КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Директор галереи, не подозревая, что секретарша отлучилась на пять минут по пустяковому поводу, говорил по телефону. После робкого стука в дверь вошла женщина с фотоаппаратом.
— Простите, мне сказали, что в музее нельзя фотографировать, а мне надо. Вы разрешите мне сделать фото?
Как бы вы почувствовали себя на его месте?
Надо быть по крайней мере настоящим мужчиной, чтобы отвлечься от очевидно важного разговора и пригласить посетительницу войти.
Мужчина оказался ещё и Фараоном.
— Я специально пришла, чтобы сфотографировать одну картину, — у посетительницы порозовели щёки, было видно, что она взволнована.
— Простите, а Вы – кто?
— Я – писательница, — смущённо выдохнула странная посетительница.
— О-о-о!
— Не совсем известная. Пока.
— Ах, ну, так… Все начинают совершенно неизвестными, — на лице директора не дрогнул ни один мускул, — А можно узнать Ваши фамилию и имя, для будущего…
Я представилась.
На просьбу разрешить сфотографировать картину Ашота Зоряна «Натурщица», которая стала главным действующим лицом сюжета моего рассказа «Стартовый импульс», согласие было получено. Меня всегда привлекали сюжеты, когда картина неподвижная, но заключающая в себе энергию изображённого в ней отрезка времени и пространства оказала влияние на судьбы людей. Вечная загадка и магия живописи.
А теперь, познакомьтесь: большой человек и большой художник – Фараон Михайлович Мирзоян.
Он родился в 1949 г. в Ереване. Окончил в 1975-м Ленинградский Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. Репина (ныне Санкт-Петербургская Академия Искусств). С 1976 года — член Союза Художников СССР. Его картины в музеях и частных коллекциях во всех частях света, в Третьяковской Галерее, в Национальной Картинной Галерее Армении. С 1975 он преподаёт в Ереванском Художественно-Театральном Институте (ныне Ереванская Государственная Академия Искусств), являясь одновременно заведующим кафедры живописи и профессором.
А вот его полотна.
«Медитация».
На журнальном столике две чашечки кофе. Одна опрокинута. Нет, это не подружка, ушла после женской ссоры. Для подруг не одевают такого белого, похожего на свадебное, платье. И подруги не приносят с собой белые цветы. Как, как Она могла так глупо посмеяться, обидеть неуклюжей шуткой. Но неужели не понятно, что Она волновалась, была сама не своя рядом с Ним… Как хрупко, зыбко, ранимо счастье влюблённых. Время будто остановилось… Неподвижна девушка, неподвижно склонённое в печальном изгибе её красивое лицо. Но, неожиданно, с судорожным вздохом оживёт оцепеневшая фигура: заблестят глаза, пружиной вылетит из кресла тело туда — к телефону, и ещё секунду назад безвольная рука быстро наберёт заветный номер…
Согласитесь, что не всегда и не всем удаётся на полотне рассказать сюжет: иногда рассказ, иногда целый роман, а иногда — Книгу книг. «Тайная вечеря» — вечная тайна, которую каждый человек открывает для себя заново. Иногда так, что это непривычно и интересно для многих других. Посмотрите на картину. И без названия, без разъяснений понимаешь, кто изображён. Эта фигура в центре, ослепительна, как свет мощного прожектора. Она написана простыми белыми красками, а эффект сияния создаётся мастерским использованием контрастов глубоких чёрного, бордового и синего, и филигранной техникой наложения светотени. Сквозь арочный проём на заднем фоне, символизирующий «окно» во Вселенную, виден полумесяц – рожками вниз. И ядовито горчично-жёлтый цвет вокруг зловещей черноты? Можно ли назвать её живой, разглядев два мерцающих красных огонька, два глаза в этом сгустке энергии, отбрасывающие в сине-чёрное небо частички света, как зарево от пожара. Учитель и ученики — едины ли в помыслах собравшиеся за столом? Слабость, неуверенность чувствуются в позах мужчин, в скрытых тенью лицах. Того, чего они сами не хотят признавать, но что видит Учитель и принимает как есть и как будет на самом деле, готовый преподать им последний урок – не только любви, но и мужества.
Мужчина должен быть сильным и мужественным, и тогда женщина, как цветок, раскроется своей уникальной, – у каждой она особенная, – красотой, навстречу ласковому солнцу и нежному ветерку, гонящему по небесной лазури пенистые облака, из которых дождём ниспадает на эти цветы энергия жизни. О, как красива Армянка! Огромные чёрные глаза Лусине (картина «Лусине» ), спорящие по глубине с чернотой фона, сквозь который проступает лицо, только лицо. Но как много может рассказать Художник о красоте женщин своей Родины одной такой своей картиной! Этот нежный овал лица, трепетно-пунцовые губы, скользящая из чёрного ворота тонкая длинная шея. Конечно, же, армянская женщина очень нежна и женственна. Нам чужда воинственность и развязность амазонок, но и мы обладаем достаточной силой, чтобы защитить и себя, и свой очаг.
Тысячелетиями враги стремились растоптать и уничтожить наш народ и культуру, но никогда не затухал огонь в очаге Армянки, — рождались армянские дети, из поколения в поколение передавался армянский язык. И — красота. А главное, в красоте Армянки, тот крестик, который мы носим на груди и в самом сердце. Айцемик – обычная женщина из древнего армянского города Ани, ставшая легендой, передающейся из поколения в поколение.
На полотне «Айцемик» запечатлён её подвиг, когда она отрубила голову врагу, защищая свой дом. В правой руке её меч, поднятый высоко в назидание другим любителям опустошать чужие дома, левой она за волосы держит голову врага, нарисованной на фоне белоснежной части одежды Айцемик, что особенно приковывает внимание зрителей.
В любой женщине есть светлая и теневая половина – вот так, как мне кажется, представляет это себе художник в картине «Она (Свет и тень)»
Вообще-то, восточные народы романтичны. А мы, армяне, – очень романтичны. Но есть у армян, как и у французов, одна изюминка — юмор. Высший пилотаж, на мой взгляд, это когда мужчина рисует женщину с юмором. Это труднее, чем быть романтичным. Но, вот, именно здесь, проявляется истинное мастерство и талант, как это получилось в картине «Сона» .
Вызывает добрую улыбку и хорошее настроение полотно «Сладкий сон».
Силует женщины растворяется в полумраке комнаты. Всё дышит покоем и умиротворённостью.
Очень сожалею, что формат моего рассказа не позволяет показать другие прекрасные картины
Фараона Михайловича, написанные с огромной любовью к женщине. И для каждой он находит особую палитру красок, стиль, раскрывая в образе каждой женщины изюминку, как, например, в «Портрете еврейки».
А вы придите в Национальную Картинную Галерею Армении. Не можете приехать — зайдите на сайт www.gallery.am
Описывать ничего не буду – сами увидите: коллекцию западно-европейского искусства ( оригиналы Боттичелли, Рубенса, полотна 16 — 20 веков – дух захватывает), прекрасная коллекция русской живописи. И, разумеется, наша — армянская.
Наши художники ничем не уступают ни по мастерству, ни по таланту никому, сумев освоить и переработать в свой неповторимый армянский стиль русскую и западную технику живописи. Ведь большинство западно-армянских художников получали образование во Франции и Италии, а восточно-армянских – в России. Но их полотна – это неповторимая армянская живопись.
Кстати, в новой экспозиции очень много имён не на слуху, вытащенных из запасников и частных коллекций. Чувствуется огромная работа коллектива Галереи и её директора, что в условиях Армении – просто подвижничество.
Вот, что меня особенно удивило в личности Фараона Мирзояна. Иногда, знаете, одна деталь может сказать о человеке многое, если не всё – он всегда на своём рабочем месте, и всегда доступен. Любой человек может придти к нему, и тебя примут, выслушают. Вот так.
Картина «Август».
Самый грустный летний месяц, потому что понимаешь – весенне-летнему веселью приходит конец. И речь не только о природе. Вернее, о природе, — человек ведь часть природы. Женщина в 40, мой самый любимый образ, — это «Август». Взгляните на опалённую пожаром зрелой страстности, бушующего в душе сороколетней женщины, красную траву будней, в чёрные контуры деревьев – это безжалостное время сорвало с них зелёные листья. Но пусть уже закатилось солнце – светит луна. Светит луна, ещё.
Одна из моих самых любимых — «Опустошённость». Всё, что было — отдали друг другу. Нечего больше ни сказать, ни сделать – вот только, может быть, достать рукой отвернувшуюся любимую.
А вот «Натюморт с оранжевыми лилиями» — подчёркнуто изящный, так же, как сами цветы и говорящие с ними по цвету фрукты, дары армянской земли.
Фараон Мирзоян родом из Сисиана и провёл свои детские годы в сисианской деревне. Поэтому, наверное, он особенно тонко чувствует красоту родной земли, которую передаёт в своих полных гармонии и лиризма пейзажах «Вечер в Сисиане», «Закат в Горисе».
Его отец преподавал в школе, мать посвятила себя детям, семье. У Фараона Михайловича четверо детей: два сына и две дочери, которые выбрали себе другую стезю.
А вот ещё один пейзаж «Араратская долина. Вид из Бюракана». Внимательный (а, главное, знакомый) глаз на картине сразу разглядит крепость Амберд, стоящую на самой вершине неприступной скалы. Вот они, тысячелетние камни гордой крепости, до сих пор поражающей воображение человека, и, кстати, имеющей стратегическое значение и на сегодняшний день. От чёрных контуров крепостных стен вниз резко спускается узкая горная дорога. Творение человеческих рук, крепость Амберд, бросает вызов творению природы, библейской горе Арарат. Но незримо присутствует в этом споре третий участник – гений человеческого разума, построивший в горах Бюракана всемирно известную обсерваторию.
Но, раздумья, разумеется, это — сугубо женское занятие. Вот, как это происходит – картина «Раздумье».
Всё творчество Фараона Михайловича жизнеутверждающе, наполнено энергетикой и гармонией. В каждой картине — частица его души, которую хватает на всех. Он любит жизнь, и жизнь любит его. Художник работает во всех жанрах живописи: в пейзаже, портрете, натюморте. Но портрет занимает в творчестве
Мастера особое место. Посмотрите, например, на «Портрет Анны».
Творчество Фараона Михайловича – подарок всем нам … Но мне великий художник сделал особый подарок, посмотрите: