• Пт. Ноя 22nd, 2024

Школа 32 национальностей

Фев 5, 2016

СОЦИУМ

skol8

Столичная школа № 1650 — единственная в своем роде. Среди ее учеников — армяне, русские, белорусы, молдаване, буряты, абхазы, кабардинцы, ассирийцы, башкиры, болгары, греки, евреи, корейцы, латыши, немцы, поляки, цыгане… Всего — дети 32 национальностей! В школе предусмотрена программа по адаптации детей, прибывших из национальных школ, благодаря которой дети быстро адаптируются в новой для них языковой среде. Здесь можно изучать как собственные национальные традиции, так и чужие.

А создала эту школу в 1989 году  и напротяжении многих лет была ее директором Офелия Вазгеновна Аракелян.

Главной мечтой Офелии Аракелян  было желание создать «школу без стрессов, школу нравственности и добра». Эта мечта привела её в педагогический вуз. В 1972 году по семейным обстоятельствам Офелия Аркелян переезжает в Москву. Педагогический опыт она получала, работая в детском саду, затем в ювелирном училище, а еще ранее создав небольшую спортивную школу в Ахалкалаки.

История создания первой поликультурной школы необычна и уходит корнями в конец 80-х — начало 90-х годов XX века.

skol7

В 1989 году в Москве, в Реабилитационном центре «Ленинские Горки» Офелия Аракелян организовала обучение детей, пострадавших во время землетрясения в Армении.

Практическая миссионерская и педагогическая деятельность началась с простого и естественного желания поддержать, вернуть пострадавших детей к жизни. Так родилась идея создания программы — «Реабилитация психического здоровья детей через образование».

Офелия Аракелян
Офелия Аракелян

Вот как вспоминает об этом сама Офелия Вазгеновна:

— 1988 году, после разрушительного землетрясения в Армении, в Москву привезли взрослых и детей, получивших наиболее тяжелые травмы. Я, как и множество москвичей, старалась помочь пострадавшим всем, чем могла. Все свое время я отдавала этим детям. И уже тогда стало ясно, что им нужна очень серьёзная психологическая помощь. Надо было как можно быстрее выводить их из состояния стресса, провести большую работу по реабилитации.

Это требовало, по моему убеждению, создания атмосферы, способствующей снятию стресса, фобий, отвлечению от пережитых событий, формированию чувства стабильности.

Безусловно, дети были окружены теплом и заботой врачей, которые делали все для спасения их жизни. Но больничная обстановка всегда вызывает определенное эмоциональное напряжение. Больные невольно концентрируют внимание на своей болезни, своих переживаниях. В нашем случае это усугублялось еще и языковым барьером — многие плохо владели русским, что в значительной степени затрудняло работу врачей.

skol1

Я считала, что необходимо создать для этих детей условия, приближенные к той мирной, спокойной, привычной жизни, из которой их вырвала страшная трагедия. Это, по моему убеждению, могло помочь ускорению восстановления их физического и психического здоровья.
Тогда я решила организовать работу психологов и обучение детей на их родном, армянском, языке.

С этой идеей я обратшась в посольство Армении, где в первые же часы после землетрясения был создан штаб по оказанию помощи пострадавшим. Именно туда приходили москвичи, люди самых разных профессий, разных национальностей, чтобы узнать, чем они могут быть полезны в эти трудные для Армении дни.

skol2

Я рассказала о своих намерениях сотруднику посольства, врачу по профессии Хачяпову Рудольфу Михайловичу. Присутствовавший при этом разговоре директор московского Реабилитационного центра «Ленинские Горки» Реваз Лонгинозович Джмухадзе предложил разместить школу в его центре, для чего обещал выделить один этаж. Из разных больниц Москвы мы перевезли туда детей, которых уже можно было транспортировать.

Я продумала программу действий, направленных на реабилитацию психического здоровья детей через образование, где предусматривалось:

— обучение детей на родном языке по индивидуальным программам;
— занятия с психологами (владеющими армянским, родным для детей, языком);
— занятия определенными видами спорта, способствующими снятию стресса;
— проведение праздников, дней рождения и др.

skol5

Результаты нашей работы оправдали все ожидания: ребята избавились от чувства обреченности, отчаяния. Занятость учебой отвлекала их от тяжелых воспоминаний. Общение с психологами, выводившими их из депрессивного состояния, возвращало детям желание жить. Дети видели, что они не одиноки, чувствовали искреннюю заботу, душевную теплоту и заинтересованность в их судьбе множества людей.

Вот так в 1989 году в Реабилитационном центре «Ленинские Горки» начала функционировать первая и на тот период единственная национальная школа.

Между тем в стране резко менялась общественно-политическая ситуация. В Москве сформировались различные национальные культурные центры, диаспоры. Одной из наиболее актуальной и популярной стала проблема обучения детей языку своего этноса, передачи подрастающему поколению духовного наследия родного народа.

В 1990 году на общественных началах О.В. Аракелян создала первую московскую воскресную школу с Поликультурной направленностью образования. Школа объединила под своей крышей 700 детей 30 национальностей, которые изучали язык, историю и культуру своего народа. Информация о ней быстро распространилась по стране и далеко за ее пределами.

skol6

В 1991 году О.В. Аракелян, увидев перспективу поликультурного образования, обратилась в Департамент образования г. Москвы и Моссовет с просьбой предоставить возможность продолжить свой эксперимент на государственном уровне. Вскоре по распоряжению премьер-министра Москвы и согласно приказа Председателя Департамента образования Л.П. Кезиной, школа получила статус государственного учреждения и официальной базы для эксперимента по реализации программы поликультурного образования.

Поликультурный центр получил статус государственного Учебно-воспитательного комплекса национальных культур № 1650 с углубленным изучением языков, истории и культуры разных народов.

Уникальность программы состоит не только в поддержании интереса учащихся к языку, культуре и традициям своего народа, но прежде всего в ведении систематической работы в воспитании уважительного отношения к ценностям других этносов, в умении находить то позитивно общее, что может служить не разобщению, а объединению жителей нашей планеты, сохранению мира на земле.

Вот так мечта Офелии Вазгеновны Аракелян о создании школы культуры мира, школы, где согреваются детские сердца, нашла своё воплощение в жизни.

В настоящее время школа переименована в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа межкультурных коммуникаций № 1650».

Официальный сайт школы: http://schec1650.mskobr.ru/
История школы на сайте: http://schoolofelia.com