АРМЯНСКИЕ МЕСТА РОССИИ
«Наша Среда online» — Сегодня, 21 февраля, во Всемирный День экскурсовода мы открываем авторский проект Станислава Геннадьевича Величко, директора исторического музея РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Один из лучших экскурсоводов Москвы будет рассказывать читателям об исторических местах России, связанных с Арменией.
Ворота к Ноеву Ковчегу
На полпути от посольства Армении к ресторану «Ноев Ковчег» пролегает Старосадский переулок. Для московских армян, эти места – музей под открытым небом по экскурсу русско-армянских отношений XVII-XX века. Но один памятник, даже русско-армяно-германских отношений остается почти забытым. Это «Араратский портал», или «Ворота к Ноеву Ковчегу» лютеранского собора. Старые сады — древняя холмистая часть Москвы, где на месте садов XV века стоят бок о бок разновеликие особняки, жилые дома, здания контор и общественных учреждений. Из-за близости к деловым кварталам лет 200 тому назад здесь стали селится ремесленники и промышленники разных конфессий. Так, армянский квартал перетекал во французский и польский, а немецкий в еврейский. Здания синагоги, датско-шведской церкви соседствовали с православными храмами, Лазаревский институт восточных языков с немецким училищем. Старосадский переулок, — в самом центре этого старинного многонационального места, и раньше и сейчас соединяет Армянский и Хохловский переулки. Узкие тротуары переулка с трудом вмещают пешеходов, а проезжая часть – автотранспорт.
Многие кто бывал в этом районе, обращал внимание на самое высотное и очень необычное для облика столицы сооружение всей местности – длинный 62-метровый готический черепичный шпиль. Венчает шпиль колокольню кафедрального Евангелическо-лютеранского собора свв. Петра и Павла. Собор возводили на средства лютеран города, и освятили на Рождество 1905 года. Московские лютеране создали более дюжины социальных просветительских и благотворительных сооружений вокруг собора («Питер Пауль кирхе», как его именовали прихожане), и каждое из зданий даже в своей архитектуре имеет отблеск исторических намеков на зодчество тех германских регионов, откуда происходили предки устроителей, или Земель, где зародились те или иные учреждения Германии.
В марте 2018-го исполнится ровно сто лет, как Москва стала столицей. Но и в 1818-м Она была объявлена столицей империи, по случаю победы над Наполеоном. В 1818-м построили первую лютеранскую церковь в переулке, заложенную в присутствии представителей правящих Домов России и Пруссии. В этот же год, но на юге страны из Швабии в Россию въехали сотни немецких семей. В части религиозных протестантских, и прежде всего, лютеранских общин многих германских государств, в т.ч. Швабии под воздействием безжалостной эпохи Наполеона возникла идея близости конца Света. Местом, благословенным для спасения посчитали Арарат. Швабцы, через жену Александра I, урожденную немецкую принцессу, добились разрешения переезда на юг страны, в Причерноморье, на Кавказ и Грузию. Только после окончания Русско-Персидской войны некоторые семьи смогли осесть в непосредственном предгорье Арарата.
Стоит заметить, что первое восхождение в Новое время на Арарат был организовано в сентябре 1829 года. Член Императорской Академии наук, профессор Дерптского университета Иоганн фон-Паррот, несколько его студентов, и переводчик альпинистов, Хачатур Абовян, (будущий знаменитый писатель).
Прошли годы. Наступил XX век. При строительстве нового грандиозного евангелическо-лютеранского собора московский обер-пастор Генрих фон-Дикгоф обратился к родственникам профессора Иоганна Паррота, со следующим предложением. Для украшения главного портала нового собора родные Паррота оплачивают добычу туфа в предгорье Большого Арарата, от места, где началось знаменитое восхождение 1829 года. Это будет напоминанием об ученых и альпинистах. На данное предложение родственники ответили согласием. Община привезла камень в Москву. Работу каменотесам оплатил Попечительский совет Лазаревского института, как знак дружбы.
Сам портал из сиреневого туфа, был, по совокупности, и напоминанием о восхождении, и идеи спасения у Арарата, и самое главное, — напоминанием о Библейском месте, находящемся в части Российской империи. Созданный портал назвали «Воротами к Ноеву Ковчегу», или же «Араратским порталом». В наше время собор отреставрирован. Община проводит благотворительные вечера и концерты, благодаря чему о соборе знают многие москвичи, не являющиеся лютеранами. На обычных экскурсиях обращают внимание зрителей на готические и романские детали окон, карнизов, высокий надколокольный шпиль и башенные часы. Но, почти ни кто не вспоминает, о частичке араратского туфа, связывающего через много нитей армян, русских и немцев.
СТАНИСЛАВ ВЕЛИЧКО
Идея статьи историка искусства Виталия Сусленкова
Фото: Википедия