая действительность и природные условия. Меняется даже погода, причём порой довольно ощутимо. Словом, интересно у нас. И это – не пустопорожняя бравада, а констатация факта.

В доказательство чего портал “Непутёвые заметки” упоминает десять армянских достопримечательностей, достойных, по его мнению, широкого интереса и внимания. Приведём некоторые из них.

Вход в «параллельный мир»

К примеру, немало интересного хранят так называемые «Кристаллы припева» (Crystals of Refrain), с которых начинается упомянутая топ-десятка. Такое неофициальное название носит живописная группа камней, расположенная в окрестностях села Ахцк. Причём это вовсе не случайный набор: камни являются частью истории.

Здешние края, можно сказать, ею просто пропитаны. Ведь Ахцк, исторически находившийся в провинции Айрарат Великой Армении, а ныне – в Арагацотнской области РА, известен, по меньшей мере, с первых веков новой эры. Здесь сохранилась усыпальница, датируемая 4-м веком н.э., где покоятся останки армянских царей династии Аршакидов. Именно в их эпоху Армения, до того бывшая языческой, в 301 году приняла христианство в качестве государственной религии.

Почему царская усыпальница оказалась именно в Ахцке? Дело в том, что, по свидетельству историка Павстоса Бюзанда, персидский правитель Шапух II, завоевав Ани-Камах (современный г. Кемах в Эрзинджанском вилайете Турции – А.Г.), бывший в те времена столицей Армении Малой и крупным культурным центром, вскрыл усыпальницу захороненных там царей, намереваясь перевезти их прах к себе: по представлению персов, исповедовавших в ту доисламскую эпоху зороастризм, вместе с останками умерших противников в Персию переселились бы их “слава, удача и доблесть”. Однако Шапуху не удалось осуществить свой замысел, так как по дороге, в Айрарате, армянский полководец Васак Мамиконян победил персидское войско и вернул царские останки. С тех пор они и покоятся в Ахцке.

А неподалеку от села есть холм, на вершине которого можно увидеть те самые “Кристаллы припева”. Они представляют собой частицу весьма необычного проекта с труднопроизносимым названием Kcymaerxthaere (https://www.youtube.com/watch?v=lJNPqFLsgT4), который задумал и продвигает американский дизайнер (автор целого ряда монографий по истории дизайна), архитектор, декоратор, кинорежиссёр и географ Имз Деметриос (Eames Demetrios), любящий работать на стыке дисциплин. Его параллельный универсум Kcymaerxthaere – глобальный проект так называемого “сторителлинга” (метод воздействия на аудиторию посредством рассказывания ей истории с реальными или выдуманными персонажами), в рамках которого Деметриос повествует о нашей планете посредством описания её физических качеств. Путешествуя по миру, он устанавливает в разных его уголках бронзовые дощечки или памятные камни, помечая так исторические места, которые соединяются с его миром, создавая реальные мировые перекрёстки его воображаемой вселенной. Это «параллельная вселенная, которая пересекается с большей частью нашей линейной Земли посредством разных историй, существ, народов и даже законов физики и физических качеств нашей планеты».

В некотором смысле придумку Деметриоса можно сравнить с романом, страницы которого находятся в разных местах. На сегодня Имз установил уже 97 таких маркеров в 22 странах мира, включая Армению. Установленный в Ахцке каменный маркер повествует историю о том, как женщина по имени Элиала Мэй-Нин (Eliala Me-Ning) с прекраснейшим на свете голосом спасла парня по имени Гнел Врангор (Юноша из Моря), падавшего с ущелья горы вместе с потоком воды: своим голосом она превратила воду в мягкие камни, которые смягчили удар. Комплекс составляют: входной камень, 12 камней с записанными на них историями, спираль камней, каждый из которых представляет собой один из тайников, где “прячется” Элиала Мэй-Нин, три “красных угла”, а также 281 камень с воронками и вмятинами, которые, говорят, если приглядеться, складываются в некие письмена. Метафизический уголок, знамо дело. 

«Спаси и сохрани!»

В списке фигурирует монастырский комплекс Нораванк – один из знаковых центров духовной жизни армянского народа, жемчужина средневекового армянского зодчества, самый значимый центр духовной жизни Вайоцдзорского региона Армении. Нораванк – поистине уникальный пример гармоничного сочетания архитектурного комплекса с окружающей его замечательной природой. Место здесь основательно намоленное: центр паломничества здесь был ещё в языческие времена, то есть – до 301 года н.э.  

Построенный в XIII-XIV веках, монастырский комплекс Нораванк состоит из двух церквей, притвора и фамильной усыпальницы князей Орбелянов. В 2002 году церкви полностью отреставрировали и включили в список ЮНЕСКО.

Нораванк расположен на уступе узкого ущелья притока реки Арпа, недалеко от города Ехегнадзор. Основателем Нораванка считается настоятель монастыря Ваанаванк – епископ Ованнес, который поселился здесь в начале XII века, собрал вокруг себя монахов-отшельников и в итоге добился от властей разрешения на признание Нораванка епископством. В дальнейшем деятельности Нораванка немало способствовали владетели здешнего края – князья Орбеляны. В монастыре жили и творили многие видные творческие личности и духовные предводители средневековой Армении. В частности – выдающийся армянский архитектор, скульптор и миниатюрист Момик, прославленный теолог, историк, политический и церковный деятель Степанос Орбелян.

В XIII веке Армению завоевали монголы. Предав страну огню и мечу, они разграбили многие исторические храмы, монастыри, церкви. В 1238 году захватчики добрались и до Нораванка. Но комплекс удалось спасти от полного уничтожения благодаря соглашению, заключенному между предводителем монголов Ага-ханом и князем Эликумом Орбеляном. Поговаривают также, что от печальной участи Нораванк был избавлен благодаря заступничеству… самогò Спасителя. Дело в том, что у Христа, изображенному на одном из здешних рельефов,-  большие миндалевидные глаза. Такое уважение к монгольско-азиатскому фенотипу вроде умиротворило завоевателей, и они воздержались от полного разграбления Нораванка.  

Язык твой – Вселенная твоя

В 2005 году армянскому алфавиту исполнилось 1600 лет. Этот юбилей увековечил уникальный монумент, установленный неподалеку от села Ошакан, ставшего местом последнего упокоения человека, создавшего алфавит — выдающегося языковеда, просветителя, теолога и переводчика Месропа Маштоца (361/362-440). Монумент представляет собою 39 гигантских букв, высеченных из туфа, вместе со статуей Маштоца. Правда, сам он создал 36-буквенный алфавит, еще три буквы были добавлены в XI веке. Но в данном случае авторы монумента, во главе с архитектором Джимом Торосяном, думается, поступили правильно: если уж увековечивать национальный алфавит то – в его нынешнем виде. И отдали дань уважения сложному, уникальному и древнему языку, являющемуся национальной гордостью армянского народа.

А такого уважения наш алфавит, существующий почти без изменений уже более шестнадцати столетий, воистину заслуживает.

“Этот алфавит был создан гениальным человеком с поразительным чувством родины — был создан однажды и навсегда, — он совершенен. Тот человек был подобен богу в дни творения … Он такой же факт, как этот алфавит. Имя его Месроп Маштоц” (Андрей Битов, “Путешествие из России”).

Тринадцать лет одиночества

Основанный в 642 году н. э., монастырь Хор Вирап (по-армянски “глубокая темница”) прославился задолго до своего создания – тем, что здесь под арестом содержался человек, которому было суждено превратить Армению в первую христианскую страну мира.

Этим человеком был Григорий Просветитель, причисленный впоследствии Армянской Апостольской Церковью к лику святых. По приказу царя Трдата III, его на целых 13 лет бросили в келью на дне вырытой в холме ямы. Но Григорий выжил, не в последнюю очередь – благодаря местным христианкам, тайно приносившим ему еду. Затем, по преданию, он излечил царя от тяжелой болезни (предположительно – от помрачения рассудка). И язычник Трдат уверовал и обратился в христианство. Его примеру последовала вся страна.

За своё подвижничество Григория и назвали Просветителем. А место его заточения стало объектом паломничества. Туда можно попасть и сегодня – через отверстие справа от алтаря в часовне Сурб Геворг, по довольно крутой лестнице. Темница представляет собой круглую комнатку диаметром менее полуметра, оборудованную примерно так, как она могла бы выглядеть, когда здесь томился святой Григорий.

  Сегодня монастырь Хор Вирап является одним из известнейших мест паломничества христиан со всего мира. В церкви Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), построенной в центральной части в 17 веке, проводятся регулярные богослужения. Сюда часто приезжают для крещения, помолвки или благословления супружества. А затем во дворе совершается “матах” – жертвоприношение. На заклание, как правило, идут овцы овцы или куры, такая уж их доля горемычная.

“Пещерный город”

Непривычного человека, впервые оказавшегося в этом регионе на юго-востоке Армении, поначалу ошарашивает картина, открывающаяся взору по дороге от города Гориса к селу Тех и далее до Степанакерта. Какие-то пещерки, чуть ли не кельи, совершенно безлюдные, посреди таких же безлюдных холмов… Между тем, мистики здесь нет никакой. Это – так называемый Старый Хндзореск, уже покинутый за ненадобностью. Однако здесь действительно с незапамятных времён жили люди, причём – вплоть до середины ХХ века. Относительно ровной земли, на которой можно построить дом, здесь очень мало. И люди совершили единствен но возможное – углубились в пологие склоны холмов, заселив пещеры или вырыв себе их.

Эта впечатляющая система рукотворных пещер когда-то представляла собой целое село, которое раскинулось на 3 километра вдоль склона глубокого ущелья и было одним из самых больших и многолюдных в Восточной Армении. По некоторым оценкам, здесь проживало до 15 тысяч человек. В поселении имелось даже две церкви и три школы. Улиц практически не было, и требовалась сложная система верёвок и лестниц, чтобы как-то передвигаться. Тем не менее, жизнь здесь не замирала вплоть до 1950-х годов. А потом у местных властей, говорят, лопнуло терпение: они расценили “пещерный город” как анахронизм и настояли на том, чтобы местные жители переселились из тутошних жилищ в другие сёла.

Сегодня в Старый Хндзореск наведывается, в основном, домашний скот из окрестных деревень – попастись среди пещер. Заглядывают и путешественники. Им рекомендуется добираться через 160-метровый подвесной мост, построенный в 2012 году и ведущий в Старый Хндзореск из Нового Хндзореска (так армянская история оказалась соединена с сегодняшним днём – в прямом и переносном смысле). Кто не из слабонервных – пользуется.

Подземелье от Левона

Внимание путешественников в Армении могут привлечь отнюдь не только дела давно минувших дней. Есть и удивительные творения рук человеческих, созданные в новейший период. Яркий пример подобного рода – уникальное подземелье, автором которого стал житель прилегающего к Еревану села Ариндж Левон Аракелян.

Всё началось, когда жена Левона, Тося, попросила его построить погреб для хранения картофеля. Левон, сам строитель по профессии, рассудил: не картофелем единым жив человек. И подошел к задаче творчески. В результате получилось потрясающее рукотворное подземелье – настоящее произведение искусства.

Работать Левон начал в 1985-м, когда ему было 44 года. И буквально впрягся в дело. По словам супруги, ему бывали видения, в которых некий голос убеждал его не останавливаться. Левон трудился каждый день, порой – по 18 (!) часов, позволяя себе только небольшой отдых. При этом резал камень исключительно своими подручными инструментами, без опорных конструкций и специальной электротехники. И чертежей никаких предварительно не набрасывал – двигался по наитию…

В итоге, углубившись под землю более чем на двадцать метров, мастер выкопал почти 150 метров коридоров, проходящих через несколько залов. Пересекающиеся проходы образуют кресты, в середине которых расположены святые места, оформленные в виде небольших часовен или алтарей, украшенных художественной резьбой. Всё это придаёт подземелью своеобразный сакральный дух.

Неутомимая работа растянулась на 23 года. В 2008 году Левон Аракелян, к сожалению, скончался, и некоторые замыслы, по-видимому, остались нереализованными. Но и то, что он успел сделать, поистине впечатляет.

  Ашот Гарегинян

При подготовке статьи частично использованы материалы, размещенные в открытом доступе на порталах www.Kcymaerxthaere.com, www.atlasobscura.com.