СОЦИУМ
«Наша среда online» — Специально огороженный «пятачок» возле церкви Св. Месропа Маштоца в Капане на некоторое время стал рабочим местом бурильщика Капанского горно-обогатительного комбината Гарика Мкртчяна. Здесь он готовится к симпозиуму по скульптуре, который, по инициативе мэрии города, намечен на конец ноября-начало декабря.
Гарик – один из семи самодеятельных мастеров, задействованных в этом необычном проекте. После симпозиума их произведения станут местными достопримечательностями и будут установлены в скверах, парках – для широкого ознакомления. Зная о давнем увлечении Гарика Мкртчяна изобразительным искусством, администрация ЗАО «Капанский ГОК» отрядила его на это дело, предоставив необходимый инструментарий и защитное снаряжение.
Из большого цельного куска розового туфа создаётся композиция, смысловой центр которой составляют кувшин и виноградная гроздь. С одной стороны Гарик высекает и стилизованное колесо – как символ вечного движения.
— Раньше не доводилось работать с камнем,- признаётся он,- вот, решил попробовать. Честно говоря, труд довольно изнурительный, устаёшь даже сильнее, чем в шахте за буровой установкой. Хотя в шахте за смену так намаешься с алмазным буром – мало не покажется. Теперь понимаю, каково приходится скульпторам».
По его словам, привезенный камень – не самый удобный для работы: слишком пористый, такой сгодится, скорее, для хачкара, чем для скульптуры. Тем не менее, от новой работы он не отказался. И скоро она будет завершена.
— Гарик с детства любил рисовать, цветные карандаши и краски любил больше всего на свете,- вспоминает мать Гарика – Синара Мкртчян.- Другой раз выговариваю ему: “Садись, наконец, за уроки!” А он всё рисует, никак оторваться не может. С тех пор осталось много альбомов и тетрадей с его рисунками. И в армии этим увлекался, и после армии.
Профессионального художественного образования у Гарика Мкртчяна нет. Однако это не мешает ему создавать самобытные картины, гравюры на дереве, заниматься резьбой по дереву. С деревом он работает уже лет десять. Причем художественную направленность предопределил …погодный каприз.
— Как-то поднялся у нас очень сильный ветер, чуть ли не буря,- вспоминает Гарик.- И в саду у бабушки, в деревне, с корнями выворотило большую орешину. Хорошее дерево было, кстати, отличные орехи на нем вырастали. Ствол не хотелось выбрасывать, а сжечь в печке было жалко. И я решил разделать его на заготовки, а потом что-нибудь на них выгравировать. С тех пор и втянулся. От того ореха, кстати, до сих пор осталось немало заготовок. А чем древесина старее, тем только лучше.
У каждого дерева – свои секреты и преимущества, даже своя магия, если угодно. Поэтому Г.Мкртчян любит работать с различными заготовками; исходным материалом для него, помимо ореха, служат шелковица, груша, ясень, платан, тополь.
Неизменные его спутники во время вылазок на природу – блокнот и угольный карандаш. Замысел обретает осязаемость уже с двух-трех первых штрихов, остаётся только не “расплескать” его при переносе на бумагу. «О композициях размышляю практически всё время суток, когда бодрствую, в том числе – и на работе,- говорит Гарик.- Чувствую, что во мне есть способность выражать идеи и мысли в художественных образах. И стараюсь воплощать это практически».
Художественное чутье проявляется у него и помимо рисования или гравирования. Заприметит, например, какую-нибудь замысловатую корягу – непременно вытащит из-под валуна, отчистит, отнесет к себе в мастерскую. И потом она в его руках превратится в деревянную скульптуру. Старый глиняный кувшин становится у него оригинальным подсвечником, полено – «семейством» портсигаров. А однажды где-то раздобыл ружье конца позапрошлого века; старожилы говорят – турецкое: тогда в здешних краях хозяйничали турки. Гарик приделал к находке старый штык, который отыскал в подвале старого деревенского дома, – и получился очень даже неплохой артефакт.
Среди произведений Гарика Мкртчяна – многофигурная аллегорическая композиция «Древо жизни», красочное полотно «Отчий край», максимально лаконичное и столь же выразительное посвящение памяти земляков, погибших во время четырехдневной «войнушки», развязанной Азербайджаном в апреле. Из деревянных заготовок получились инопланетянин, обвившая ствол лиана, ветвь с плодами в кувшине, лист лаваша, свисающий с тэпа (тэп – специальная подушка с основой, сплетенной из ивовых прутьев; при выпекании лаваша тесто тонким слоем натягивается на такую подушку, а потом налепляется на раскаленную внутреннюю стенку печи-тонира – А.Г.), и многое другое. Его работы зачастую насыщены аллегориями, несут в себе некий скрытый смысл (порой – даже не один), который проявляется, если вглядеться попристальнее или в “неправильном” ракурсе – повернув картину на 90 или 180 градусов. Такие зашифрованные послания чем-то даже напоминают некоторые творения Боттичелли, Дюрера, Маурица Эшера… Но автор уверяет: никаких стремлений к зашифрованным смыслам у него нет. “Если что-то такое в итоге и получается, то, видимо, подсознание как-то диктует”,- говорит он.
Сегодня в творческом “арсенале” капанца Гарика Мкртчяна – уже более 100 готовых произведений. Но многие замыслы существуют пока только в виде эскизов, которых у Гарика набралось уже несколько сотен.
Так что тут, как говорится, еще работать и работать.
Ереван-Капан-Ереван