КАРАБАХСКИЙ ФРОНТ МОСКВЫ
«Наша Среда online» — Продолжаем публикацию материалов советской (российской) интеллигенции, не побоявшейся, в трудные времена глухой информационной блокады вокруг событий в Нагорном Карабахе, поднять свой голос в защиту прав армянского населения древнего Арцаха. Предлагаем вашему вниманию статью Андрея Пральникова и Авета Демуряна, опубликованную в газете «Московские новости», № 40 от 1 октября 1989 года.
Блокада. Армения в эти дни
Эмма Арутюнян руководила приемом беженцев из Азербайджана. Больше года на двери ее служебной комнаты в ереванском аэропорту «Звартноц» висела надпись, извещавшая, что здесь приехавшие могут получить первую помощь — талоны на бесплатное питание. За минувшее время тревожное слово «беженец» стало обиходным и в Армении и в Азербайджане: не затихает конфликт между двумя республиками, начавшийся в феврале прошлого года после решения сессии областного Совета НКАО о выходе из состава Азербайджанской ССР. Не желая жить в повседневном страхе, сотни тысяч людей были вынуждены бросить дома, работу. Призывы к благоразумию оказались бессильными. Даже страшное прошлогоднее декабрьское землетрясение, унесшее десятки тысяч жизней, не заслонило страстей, вызванных проблемой Нагорного Карабаха.
В маленькой комнате Эммы-джан, куда заглядывают поделиться новостями сотрудники аэропорта, сегодня чаще других повторяется слово «блокада».
«ЗВАРТНОЦ» работает в напряженном режиме. Горючее для самолетов приходится доставлять в Ереван по воздуху. Начальник смены пассажирских перевозок аэропорта Арарат Саркисян говорит, что транспортный самолет из Москвы сжигает по пути практически столько же топлива, сколько может привезти на борту. Машинам, вылетающим из Еревана, приходится брать минимальный запас, которого только-только хватает до промежуточной посадки в Тбилиси или Минеральных Водах — там идет дозаправка. Обходится такая работа фантастически дорого.
Транспортная схема сложилась так, что большая часть грузов (до 85 процентов) поступает в Армению по дорогам, лежащим через территорию Азербайджана. И когда транспортники этой республики перекрыли железнодорожные и автомобильные пути, Армения оказалась практически отрезанной от страны. Эта акция названа забастовкой, хотя почему-то эмбарго распространяется только на грузы для соседей, остальные перевозки осуществляются как обычно. Основное требование — сохранить статус-кво Нагорного Карабаха, заставить армянское население области отказаться от требований выхода из состава Азербайджанской ССР, заставить Армению прекратить поддержку жителей НКАО.
Блокада держится весь сентябрь. Были попытки решить проблему путем переговоров, и какое-то время казалось, что они приведут к успеху. На три дня перевозки частично возобновились, но потом шлагбаумы снова опустились. Опять пришлось доставлять по воздуху цемент и строительные материалы для работ в зонах, пострадавших от землетрясения. Сейчас уже нет никакой надежды на то, что к зиме удастся построить намечавшееся количество домов — многим придется по-прежнему жить в палатках. Не могут завершить работу и открыть уже построенный госпиталь специалисты из Норвегии, простаивают бригады, посланные на помощь Армении из многих республик и областей.
В Ереване не хватает лекарств. Кроме того, не хватает бензина: даже для машин «скорой помощи» выделяется в сутки лишь по 15 литров. Врачи вынуждены принимать вызовы только в самых тяжелых случаях. Часто им приходится, выслушав по телефону симптомы, советовать то или иное средство из домашней аптечки и, если оно не поможет, звонить повторно: тогда, слив бензин с нескольких машин, выезжают.
Заместитель министра торговли Армении Вааг Саакян сказал, что в республике остался лишь дневной запас дрожжей: если не принять экстренных мер, не на чем будет печь хлеб. Сложно и с мукой, приходится налаживать стоявшие много лет маленькие мельницы в сельских районах. Не хватает сахара, мяса, рыбных консервов, табака. Но продукты из магазинов пока не исчезли.
ХОЗЯЙСТВО республики несет огромные потери. Частично и полностью стоят многие предприятия: нет сырья, склады забиты не вывезенной готовой продукцией. Кто возместит ущерб?
— К сожалению, иск предъявить некому,— говорит прокурор Армянской ССР Владимир Назарян,— так как в нашем государстве республики не являются юридическим лицом, которому можно выставить счет. Ситуация, когда одна республика объявляет экономическую блокаду другой, — беспрецедентна. Что ж, значит, нужно учитывать и такое, искать юридические решения и в подобных случаях. Мне представляется, что нужно предусмотреть возможность предъявлять претензии правительству республики, а оно, компенсировав ущерб, вправе обращаться к конкретным виновникам с регрессными исками.
Пока же положение, если бы не его серьезность, можно назвать курьезным. На словах — все за интернационализм и дружбу. Но вот мне пришлось участвовать в переговорах с руководителями Нахичеванской АССР по поводу разрешения на пропуск через ее территорию хотя бы одного состава, в котором был груз необходимых медикаментов. Председатель Совета Министров автономной республики заявил, что владеет лишь информацией, но не может обязать железнодорожников открыть путь. Решение может принять только Народный фронт, объявивший блокаду.
Приглашенный на переговоры председатель фронта Ильичевского района передал нам меморандум с условиями, на которых может возобновиться доставка грузов. Вот посмотрите.
Общий смысл условий сводится к требованиям извинений Армении за нанесенные Азербайджану «оскорбления», территориальным претензиям, датированным 1924 годом, возмещению убытков азербайджанцам, покинувшим Армению.
У СЕЛА ЕРАСХ пролегла граница Араратского района Армении и Нахичеванской АССР, входящей в состав Азербайджана. Дорога перекрыта. Шлагбаумы с той и другой стороны. Раньше тут был пост ветеринарного контроля. Теперь проверяют автомобили тех, кому необходимо все-таки проехать (без крайней нужды никто такой попытки не предпринимает). Военные с той и другой стороны наблюдают за порядком. Но досмотр с азербайджанской стороны ведут не они — люди в цивильном с повязками на рукавах. Поразила сцена, произошедшая при нас: обыскивали армейский автомобиль. Водитель и офицер вышли из кабины и не препятствовали контролерам.
О происходящем в стране и мире в Ерасхе, как и в других районах Армении, сегодня узнают с запозданием. Кончается запас газетной бумаги. Часть изданий приходится возить самолетами из Москвы, из других мест. Была вероятность того, что в республике не выйдут газеты с материалами проходившего в Москве Пленума ЦК КПСС, посвященного вопросам межнациональных отношений, но местные типографии перешли на книжную бумагу и отпечатали тиражи. Таким же образом выходили материалы сессии Верховного Совета Армении, продолжившей работу после перерыва.
Во всех выступлениях депутатов речь, разумеется, шла о блокаде. Хачик Стамболцян говорил о том, что военные, выделив из своих резервов 350 тысяч тонн горючего для республики, больше не смогут помогать транспортникам. Положение все больше обостряется. Необходимо вмешательство центральной власти, поиск решения на открывшейся в Москве сессии Верховного Совета СССР.
Справка Госкомстата Армении об ущербе, наносимом народному хозяйству республики, экономике других районов, связанных с ее предприятиями договорными отношениями, заканчивается словами: «В случае затягивания решения вопроса о снятии блокады практическая деятельность промышленности республики в течение ближайшего периода фактически будет парализована, со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Дискуссия на сессии Верховного Совета Армении возникла из-за предложения некоторых депутатов обратиться за помощью в ООН. Еще раньше такое же предложение было обнародовано в областной газете НКАО «Советский Карабах». Эта автономная область практически находится в блокадном положении многие месяцы. На дорогах, ведущих к ней по территории Азербайджана, идет перманентная «каменная война». Грузы, которые удавалось доставить в Карабах в сопровождении военной охраны, приходили тем не менее разгромленными. Машины не только забрасывали камнями, но нередко и обстреливали. Самое страшное, что продолжают гибнуть люди. Сейчас стало рискованным даже передвижение с конвоем.
КАРАБАХУ помогает оказавшаяся теперь и сама в блокаде Армения. В областной центр Степанакерт грузы доставляют из Еревана по воздуху: число ежедневных рейсов увеличено втрое. В аэропорту «Звартноц» нам показали меморандум, подписанный членами первичной организации Народного фронта Азербайджана по Бакинскому аэропорту и адресованный Министерству гражданской авиации СССР и республиканским организациям Армении. В нем предупреждается, что с 25 сентября прекращаются полеты по трассе Баку — Ереван. «С целью,— пишут авиаторы,— исключения провокационных и террористических актов армянских экстремистов». Пилоты и служащие «Звартноца» не знают ни одного случая подобных актов. Блокада распространяется и на воздух?
Депутаты на сессии в Ереване поддержали выступление своего коллеги артиста Coca Саркисяна, потребовавшего возбудить уголовное дело против тех, кто организует блокаду. А один из выступавших — Мелик-Пашаев,— извинившись за то, что не знает армянского языка, так как прежде жил в Баку, с болью говорил о тяготах, выпавших на долю армян, не бросивших свои дома, оставшихся в Азербайджане.
На сессии говорилось об аморальности организаторов блокады, ставящей в тяжелое положение людей, переживших землетрясение, потерявших близких, лишившихся крова. Помощь, оказываемая Армении страной, блокирована соседями. Теми самыми соседями, которым тоже знакома проблема беженцев: тысячи азербайджанцев оказались в качестве «лиц, вынужденно покинувших места постоянного проживания». Для работы с беженцами на днях образован даже Государственный комитет Азербайджанской ССР.
БЛОКАДА, безусловно, недопустимый способ оказания политического давления. Вне обсуждения то, что она должна быть снята. Но пока вопрос не решен (и для того чтобы он был решен как можно быстрее) — необходима правда о событиях в Закавказье. Замалчивание событий вокруг Нагорного Карабаха, информационная блокада весной прошлого года только накаляли обстановку. Не осужденные во весь голос бесчинства в Сумгаите привели к новым жертвам, к вспышкам чудовищной жестокости не только в Азербайджане. Были трагедии Ферганы, Нового Узеня… Были тысячи новых беженцев.
Можно понять обиду рабочих ереванского завода «Армэлектродвигатель», получивших телеграмму от заказчиков из Читы с упреками в том, что из-за их националистических амбиций вынужденно простаивают, несут убытки рабочие в Забайкалье. Товарный двор и склады предприятия забиты готовой продукцией. Ее не на чем вывезти из республики, не на чем доставлять сырье. Об этом необходимо говорить, кричать!
Утром 26 сентября корреспондент «МН» выяснил, что накануне и в ночь с 25 на 26 сентября, по данным Главного управления внутренних войск МВД СССР, из Азербайджана в Армению вышли 12 составов со стройматериалами и 1 — с продовольствием, но в Армению пришли только 9 составов со стройматериалами.
Открывая вторую сессию Верховного Совета СССР, Михаил Горбачев сказал, что оставлять этот регион в нынешнем состоянии нельзя. Если дело не примет стабильный характер, по его мнению, правительство СССР вместе с республиканскими органами должно внести Верховному Совету СССР конкретные предложения об исчерпывающих мерах по развязыванию этого узла. Посмотрим день-два, отметил Председатель Верховного Совета СССР, пусть правительство будет готово, чтобы при необходимости доложить свои предложения.
Авет ДЕМУРЯН, Андрей ПРАЛЬНИКОВ, спецкоры «МН».
Ереван.
«МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ» № 40, 1 октября 1989 г.