c8c673bf45cf5aeb
  • Сб. Дек 21st, 2024

Возможная роль армянских лоббистских организаций США в процессе признания независимости Арцаха Соединенными Штатами

Дек 4, 2017

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Наша Среда online» 14-17 сентября в столице Арцаха (Нагорно-Карабахской Республики) городе Степанакерте проходила вторая молодёжная научная конференция «Проблемы и перспективы международного признания Республики Арцах». Предлагаем Вашему вниманию доклад кандидата исторических наук, доцента Ереванского государственного университета Григора Баласаняна «Возможная роль армянских лоббистских организаций США в процессе признания независимости Арцаха Соединенными Штатами»

Исследование деятельности армянских лоббистских организаций в Соединенных Штатах представляет большой интерес. После распада Советского Союза и провозглашения независимости Арцаха их усилия были направлены на предоставление финансовой помощи и признание независимости Арцаха со стороны США. Нужно подчеркнуть, что это деятельность дает свои плоды и до сегодняшнего дня семь американских штатов признали независимость Арцаха. Власти республики и постоянное представительство в Соединенных Штатах тоже активны и прилагают усилия для поддерживания этого процесса и на увеличение числа американских штатов, признавших независимость Арцаха.

Возможная роль армянских лоббистских организаций США в процессе признания независимости Арцаха Соединенными Штатами

В жизни каждого народа независимость абсолютная ценность, к чему все стремятся. Армянский народ не стал исключением. После развала Советского Союза у армянского народа появилась возможность не только провозгласить независимость, но и окончательно решить наболевший вопрос Арцаха. И на сегодня на политической карте мира мы имеем два армянских государства — де-юре признанная республика Армения и пока еще де-факто признанная республика Арцах. Для армян и армянских организаций во всем мире главной задачей является международное признание независимости Арцаха. Армянские лоббистские организации США не исключение.

По мнению американских исследователей, армянское лобби в рейтинге самых влиятельных лобби занимает свое достойное место. Оно было сформировано параллельно с миграцией армян в Соединенные Штаты. Армянское лобби присутствует в аппарате президента и правительства США, а также в органах законодательной власти. Лоббистские структуры организуют встречи с сенаторами, круглые столы с участием чиновников, посылают письма президенту США и высокопоставленным чиновникам правительства. Армянское лобби развернуло активную деятельность по устранению блокады Армении со стороны Азербайджана и Турции, а также благодаря усилиям армянских лоббистских групп правительством США была принята 907-я поправка к “Акту в поддержке свободы”.

Бывший секретарь по вопросам национальной безопасности США, один из идеологов американской внешней политики Збигнев Бжезинский в интервью CNN в 2009г. заявил, что на политику США на Кавказе большое влияние имеет армянское лобби. Это особенно касается Нагорно-Карабахского конфликта. Армянские лоббисты блокируют президентские инициативы, военные соглашения и даже назначение послов.

Нужно отметить, что армянское лобби в Конгрессе США имеет большое влияние на вопросы назначения дипломатов в Баку. Летом 2010г. Барак Обама предложил кандидатуру Мэтью Брайзы на пост посла США в Баку. 21-го сентября сенаторы Боб Менендес и Барбара Бостер проголосовали против его кандидатуры и долгое время посольство США в Баку работало без посла. Менендес свой шаг объяснил тем обстоятельством, что американский дипломат имеет предвзятое отношение к урегулированию Нагорно Карабахского конфликта. Более того, после ряда диверсий и провокаций со стороны Азербайджана, благодаря усилиям конгрессмена Ховарда Бермана, была блокирована сделка по продаже оружия этой закавказской республике.

Одной из армянских лоббистских организаций является Армянская ассамблея Америки. Она была основана в 1972 г. Основными направлениями деятельности ассамблеи являются:

1. Помощь в укреплении потенциала организации.
2. Содействие углублению отношений между США и РА, США и НКР.
3. Активное участие в развитии отношений армянских организаций США с другими организациями диаспоры.

В рамках Армянской ассамблеи Америки активную деятельность осуществляет Армяно-американский комитет действий (The Armenian-American Action Committee-ARAMAC). Конгрессу США комитетом предоставляется достоверная информация по тем вопросам, которые волнуют армян по всему свету.

Активно действует также Армяно-американский политический комитет действий — независимый орган, в которой входят сенаторы и республиканской, и демократической партий. Комитет активно работает в Палате представителей Конгресса США для расширения группы конгрессменов по армянскому вопросу и развития деятельности этой группы. В круг интересов комитета входит также вопрос о признании Соединенными Штатами Геноцида армян 1915г. С этой целью 17-го марта 2009г. в Сенате США была представлена резолюция N 252, соавторами которой были сенаторы Адам Шиф, Фрэнк Полоне и другие. В ней сенаторы призывали президента США дать гарантии в том, что в ежегодном послании события 24-го апреля 1915г. будут оценены как Геноцид.

В США также активно действует Армянский национальный комитет США или Ай Дат. Комитет развернул активную лоббистскую деятельность как в государственных кругах США, так и среди чиновников Госдепа.

Не маловажен и тот факт, что с 1995 г. США отдельно Арцаху предоставляет финансовую помощь. С 1995 по 2013гг. США выделили Арцаху порядка 200 млн. долларов финансовой поддержки. Нужно отметить, что США единственное государство в мире, и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, которое оказывает финансовую поддержку Арцаху. Нужно отметить, что наряду со старинными армянскими организациями, в США активно работает организация под названием “Американцы за Арцах”. Более 20 представителей этой организации были наблюдателями на президентских выборах в Арцахе в 2012 г.

Отметим, что США фактически де-факто признали независимость Арцаха. Этому свидетельствует оказываемая финансовая помощь и тот факт, что в США имеется постоянное представительство Арцаха.

Нужно сказать, что власти Арцаха тоже активно работают в направлении признания независимости Арцаха со стороны США. 26 апреля 2010г общественный совет внешней политики и безопасности НКР обратился к армянским организациям Диаспоры с призывом начать процесс международного признания Нагорно-Карабахской Республики. 2 декабря 2014 г. спикер парламента Арцаха Ашот Гулян в честь 23-ей годовщины независимости Арцаха выступил в Конгрессе США, в котором не только вкратце изложил путь становления независимости Арцаха, что на этом пути у армян Арцаха была мечта — быть независимым. И сейчас, по словам спикера, у молодого поколения есть мечта — быть частью цивилизованных народов.

Деятельность армянских лоббистских организаций дала свой результат. Начиная с 2012 г. штаты США один за другим начали признавать независимость Арцаха.

17 мая 2012 г. законодатели штата Род Айленд приняли резолюцию, в котором призвали власти Соединенных Штатов признавать независимость Арцаха. В резолюции были высоко оценены усилия властей Нагорного Карабаха в направлении строительства свободного и независимого государства. Документ был принят в присутствии постоянного представителя Арцаха в США и Канаде Роберта Аветисяна.

7-го августа того же года законодательный орган штата Массачусетс принял документ поддерживающий независимость Арцаха. В документе палата представителей штата Массачусетс призывала президента и Конгресс США поддержать самоопределение и независимость Нагорного Карабаха. По данным представительства Арцаха в США автором документа выступил член палаты представителей штата Джонатан Хетч. Резолюция осуждала геноцид армян в Сумгаите, в Кировабаде, в Баку. Кроме этого в документе подчеркивалось, что и по сей день своими враждебными шагами Азербайджан продолжает угрожать безопасности Нагорного Карабаха. В ответ Представитель Арцаха в США поблагодарил палату представителей за этот документ.

10 апреля 2013 г. палата представителей штата Мейн приняла документ, в котором признала независимость Арцаха. В документе говорилось, что Нагорный Карабах блокированный район на Южном Кавказе, который был частью Армении и по решению Иосифа Сталина был присоединен молодому Советскому Азербайджану. Резолюция призывала президента США и Конгресс поддержать самоопределение и независимость Нагорно-Карабахской республики, а также обеспечить ее вовлеченность в усилия, предпринятые международным сообществом в достижении честного и долговечного мира в этом стратегически важном регионе.

31-го мая 2013 г. ссылаясь на официальную интернет-страницу законодательного органа штата Луизиана, агентство “Арменпресс” передало, что этот штат признал независимость Арцаха. В документе говорилось, что, поддерживая усилия Нагорно-Карабахской республики развиваться как свободное и независимое государство, Сенат штата Луизиана признает независимость Нагорного Карабаха. В нем есть призыв президенту США и Конгрессу поддержать самоопределение и независимость народа Нагорного Карабаха.

8-го мая 2014 г. законодательное собрание Калифорнии большинством голосов (72-1) приняло документ признававшее независимость Нагорно-Карабахской республики. Несколько месяцев спустя, этот же орган, путем голосования (23 за, 0 против) принял документ AJR32, в котором поощрял усилия народа Арцаха быть свободным и независимым государством.

Признание штатами независимости Арцаха продолжалось, и 2-го марта 2016 г. палата представителей штата Джорджия приняла резолюцию, признававшую независимость Нагорно-Карабахской республики. В документе был призыв международному сообществу по достоинству признать независимость Нагорно-Карабахской республики как свободного, независимого государства.

29-го марта того же года американский штат Гавайи признал независимость Нагорного Карабаха. В документе говорилось, что палата Представителей штата Гавайи признает Нагорно-Карабахскую республику и ее граждан. Кроме этого подчеркивалось, что Нагорно-Карабахская республика более 20 лет верна своим гражданам — сохраняя независимость.

Таким образом штат Гавайи стал седьмым штатом США, который признал независимость Арцаха.

Исследуя вопрос, мы делаем однозначный вывод, что деятельность армянских лоббистских организаций США дает свои плоды. Здесь большая роль у властей Армении и Арцаха, которые используют всякую возможность для международного признания второй армянской республики. Очевидно, что есть результат и число американских штатов, признавших независимость Арцаха, растёт. Кроме этого с нашей стороны мы бы хотели добавить несколько предложений по поводу деятельности армянских организаций США.

1. По нашему мнению, армянские лоббистские организации должны свои силы сконцентрировать именно в направлении признания независимости Арцаха Соединенными Штатами. Безусловно, признание Геноцида армян со стороны США очень важный вопрос, однако нужно иметь в виду, что за последние 700 лет это единственный случай, когда армянский народ смог освободить клочок своей исторической родины.

2. По нашему мнению из экспертов двух армянских республик должен быть создан Экспертный Совет, который будет тесно работать с армянскими лоббистскими организациями США. В обязанности Совета должна входить ежемесячная передача информации по переговорному процессу и позиции Арцаха, а также снабжение необходимыми историческими материалами лоббистские группы для их дальнейшего
распространения среди конгрессменов США. В этом направлении должны также активно работать посольство Армении и постоянное представительство Арцаха в США.

3. Нужно активно работать и с другими влиятельными лоббистскими организациями — с греками, палестинцами, курдами, ассирийцами, чтобы общими силами заставить правительство США признать права этих народов на самоопределение.

Григор Баласанян,
к.и.н., доцент Ереванского государственного университета