СОЦИУМ
Все тот же трепет, такое же ощущение замирания, то же учащенное биение сердца снова охватывают меня, когда я вступаю на земли этой страны второй раз. И эти ощущения нисколько не меньше, чем впервые. Они даже больше. Они глубже. Сильнее от того, что теперь ты знаешь историю этого народа и уже не можешь быть равнодушным. И понимаешь, что это не минутные эмоции. Это чувство любви. Надолго. Навсегда…
Ереван – это загадочный, древний и, одновременно, новый город. Город, который старше самого Рима. Но при этом, похож на современный европейский город больше, чем Москва. Москва, в которую вкачивается сумасшедшее количество денег, безусловно, имеет свой устоявшийся облик, но все же европейским городом ее сложно назвать. А вот Ереван — напротив. Что удивительно, но в разных кварталах Ереван похож на совершенно разные города Европы. Так, например, проспект Туманя уж слишком напоминает улочки Парижа и даже самого Лондона. А вот небольшие бульварчики, примыкающие к центральной площади города – Площади Республики, перекликаются с аллеями Каталонии, как бы напоминая, что Ереван все же южный город. Именно южный. И Армения – это южная страна, а не восточная, как часто заблуждаются россияне. Сам же Ереван – это город–игрушка. Вот как хочется его назвать. Такой разный и такой гармоничный. Немного досталось столице Армении и от России. Так, например, вокзал Еревана похож на вокзалы Российских железных дорог. Отремонтированное просторное здание в стиле Сталинского классицизма. И это, отнюдь, не случайно. Эта транспортная инфраструктура, и правда, является дочерним предприятием ОАО «РЖД».
Но Ереван не везде такой «игрушечный» и привлекательный. Совсем недалеко от малого центра, порядка 2 км, двигаясь к западной части города, абсолютно неожиданно можно оказаться в «другом» Ереване. Кто бывал в Неаполе, наверняка, наслышан о кварталах, где гнездится одна из самых кровавых мафий — «Каморра». Кривые узкие улицы, восходящие то вверх, то резко вниз; небольшие домики; бедность; развешанное повсюду белье, — именно такой Ереван в этой части города. И, несмотря на то, что здесь вряд ли хозяйничает зловещая мафия, сходство с криминальным кварталом Италии, очевидна. Естественно, это лишь внешнее сходство. Мафии в Армении нет. Точнее, конечно, она есть, как и везде. География воровского мира не обошла стороной и поистине безопасную Армению. Безопасная то — это да. Но сходки «воров в законе» бывают и здесь, хоть и очень редко. Большинство сходок армянских «воров в законе» происходят как раз в Москве, а не в Ереване. Поэтому опасаться армянскую мафию, определенно, лучше в российской столице, нежели в Армении.
Но вернемся к схожести Еревана с Каталонией. Как оказалось, такая идентичность совсем не случайна. Нет, конечно, нельзя сказать, что это внешне одинаковые города. Скорее, схожая атмосфера.
Удивительный факт, но Каталония и Армения имеют общие страницы истории. Истоки отношений этих стран восходят к далекому прошлому, к временам апостола Павла, то есть к V — X вв. нашей эры. Малоизвестная история гласит, что, когда апостол Павел проповедовал христианство в Испании, ему встретилась девушка по имени Текла. Вскоре, они вместе продолжили проповедовать христианство. Как гласит легенда, через некоторое время, гонители христианства заключили Теклу в тюрьму, подвергли жестоким испытаниям и оставили в пещере. В конце концов, после долгих молитв, пещера обрушилась и погибли все, кто находился в ней. От самой Теклы осталась только рука. Впоследствии, ее рука была перевезена христианами в Киликийскую Армению. Во владении армян Нетленная рука святой хранилась вплоть до 1321 года. Здесь открывается новая общая страница Армении и Каталонии. По приказу киликийского царя Левона V в этом году христианская святыня была возвращена обратно в Каталонию. С этого момента, каждый год 23 сентября Каталония празднует день армянского подарка. Общая страница истории Армении и Каталонии жива до сих пор.
На сегодняшний день, по неофициальным данным, в Каталонии проживает достаточно большая армянская община, более 10 тыс. человек. Основной пункт расселения – это Барселона.
Возвращаясь к моему любимому Еревану, к этому солнечному и золотому городу, нельзя не заметить, какие здесь люди. Невероятные люди. Но эти невероятные люди каждый год в большом количестве покидают Армению, иммигрируя, в большинстве своем, в Россию. Для справки: число армян в России уверенно приближается к числу армян в Армении. Помимо Российского пространства, армянское население стало осваивать и соседнюю Грузию, США тоже не остались в стороне. В последние годы часть армян подалась даже в Турцию.
Но несмотря на такие миграции из Армении в разные страны, случаются приятные исключения.
Алла Казарьян – это, действительно, исключение из всех правил. Удивительная девушка из России, которая, как только увидела Армению, сразу поняла, что именно здесь она хочет жить…
— Когда я впервые приехала в Армению, у меня не было ни доли сомнений, что это мое место, что это моя страна. Я с первого мгновения влюбилась в эту теплую страну, — говорит Алла. — Здесь такие необыкновенные люди, они очень открытые, добрые и душевные.
После переезда жизнь Аллы разделилась на до и после.
— Когда я принимала решение о переезде в Армению, внутренне я была настолько готова к изменениям, что у меня не возникало сомнений, стоит ли переезжать или нет, — рассказывает Алла. – В Томске я имела многое: хорошую работу управляющей в банке, родителей, друзей. Но… Побывав в Армении впервые, я поняла, что здесь осталась частичка меня, сразу же возникла какая-то неописуемая страсть к Армении и к Еревану. Я думаю, что это возвращение, что мои армянские корни дали о себе знать, — улыбается Алла. — Мой дедушка по папиной линии был армянином, поэтому я с первых минут поняла, что я дома. Безусловно, в Армении у меня много родственников, которые искренне поддерживают меня.
Конечно, Алле повезло. Она нашла в себе силы открыть свое собственное дело, вместе со своим армянским другом и компаньоном они основали потрясающий винный ресторанчик, расположившийся в юго-восточной части Еревана.
— В банковской сфере у меня были клиенты, теперь, в ресторанном бизнесе – гости. Главное, что я получаю удовольствие от общения, независимо от названия, главное делать это по-настоящему, искренне и с любовью…. Смена сферы деятельности от банка к ресторану — это моя внутренняя потребность и готовность созидания, — трепетно рассказывает Алла.
Русская девушка с армянскими корнями, которые одержали верх и привели ее на историческую родину дедушки, нашла себя здесь благодаря своему сильному желанию и упорству.
— Мой девиз — хорошо там, где мы есть, а где нас нет — мы не знаем, как. Главное, найти себя внутри. Я счастлива, путешествуя по Армении!
Но, к сожалению, в связи с экономической обстановкой в Армении, такие красивые истории, случаются крайне редко. Сегодня большинство молодых людей покидают историческую родину. Почему? Ответ очевиден. На родине просто нет работы. Не то чтобы они так хотели работать заграницей, они вынуждены работать там.
София Хачатурян, студентка Ереванского Государственного Университета, в ближайшее время вместе с семьей планирует уехать из страны. По словам Софии, практически все ее друзья задумываются о переезде заграницу. Маленькие зарплаты касаются не только рабочих специальностей, но и престижных профессий.
— Я учусь на лингвиста, устроиться на работу по моей специальности в Ереване почти невозможно. Очень большая конкуренция. Те, кто умудряется устроиться, получают очень маленькие деньги, — говорит София. — Я люблю свою страну, я считаю себя патриотом, но я и моя семья не видим никакого будущего здесь. В Европе я смогу получать достойную зарплату, здесь же – будет борьба за выживание. Пока я учусь, я подрабатываю официанткой на двух работах, получая за это порядка 190 $ в месяц. Работать так всю жизнь я не хочу, поэтому нам придется уехать из Армении, — делится София.
Действительно, обстановка в стране не такая лучезарная, как может показаться туристам.
— Армянский народ очень приветлив, мы любим нашу страну и хотим, чтобы иностранным гостям она также понравилась. И многие удивленно спрашивают: «А что, у вас в стране есть какие-то проблемы? Непохоже. Вы всегда такие радостные, улыбчивые, трудно поверить в то, что в Армении сложно жить». Да, мы, действительно, стараемся показать «лучшую сторону медали», — продолжает София. — Но это не значит, что у нас нет проблем и мы живем, только радуясь. Мы не уверены в будущем. Правильнее сказать, большинство из нас просто не видит этого будущего здесь.
Армения – страна, у которой нет будущего? Не хочется в это верить. Но неутешительные прогнозы и неумолимая потеря населения, указывают на реалистичность этого вывода.
На первый взгляд, Ереван – так полюбивший мне город, совсем не отдает ни бедностью, ни «тяжелой жизнью». Кажется, что это один из самых благополучных городов мира. И правда, для благополучия здесь много что есть: почти нет краж, разбоев, на улицах не встретишь пьяных, даже дети могут спокойно гулять одни. Элитные дома, модно одетые люди, по вечерам заняты все лучшие рестораны и кафе, очереди в салоны красоты на несколько дней вперед, — никакой бедности в помине. При более близком знакомстве с Ереваном и его жителями, начинает вырисовываться истинная картина.
Так хорошо в Ереване живут те, у кого есть родственники заграницей, способные помочь. А как известно, армянский народ всегда друг другу помогает, поэтому вполне логично, что большинство армянских семей за счет этого и живет. Основная часть средств, на которые живет население, «приплывает» из-за бугра.
— Проблема миграции — актуальная и острая для Армении. Уезжает либо молодежь, либо те, кто не смог себя найти здесь. Конечно, помимо этого, существуют проблемы в политической сфере – это слабое социальное обеспечение и нехватка работы. Но, с другой стороны, мне кажется, трансферы из-за рубежа тоже расслабили людей, и в нужный момент они не смогли переквалифицироваться и найти себя, — говорит Алла.
И в такие моменты мы возвращаемся на 25 лет назад – к той драматической точке невозврата, к распаду СССР. 15 республик, входивших в его состав, обрели тогда полную свободу. Кто-то считает, что для них открылись новые горизонты, новые границы. Но большинство вспоминают дату распада ностальгически, как безвозвратную потерю единого Союза.
Как ни крути, больнее всего крах общего Отечества ударил по армянам…Особенно, в первые годы после распада. Именно тогда начались глобальные переселения армян в Россию и США. Пролистывая страницы истории армянского народа, удивляешься тому, сколько они переживали горя, бед, страданий… Не каждый сможет такое пережить, не каждый сможет выкарабкаться.
Экономисты и демографы рисуют мрачную картину будущего Армении: через 50 лет население страны сократится на 200 000 – 300 000 человек. По оптимистическим оценкам. По пессимистическим – в стране почти не останется армян.
Да, сегодня ситуация не лучезарная. Но Армения переживала и более тяжелые времена вопреки всему. Вопреки всякой логике. Эта маленькая страна с таким упорным характером разрушает любую логику.
Приезжая сегодня в Армению, лично я чувствую уважение и любовь к русским. Армяне абсолютно точно по сей день помнят, какую помощь Россия оказала после землетрясения. А один старичок вот что мне сказал: «Может быть СССР и нужно было распасться, чтобы наконец мы здесь, в Армении, наконец поняли, что по сути, русские – это наши единственные друзья. Россия – лишь одна, кто может оказать нам фактическую помощь. И что мы не сможем жить друг без друга.»
А может нам и не нужно жить-то друг без друга? СССР уже нет, но из всех бывших «республик-сестер» Армения – самая близкая и родная, как мне кажется. По духу и по сути…
И хочется верить, что Армения сможет преодолеть эти преграды и стать еще более сильным государством…
ЮЛИЯ СТЕПАНОВА