ГЕНОЦИД АРМЯН
«Наша Среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.
Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.
Нам идти дальше
Карине КОЧАРЯН,
художественный руководитель
ансамбля армянского танца «Наири»
Я родилась и выросла в городе Кировакане Армянской ССР, там же выбрала стезю танцевального искусства, создала семью. Когда меня пригласили на время приехать в Нижний Новгород и помочь создать танцевальный ансамбль, я согласилась. В душе я большая патриотка, и мне очень хотелось, чтобы наши детки в спюрке танцевали «кочари» и другие танцы наших предков. Создание ансамбля – работа большая и трудная, но как бы я ни выматывалась, меня всегда переполняло чувство гордости и любви к своим ученикам. Приводя своих детей в ДК железнодорожников учить армянские танцы, родители осознают, что их дети не только учатся танцевать, они здесь слышат армянскую речь, сами начинают говорить, общаться друг с другом. Здесь они впервые познают, что являются носителями древней армянской культуры, знакомятся с историей своего народа, ее культурой. За последний год мы с хореографом Анаит Сарибекян сделали акцент на танцы, которые танцевали наши предки в Западной Армении сто лет назад.
К чему я завела разговор о своей работе, об ансамбле? Я считаю, что потомки армян, погибших во время Геноцида, должны созидать, жить и строить светлое будущее. Мы должны быть сплочёнными и идти в одном направлении, ведя своих детей по правильному пути. Каждому под силу вставить свой кирпичик в общую идею. Только так мы сможем почтить память предков и оправдать их надежды и мечты.
Геноцид осквернил, обескровил прошлое армян, превратил их в сирот, забытых и брошенных. Но мы возродились, мы встали на ноги и не имеем права всё время оплакивать прошлое, мы должны вырастить свободную, умную и справедливую молодёжь, любящую жизнь.
Последние два года, как только начала действовать армянская Апостольская церковь «Сурб Аменапркич», армяне Нижнего Новгорода проводят День памяти 24 апреля в церкви на молебне за упокой душ жертв Геноцида. Нужно сказать, наша молодёжь, в частности и ансамбль «Наири», показала себя достойной своего народа. На последнем дне памяти под удары колокола они выстроили в траурной рамке из 99 лампад пылающий крест. Никто не мог удержать слёз. У каждого на душе было что вспомнить, было кого помянуть…
Была весна 1918 года. После победы революции в России русские войска были отозваны от участия в Первой мировой войне. Кавказский фронт остался оголённым. Турция, воспользовавшись моментом, решила не только вернуть Западную Армению, но и захватить Восточную. К маю турецкие войска захватили Ерзнка, Эрзурум, Сарыкамыш, Карс, а к 15 мая – и Александрополь. После захвата Александрополя турецкие войска стали атаковать армян в трёх направлениях: Сардарапата, Баш-Апарана и Караклиса, то есть Кировакана. Турки заняли Ванадзор, неподалёку от которого находилось село Гяргар, где жили мои родные. Моя бабушка Атон была тогда молодой девушкой. Она рассказывала, как её прятали в тонире, чтобы не отдать туркам, которые не раз наведывались в село за красивыми армянками. Несколько раз её удавалось спасти, но вот кто-то из страха донёс, где прячут девушку. Отец и старший брат пытались ее спасти, но силы были неравны, и их убили. Всю жизнь Атон мучило то, что её отец и брат были из-за неё убиты. В тот день турки, выбрав в селе несколько десятков молодых девушек, погнали их под прицелом оружия вниз с гор. В сумерках турки устроили привал и приказали девушкам танцевать для них. Когда очередь дошла до Атон, она сказала, что знает танец с мечами. Туркам стало интересно, и они дали ей ятаган, не ожидая, что она ударит рядом стоящего турка и ранит его. Когда турки поняли, что случилось, они подняли крик и открыли огонь, но девушки стали разбегаться, а окруженная врагами Атон бросилась в ущелье. Удивительно, но она не разбилась, только всю оставшуюся жизнь хромала на одну ногу.
Моя бабушка прожила до 86 лет. Она вышла замуж за любимого человека, родила двух сыновей. Она всегда во всём была нам примером, говорила, что если вы правы, ничего не бойтесь, Бог на вашей стороне. Я считаю себя верующей, хотя бываю на воскресных службах в церкви не так часто, как хочется (занятия в ансамбле в выходные дни), но 24 апреля обязательно – это святое. Каждый армянин должен считать своим долгом почтить в этот день память христианских мучеников.
Мы живём в XXI веке, нам идти дальше: растить детей, делать всё, чтобы сохранить свою веру, язык, культуру, традиции и, конечно, историю своего народа. Она нужна нам, чтобы сохранился народ, сохранилась нация. Только давайте задумаемся, как передавать эту историю, чтобы не навредить самим себе, не навредить национальному сознанию и авторитету родины. Главари Геноцида хотели поставить точку в истории Армении, никак не ожидая, что разбитые, униженные, обезглавленные и рассеянные по всему миру армяне подадут миллионы голосов. И несмотря на то что было сделано всё, чтобы искоренить любое свидетельство о Геноциде, потомки Сасуна и Муша, Вана и Тарона, Зейтуна и Трабзона воскресли, чтобы заявить, что они жили, живы и будут жить всегда!
Давайте жить! Жить и мстить, но не мечом и кровью, а строительством новых городов, церквей, школ, культурно-просветительных центров! Давайте преуспевать в науке и искусстве, в написании новых книг и всему, к чему бы мы ни прикоснулись, придавать свой национальный духовный, нравственный колорит.