online

Светлана Гофман. По прочтении поэзии О.Мандельштама

Ответственный редактор Леонид Гофман

«Запечатление в акварель»
Светлана Гофман

Светлана Гофман

Мастеру достаточно пары верно подобранных, будто код к замку, слов для сохранения и запечатления живущего лишь в его воображении мира символов с собственными законами. Считав код, художник вглядывается в этот мир и воплощает рожденные и преломленные уже в его воображении образы на бумаге.

Говоря о цикле акварельных работ Светланы Гофман, навеянных поэзией Осипа Мандельштама, видится именно такое взаимодействие Художника и Поэта. Термин «иллюстрация» становится здесь малоприменимым.

Используемая техника «запечатления в акварель» словно являет собой аналогию аккуратной точности использования Мастером столь тесного для объемности мысли Слова, становящегося будто бы живым существом. Слова, вырастающего в Образ.

.
Б.Титов, Г.Виноградова
________________________
Когда два слова вызывают образ

Ничто так (если не говорить о Библейских текстах) не заставляет трудиться комментатора, как поэзия Мандельштама.

Филологи-мандельштамоведы предлагают каждый своё прочтение, считая его единственно верным. Но есть и такие, кто утверждает право на многозначность, потому что это заложено самой многослойной формой мандельштамовского стиха. Мысль объёмна, а словам здесь воистину тесно. Два-три слова – и уже готов образ: «полицейский стакан чая», «мастерица виноватых взоров», «знакомый… до детских припухших желёз» и мн. другое (цитировать можно бесконечно).

Два слова – и возникает живущий в каждом отдельном читателе его (читателя) собственный образ.

Стихи Мандельштама — всегда реакция на конкретное жизненное событие,  переживание.  Он всегда живописует то, чему был свидетелем. Толчком ко всему был возникший в воображении поэта первоначальный и непосредственно отражающий реальность образ.  Повторить этот образ невозможно, — у каждого читателя он свой.  И если ты не художник, то этим своим виденьем ты не можешь ни с кем поделиться.

А если художник?

Тогда подкрашенная водичка непонятным и чудесным образом течёт и ложится на бумагу точно так, как это требует твоё предвиденье.  И это ли не чудо!? Это тот образ, который возник у тебя по прочтению великих стихов, и этим своим виденьем ты уже можешь поделиться с другом.

Леонид Гофман

Ахматовой. "В пол-оборота, о печаль, На равнодушных поглядела."..(Мандельштам) - Бумага, акварель.

Ахматовой. «В пол-оборота, о печаль, /На равнодушных поглядела.»..(Мандельштам) — Бумага, акварель.

"Как черный ангел на снегу, Ты показалась мне сегодня.."(Мандельштам А.Ахматовой) - Бумага, акварель.

«Как черный ангел на снегу, /Ты показалась мне сегодня..»(Мандельштам А.Ахматовой) — Бумага, акварель.

"Дождик ласковый, мелкий и тонкий"..(Мандельштам) - Бумага, акварель.

«Дождик ласковый, мелкий и тонкий»..(Мандельштам) — Бумага, акварель.

Из цикла Армения. "И, крови моей не волнуя,/ Как детский рисунок просты,/ Здесь жены проходят, даруя/ От львиной своей красоты."(Мандельштам) - Бумага. акварель, гуашь.

Из цикла Армения. «И, крови моей не волнуя,/ Как детский рисунок просты,/ Здесь жены проходят, даруя/ От львиной своей красоты.»(Мандельштам) — Бумага. акварель, гуашь.

"На перламутровый челнок/Натягивая шелка нити,/О пальцы гибкие, начните Очаровательный урок!"...(Мандельштам) - Бумага, акварель, карандаш.

«На перламутровый челнок/Натягивая шелка нити,/О пальцы гибкие, начните/Очаровательный урок!»…(Мандельштам) — Бумага, акварель, карандаш.

"...Чтоб смолою соната джина/Проступила из позвонков,/Нюренбергская есть пружина,/Выпрямляющая мертвецов."(Мандельштам Г.Нейгаузу) - Бумага, акварель, карандаш.

«…Чтоб смолою соната джина/Проступила из позвонков,/Нюренбергская есть пружина,/Выпрямляющая мертвецов.»(Мандельштам Г.Нейгаузу) — Бумага, акварель, карандаш.

"Дано мне тело — что мне делать с ним,/Таким единым и таким моим?..."(Мандельштам) - Бумага, акварель.

«Дано мне тело — что мне делать с ним,/Таким единым и таким моим?…»(Мандельштам) — Бумага, акварель.

"К пустой земле невольно припадая,/Неравномерной сладкою походкой..."(Мандельштам к Наталье Штемпель) - Бумага, акварель.

«К пустой земле невольно припадая,/Неравномерной сладкою походкой…»(Мандельштам к Наталье Штемпель) — Бумага, акварель.

"Нежнее нежного/Лицо твоё,/Белее белого/Твоя рука.."(Мандельштам М.Цветаевой) -бумага, акварель.

«Нежнее нежного/Лицо твоё,/Белее белого/Твоя рука..»(Мандельштам М.Цветаевой) -бумага, акварель.

"Жил Александр Герцевич,/Еврейский музыкант,-/Он Шуберта наверчивал,/Как чистый бриллиант..."(Мандельштам) - Бумага, акварель.

«Жил Александр Герцевич,/Еврейский музыкант,-/Он Шуберта наверчивал,/Как чистый бриллиант…»(Мандельштам) — Бумага, акварель.

"Я наравне с другими/ Хочу тебе служить.."( Осип Мандельштам Ольге Арбениной)-бумага, акварель

«Я наравне с другими/ Хочу тебе служить..»( Осип Мандельштам Ольге Арбениной)-бумага, акварель

Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови своей..."(Мандельштам)- бумага, акварель, карандаш.

Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови своей…»(Мандельштам)- бумага, акварель, карандаш.

"Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,/До прожилок, до детских припухлых желёз..." - бумага, акварель, гуашь.

«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,/До прожилок, до детских припухлых желёз…» — бумага, акварель, гуашь.

"Мы живем под собою не чуя страны,..."(Мандельштам) - бумага, акварель, гуашь.

«Мы живем под собою не чуя страны,…»(Мандельштам) — бумага, акварель, гуашь.

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top