online

В Ялте открыли памятник Александру Спендиарову

НОВОСТИ

«Наша Среда online» — Сегодня в Ялте был открыт памятник всемирно известному  музыканту, композитору и дирижеру, одному из основоположников армянской классической музыки  Александру Спендиарову. Памятник установлен  перед домом в Ялте, где жил и работал композитор в начале ХХ века. Инициаторами установки  выступили армянские диаспоры Москвы и Республики Крым.

Установка памятника сопровождалась криминальными событиями. Ранее памятник стоял напротив дома Спендиарова. Потом бронзовый бюст украли, остался только постамент. Затем постамент отремонтировали и поставили около дома. Из базальта скульптор Оганес Завенович Есаян сделал  бюст — точную копию того бронзового.

На церемонии открытия с приветственным словом выступил президент общественного объединения «Джавахкская диаспора России» Агаси Арабян.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

 

«Уважаемые друзья!
Дорогие крымчане и гости!

В этот знаменательный день мы открываем памятник всемирно известному  музыканту, композитору и дирижеру, великому сыну армянского народа  Спендиарову Александру Афанасьевичу, большую часть своей жизни прожившему в Симферополе, Ялте и Судаке. Делая акцент на его армянском происхождении, мы отдаем себе отчет, что его гений по праву одинаково принадлежит также и русской, и украинской культуре, которыми он пропитался, живя бок о бок с представителями двух народов.

Достойный ученик Кленовского и Римского-Корсакова, Спендиаров продолжил музыкальные традиции, заложенные великими предшественниками; он вырастил не одно поколение талантливых музыкантов, среди которых и Арам Ильич Хачатурян.

Добропорядочный, интеллигентный Спендиаров с честью перенес испытания, выпавшие в тот период на долю крымчан. Гражданская война, голод и холод не смогли разрушить в нем личность высокодуховного человека. Он держался сам и всеми силами поддерживал окружающих, о чем впоследствии с благодарностью вспоминали крымчане.

Воспитанный на принципах гуманизма и любви, Александр Афанасьевич получал вдохновение и вкладывал в основу своих  произведений мотивы окружающих его народов. С большим удовольствием мы слушаем его величайшие произведения русской тематики: квартет на слова А.С. Пушкина “Птичка Божия”, “Концертный вальс” и квартет “Ветка Палестины” на стихи М. Лермонтова, элегию “Несжатая полоса” на стихи Н. Некрасова, “Эдельвейс” и “Рыбак и фея” по мотивам М. Горького и многие другие.

Не менее прекрасен и украинский альбом Спендиарова, жемчужиной которого стали мелодичная “Украинская сюита” и “Заповіт” (“Завещание”), написанная композитором по мотивам величайшего классика украинской литературы Тараса Григорьевича Шевченко.

Спендиаров внес существенный вклад в развитие крымско-татарского творчества, записав, обработав и сохранив множество народных песен этого талантливого народа. Народные крымско-татарские мотивы использованы Спендиаровым в одном из лучших его произведений для оркестра — “Крымские эскизы”.

Ну, и, конечно, невозможно обойти в его творчестве армянскую тематику. К армянской культуре и искусству Спендиаров был приобщен в семье. Но не менее важную роль в его национальном становлении сыграли последующие контакты с соотечественниками, в том числе, и представителями  московской армянской интеллигенцией в период его обучения на юридическом факультете в Московском госуниверситете. Марина Спендиарова в своей книге об Александре Афанасьевиче писала: «Во время встреч в кругу московских армян Спендиаров рассуждал об Армении как ровеснице Ассирии и Вавилона, о древней культуре и о трагической судьбе армян. Трудиться на пользу народа, веками страдавшего под гнетом иноземцев, пробуждать в нем Духовные силы, помогать его возрождению становилось главным делом жизни Александра Спендиарова и его брата, также обучавшегося в Москве. Саша обрабатывал армянские песни, услышанные им у соотечественников, разучивал их с московской, а потом и симферопольской армянской молодежью. Изучал армянский язык, читал  армянские газеты… Окрепшие духом, братья писали отцу: “Теперь мы такие армяне, что только держись!”.

Как и все армянские патриоты, Александр Афанасьевич не остался безучастным к трагедии своего народа, подвергшегося Геноциду на своей исконной земле — Западной Армении. Подталкиваемый обуревавшими его чувствами, он стал искать встреч с армянской творческой интеллигенцией. В этот период по мотивам романа Xачатура Абовяна «Раны Армении» Спендиаров сочинил героическую песнь “Туда, туда, на поле чести”. Мотив Геноцида армян он воплотил в арии для баритона с оркестром «К Армении».

В 1916 году в Тифлисе близкий товарищ Спендиарова — армянский живописец-пейзажист, график и театральный художник Мартирос Сарьян,  познакомил его с писателем Ованесом Туманяном. Именно там между двумя великими классиками армянской литературы и музыки была достигнута договоренность о том, что Спендиаров напишет оперу по мотивам поэмы О. Туманяна “Взятие Тмакаберда”. Сегодня это величайшее произведение Спендиарова известно во всем мире как классическое — под названием “Алмаст”.

За столь короткое время не представляется возможным перечислить все выдающиеся произведения Спендиарова, относящиеся к армянской тематике. Однако еще об одном из них не возможно не вспомнить — знаменитые “Ереванские этюды”, почитаемые и исполняемые ведущими оркестрами мира.

Любовь к Родине предков подвигла величайшего композитора переехать в 1924 году в Ереван, где он до конца своих дней возглавлял музыкальную жизнь Армении. Труд Спендиарова по достоинству был оценен на Родине — в 1926 г. ему было присвоено почетное звание народный артист Армении. Имя А.А. Спендиарова присвоено Армянскому академическому  театру оперы и балета, а на территории театра ему возведен памятник.  Первая музыкальная школа в Ереване, одна из центральных улиц столицы ноцит имя Александра Спендиаряна. 1967г. в Ереване был открыт Дом-музей композитора, который ведет широкую культурную и научную деятельность, осуществляет сохранение и популяризацию творческого наследия великого армянского композитора.

Благодарная память крымчан также не забыла великого композитора. Улицы имени Спендиарова есть в Ялте и Судаке. Имя талантливого музыкального деятеля присвоено ялтинской музыкальной школе. В 1971 году в Ялте на постаменте было установлено бронзовое изображение  Спендиарова, однако, ввиду определенных обстоятельств, этот памятник был утрачен.

Восполняя эту утрату, армянская община Москвы, не желая оставаться  безучастной к памяти своего великого соотечественника, выступила с инициативой возведения нового памятника Александру Афанасьевичу Спендиарову. В этой связи, позвольте поблагодарить руководство полуострова и Ялты за проявленное взаимопонимание и оказанную поддержку.

В завершении хотелось бы зачитать слова великого советского армянского художника Мартироса Сарьяна, сказанные им о своем друге“… Смерть рано унесла его от нас, не дав осуществиться всем замыслам. Вся Армения с ее величавыми памятниками старины и чертами нового должна была отразиться в задуманных им произведениях. Александр Афанасьевич Спендиаров оставил о себе поистине светлую память. Пусть она останется поколениям.»»

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


  • Лариса Медведева

    Замечательны инициатива и ее претворение в жизнь, очень содержательно выступление — квинт-эссенция его творческой биографии. Уверена, что данное выступление было одним из лучших, если не самым лучшим. Спасибо вам дорогие спонсоры, администрация и организаторы!

  • Мартиросян Ваган

    В соцсетях украинские пользователи распростнили информацию, что эти люди (в основном московские армяне-организаторы) которые без разрешения официальных властей Украины посетили Крым, а тем более провели на ее территории строительные работы, будут внесены в так называемый «черный список». Это просто уму не постежимо! Украина декларирует себя как европейская страна, а на самом деле применяет методы отсталых, неразвитых стран. Крымчане провели референдум и практически 100% населения Крыма изъявило желание вернуться и жить в составе России. Причем тут армяне? Эти московские армяне как и в основном все армяне мира, они строят, воссоздают и преукрашают места своего проживания. В данном случае они установили памятник который был варварски разрушен и заброшен. Разве за это можно их вносить в этот «черный список» Украины? Считаю армяне Крыма и вообще армянская Диаспора должна заступиться за этих людей которые посетили Ялту, организовали и восстановили памятник известному композитору мирового значения.

Top