• Пт. Ноя 22nd, 2024

Месроп Атоян. Ожидание трёх поколений

Апр 9, 2015

ГЕНОЦИД АРМЯН

sto_pervaya_vesna2

«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Ожидание трёх поколений

Месроп АТОЯН,
инженер, пенсионер, 68 лет

У каждого народа есть своя историческая проблема. Но такой, как у нас, нет ни у кого. Вы спросите, в чём заключается «армянская проблема»? Я вам отвечу: в признании Геноцида.

Во время депортации армян из Вана моя бабушка Антарам несла на руках годовалого ребёнка, дочку. Ребёнок был голоден, так как от переживаний у Антарам пропало молоко. Турецкие жандармы, что сопровождали колонну армян, всё время кричали и подгоняли отстающих. Тех, кто ослабел, тут же убивали. У одной женщины вырвали из рук плачущего ребёнка и убили, ударив о камни. Мать ребёнка подняла с земли острый камень, кинулась на жандарма и ранила его. Тут подоспели другие жандармы и стали избивать женщину прикладами. Когда она упала бездыханной, они набросились на несчастных людей, нанося удары прикладами налево и направо. Антарам испугалась, что её и ребёнка ждёт та же участь, и когда дочь стала хныкать, она сделала глубокий надрез на пальце руки и сунула палец ребёнку в рот. Ребёнок стал сосать палец и вскоре затих. Антарам не помнит, сколько они шли, но точно помнит, что на каждом из её пальцев было по два-три надреза. Так своей кровью она спасла дочь, то есть мою маму.

Всю свою жизнь бабушка Антарам вспоминала кошмарную дорогу депортации, оплакивала невинно погибших, проклинала извергов. До Геноцида их семья насчитывала 12 человек, а остались в живых она и дочь. Её отца, мужа и свёкра убили за день до того, как они лишились крова. Вызвали к старосте всё мужское население села – мол, военное время, идёт перепись мужчин, а потом вывели за село и расстреляли. В советское время тема Геноцида находилась под запретом. Моя бабушка и мама украдкой мечтали о своей родине. Бабушка столько рассказывала о родных краях, что мы наизусть выучили, какие деревья росли в саду, какой чистой и холодной была вода в их роднике, какие красивые девушки были у них – со всей округи приезжали свататься. В апреле 1965 года в Армении впервые на государственном уровне было отмечено 50-летие Геноцида армян. По инициативе Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Вазгена Первого на территории Первопрестольного Святого Эчмиадзина был установлен крест-камень «Хачкар молитвы и обета» памяти армян, ставших жертвами злодеяния в 1915 году.

Мы с сестрой и братом сделали бабушке и маме сюрприз, повезли их в Эчмиадзин в конце мая. Бабушка и мама, вытирая всё время катившиеся слёзы, очень долго стояли у хачкара. Весь июнь бабушка жила в ожидании, что вот оно и свершится скоро – возвращение на родину. Бабушка умерла в июле 1965 года, ей было всего 70 лет, и она была здорова, как нам казалось. Но у неё не выдержало сердце.

Возвращения не дождалась и мама, умершая в 2005 году. Ей шёл 91-й год, а армяне отмечали 90-летие Геноцида. В дни поминовения жертв Геноцида Католикос всех армян Гарегин Второй на территории Цицернакабердского мемориала совершил обряд освящения памятного камня часовни, которую посвятили светлой памяти жертв Геноцида. Принимавшие участие в церемонии высокопоставленные представители Русской, Греческой, Сирийской и Англиканской церквей вместе с армянскими священнослужителями вознесли к Богу молитву об упокоении невинных жертв Геноцида.

Сейчас 2014 год, скоро столетие Геноцида. Армяне не дождались от турок извинения за деяния их предков, но, если честно, теперь армянам не нужно это извинение: они требуют свою родину, свои дома на прежних землях. Армянский вопрос созрел настолько, что говорить о Геноциде устали, надо действовать.

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ