• Пт. Ноя 22nd, 2024

Мехак Закарян. Мер Еркир

Май 15, 2015

ГЕНОЦИД АРМЯН

sto_pervaya_vesna2

«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне. Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Мер еркир

Мехак ЗАКАРЯН,
строитель, 60 лет

От моих предков я никогда не слышал словосочетания «Западная Армения», как и армянские земли они никогда не называли Турцией; они говорили «мер еркир», что означает – наша родина. Мы, внуки и правнуки деда Ованнеса и Нигяр-бабо, так привыкли к этому, что в детстве думали: как только вырастем, обязательно поедем в сказочную страну – мер еркир. Лет до четырнадцати мы заслушивались рассказами о богатой, красивой стране, о храбрецах-фидаинах, о народном герое Андранике, а повзрослев, поняли, через какую трагедию, через какие непроходимые страдания прошел наш народ.

Ованнес и Нигяр были родом из Эрзурума, что в Западной Армении. До женитьбы их семьи жили по соседству в армянском тахамасе[1]. Поженились они в 1913-м, а год спустя у них родилась голубоглазая красавица. Армяне Эрзурума выделялись своими свободолюбивыми взглядами, и именно в этом городе в 1881 году была создана организация «Паштпан Айреняц»[2], а в 1891-м – организация партии Дашнакцутюн и партия Гнчак, к которым примыкали как местные армяне, так и группы фидаинов, боровшихся за национальное освобождение. Род моих предков был разделён на две фамилии – это были Закаряны и Ованнесяны, активные участники подпольной борьбы против турецкого ига. О лидерах гайдуцкого движения Эрзурума – Николе Думан, Сепухе, Кайцак Аракеле в наших семьях до сих пор рассказывают легенды.

В том 1914 году партия Дашнакцутюн, проводившая очередной съезд в Эрзуруме, отклонила требование младотурецких властей относительно военных действий против России, что очень разозлило турок. Начались новые погромы и аресты. Многие армяне ушли в это время из Эрзурума в город Баязет. Ушли и Закаряны. По дороге их окружил отряд четников, завязался неравный бой. Рассказывали, что моя бабушка Нигяр, положив ребёнка под кусты, наравне с мужчинами отстреливалась от уголовников, из которых и был сформирован вражеский отряд. Многие тогда погибли, погибла и дочь моего деда, а сам он был ранен. С большим трудом уходя от преследования, люди добрались до Баязета. На их счастье, Баязет в это время был взят русскими войсками. Шла Первая мировая война. Русские врачи и помогли моему раненому деду. Вскоре город вновь был сдан туркам, в результате чего в декабре баязетцы вынуждены были переселиться в Восточную Армению. Ованнес и Нигяр остановились в Эчмиадзине. Своим трудолюбием мои предки добились многого. Построили дом, родили сына, который в свою очередь дал жизнь шестерым сыновьям и шести дочерям.

24 апреля 1915 года – точка отчёта самой страшной земной трагедии под названием Геноцид. Пережитая армянским народом трагедия прочно осела в нашей памяти, осела и закрепилась настолько, что мы, вспоминая и говоря о Геноциде, забываем, что с тех пор прошло почти сто лет. Мы страдаем, молимся за души невинно убитых людей, словно это было вчера, словно вчера мы потеряли родину предков. Наша душа не успокоится и не примирится с тем, что «мер еркир» пока в плену.

[1] Тахамас – квартал (арм.).

[2] «Защита Отечества» (арм.).

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ