ГЕНОЦИД АРМЯН
«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне. Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.
Привести в порядок свой собственный дом
Гурген МАРТИРОСОВ,
директор частной стоматологической клиники, 42 года
Когда после окончания школы я встал перед выбором, на кого учиться – на врача или историка, дядя сказал: «Учись на врача, армянину не надо учиться на историка, история у нас в крови. Мы и так все историки, знаем и своё прошлое, и настоящее». Он оказался прав.
Я люблю свою профессию, а история народа и страны всегда со мной. Мой отец тоже очень любил историю. Он знал все исторические даты Армении и России, количество войн и армий, все победы и поражения. Но была страничка истории, которая, как говорил отец, ещё не закончена, её должны закончить будущие поколения. Именно они должны поставить точку на этой странице, но только после справедливого решения.
Я родился в Узбекистане, но каждое лето я проводил в Армении. Я очень любил приезжать туда, пить родниковую воду, смотреть на красивейшие горы, дышать ароматом горных армянских трав. Возвращаясь в Узбекистан, всегда был согрет мыслью о том, что у меня есть Родина, она окрыляла меня и делала равноправным гражданином Армении в любой точке мира. Для человека очень важно иметь Родину, без нее любой человек сирота. В этом вопросе я хорошо понимаю евреев, боровшихся за обретение своей родины, как понимаю и нас, армян, борющихся за возвращение Западной Армении, чтобы поставить точку на странице той истории, которая ещё не завершена.
Моя мама и вся ее родня – из древнего Арцаха (Нагорный Карабах), из деревни Сарушен. Позднее они переехали в поселок Гадрут, где построили большой каменный двухэтажный дом. В этом доме сейчас проживает моя тетя, мамина сестра.
Предки моего отца – беженцы из Западной Армении. После Геноцида армян 1915 года они оказались на территории Восточной Армении в деревне Женжерлю. Мы там были семьей в 1981 году, в то время там были только полуразрушенные дома и хачкары. Эта деревня навсегда осталась в моей памяти, так же как и родник с ледяной и очень вкусной водой. После революции предки моего отца переехали в город Армавир Краснодарского края.
В 1930-х годах мой дед Гурген женился на моей бабушке Марусе, они переехали в республику Узбекистан, где после войны родился мой отец.
Папа три года служил в ГДР, участвовал в чехословацких событиях 1968 года. В 1969 году он вернулся в Узбекистан. После ферганских событий наша семья переехала в Россию, в Нижегородскую область, которая славится многообразием этносов, проживающих на ее территории. Люди здесь дружелюбные, отзывчивые, и хочется отвечать им тем же. Мы дополняем друг друга и многому учимся через свои отношения. В России жить намного легче, чем в других республиках. Всё играет роль – и наличие работы, и материальное положение, и одинаковые христианские ценности. Независимо от нашего местонахождения и проживания, каждый армянин в первую очередь думает об ответственности за свои поступки, ибо он на чужбине является лицом нации, а во-вторых, о сохранении своей веры, языка, истории. Так было вчера, и так будет завтра.
Но меня в последнее время волнует другое – то, что армян в России становится всё больше и больше, приезжают не просто мужчины на заработки, как было принято раньше, а целыми семьями, покидая родину как место жительства. Лет десять назад шёл просто массовый отток населения Армении, но сегодня отток идёт в катастрофических масштабах. В чём причина? Я со многими разговаривал: первая причина – нет работы. А это, по-моему, вина и пробел в работе нашего правительства. И очень страшно, если в скором времени не найдётся выхода – очередная ошибка может стать роковой, не побоюсь этого выражения, и грозить исчезновением национальной идентичности внутри республики Армения. Вы представляете такую ситуацию – в то время как армяне диаспоры борются за сохранение веры, языка, культуры и традиций, на родине все эти ценности стихийно угасают. Когда я в юности (в шестнадцать лет) был в Ереване, то не мог насытиться армянской речью, колоритом разных диалектов, на котором говорили армяне. Меня поразили люди – красивые, культурные, интеллигентные, спокойные. Я не мог налюбоваться Родиной и радовался столице, где доминировала армянская субкультура. Это придавало мне сил на много лет вперед. А сейчас? Что мы можем увидеть сейчас в нашем Ереване, в сердце нашей Родины? Это сердце поражено болезнью, похожей на кариес. Здесь доминирует другая субкультура. Кого только не увидишь на улицах Еревана, но только не коренных ереванцев – где же они? Да везде: во Франции, в Канаде, Америке, России, Бельгии, Испании, но только не у себя дома. Кому и зачем вы оставляете свой дом, ереванцы? Дай Бог нам не наломать мокрых дров – дымить будет долго.
Мы вот уже сто лет не примиряемся с понятием «утерянная родина». Потеря наших земель и насильственная смерть наших предков – кровоточащая рана в наших сердцах. Дай Бог, чтобы наша боль уменьшалась, а не возрастала. В одном журнале недавно прочитал слова Арута Сасуняна, издателя и редактора газеты «Калифорнийский курьер»: «Если армяне сумеют привести в порядок свой собственный дом, то они могут легко противостоять всем внешним угрозам». И он тысячу раз прав: для достижения справедливости важно иметь сильное государство и сильную диаспору.