ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Наша среда online — Когда-то азербайджанцы, в массе своей, были достаточно толерантными, работящими, незаносчивыми, незлобивыми. Очень надеюсь, что и сегодня большинство там остались такими же. Просто за последние годы, на сломе эпох, у соседей развелось существ совершенно иного типа – демонстративно злобных в отношении всего армянского, кликушествующих по этому поводу, аж исходящих желчью. Эти агитаторы и пропагандисты постоянно рвутся на первый план, чем изрядно портят общую картину. Ведь, согласно законам органической химии, даже малая доля дурного вещества (все же не будем переходить грань светского разговора и воспользуемся эвфемизмом) способна испоганить большое количество доброкачественного материала.
С назойливостью завзятой коммунальной скандалистки упомянутые проповедники продолжают трезвонить по всему миру и его окрестностям о том, как подлые армяне мешают азербайджанскому народу жить и трудиться, об “армянской оккупации азербайджанских земель”, о том, как мы примазываемся к азербайджанскому величию, и тому подобное. Чтобы стряпать агитчушь, ума много не требуется, достаточно нахрапистости и хамоватости, ведь неловкость со временем проходит, а кушать хочется всегда. Вот и стараются, с маниакальным упорством причём.
Одно из магистральных направлений подобного упорства связано с так называемым “Ходжалинским геноцидом”, как азербайджанский агитпроп высокопарно величает один из эпизодов – безусловно, трагичный эпизод! – Карабахской войны 1990-1994 гг., закончившейся освобождением Нагорного Карабаха от подчинения Баку. Несколько дней назад азербайджанские СМИ, со ссылкой на пресс-службу Государственного комитета по работе с диаспорой (ГКРД) Азербайджана, сообщили о возможности появления памятника жертвам, погибшим в ходе Ходжалинской операции, в германском городе Тангерхютте. Такое предложение в ходе встречи с представителями городских властей и членами местного парламента озвучил председатель действующего в г.Магдебурге Германо-Азербайджанского культурного общества по федеральной земле Саксония-Анхальт Яшар Нифталиев. на прошедшем в мэрии Тангерхютте с участием местных депутатов мероприятии. Сообщается также, что адресаты предложения “выразили согласие на обсуждение данного вопроса на очередном заседании”.
*
Тангерхютте расположен в федеральной земле Саксония-Анхальт, административным центром которой является Магдебург. До 1989 года эти территории входили в состав ГДР. Как населенный пункт Тангерхютте, в названии которого прослеживается связь с протекающей через него рекой Тангер, впервые упоминается в 1375 году. Правда, он долго оставался маленькой деревушкой, не имея перспектив для роста (в частности, тамошний край сильно пострадал в ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 гг.). Но со второй половины XIX века, с началом промышленной революции в Германии, пошел в гору: здесь построили металлургический и чугунолитейный заводы, железнодорожную станцию. В годы Второй Мировой войны здесь был оборудован госпиталь для военнопленных-туберкулезников.
В июне прошлого года крупнейшее местное промышленное предприятие – литейный завод TechnoGuss – обанкротилось. С тех пор с экономической жизнью стало похуже. Но всё же город держится. До Берлина из Тангерхютте – километров сто шестьдесят, по тамошним трассам и на тамошних автомобилях – сущая безделица.
Среди местных достопримечательностей – Корабельный музей, Музей автомобилестроения, Старый и Новый зàмки, парк “Сад мечты”, славящийся на всю землю Саксония-Анхальт.
*
Словом, хоть и невелик Тангерхютте, но опрятен, аккуратен и по-своему привлекателен. И очень не хотелось бы, чтобы какую-нибудь его площадь или улицу осквернило очередное воплощение насквозь тенденциозного замысла, с коим наши восточные соседи по Закавказью носятся по всему свету, как один печально известный гоголевский персонаж с писаной торбою. Надеемся, что у бургомистра Тангерхютте Андреаса Брёма и других руководителей отцов города достанет благоразумия и чести, чтобы отклонить предложение, подсовываемое им Германо-Азербайджанским культурным обществом, а по существу – азербайджанскими властями. Даже за большие деньги, которые официальный Баку наверняка обещает за реализацию данного проекта.
Штурм и взятие населенного пункта Ходжалы, который находился всего лишь в десяти километрах от столицы Нагорного Карабаха – Степанакерта, 25-26 февраля 1992 года, в ходе 1-й Карабахской войны армянскими вооруженными формированими, несомненно, оказали ощутимое воздействие на дальнейший ход боевых действий. Тогда погибли несколько сот жителей, остававшихся в осажденном городе. Очень печально. Однако хотелось бы напомнить, что для этих жителей был выделен коридор, чтобы они могли уйти в безопасное место. Но им не позволили это сделать активисты Народного фронта Азербайджана, рвавшиеся к власти и стремившиеся свергнуть тогдашнего президента страны Аяза Муталибова. Вот – истинная причина тех жертв среди мирного населения. А не зверства «армянских оккупантов», как дурит мировую общественность азербайджанский агитпроп, включая того же Яшара Нифталиева.
Кстати, о зверствах. Быть может, не очень корректно, как говорится, считать деньги в чужом кармане. Но раз уж наши соседи по-другому не понимают – точнее, делают вид, что не понимают,− так мы констатируем, что по этому показателю их вояки давно перешагнули все цивилизованные нормы ведения боевых действий, зарекомендовав себя «достойными» наследниками ИГИЛ-овских головорезов или сомалийских пиратов. Кто забыл, напомним: резня в Мараге и Шаумянском районе, уничтожение Арцвашена и Азнаберда, апрельские погромы в Талише – ярчайшее тому подтверждение. Список, кстати, можно еще продолжить. Геноцидов у нас много, история повторяется… Но кто хоть словечком упомянул эти геноциды? Абульфаз Эльчибей? Аяз Муталибов? Сурет Гусейнов? Неймат Панахов? Гейдар Рза-оглы или Ильхам Гейдар-оглы Алиевы? Список опять же можно продолжить.
Трагедия, случившаяся в Ходжалы, стала в Азербайджане своего рода брендом. На нем уже делают карьеру, зарабатывают политический и прочий капитал. Публично скрипят зубами и вращают глазами, воздвигают мемориалы (география, кстати, Азербайджаном не ограничивается – есть, например, в Берлине, Гааге, Сараево, Анкаре), снимают фильмы, пишут реквиемы. Одна из последних подобных инициатив связана с попыткой протащить в конкурсную программу VI Международного кинофестиваля “КиТЫ” (“Кино и ты”), который пройдет 7-10 сентября в Мариуполе (Украина), фильм “The Truth” (“Правда”), построенный на азербайджанской оценке ходжалинских событий. По имеющимся сведениям, после достаточно жесткой реакции Союза кинематографистов Армении, указавшего на недопустимость примешивания политики в киноискусство, организаторы фестиваля сняли указанный фильм с показа.
Однако не следует бить в ладоши и почивать на лаврах. Напротив: надо констатировать целенаправленность и последовательность антиармянской политики, проводимой азербайджанскими властями и подконтрольными им структурами. Что в данном случае проявляется и касательно памятника в Тангерхютте. Думается, на эту возню нужно обратить серьезное внимание армянской общине Германии, отечественным госструктурам, организациям, координирующим взаимодействие Армении и Спюрка. Да и нашему внешнеполитическому ведомству не мешало бы адресно подсуетиться.