online

Смотрите, кто пришел!

ПРАЗДНИКИ

«Наша Среда online» — Уже совсем скоро мы попрощаемся и с 2017 годом. Поблагодарим его за то, что он был в нашей жизни, и отпустим его в прошлое. А сами вступим в 2018-й. Сей процесс неизбежен и необратим, как сама жизнь.

О традиционном символе проводов Старого года и встречи Нового знают, думается, все от мала до велика. Ведь речь идёт о Деде Морозе, который властвует над зимой и, так сказать, творит новогодний промоушен. Таких Дедов, занятых этим важным делом, целая бригада. Трудится она усердно, принося радость всем – даже тем, кто, в силу политической конъюнктуры или должностных перемещений, перестал верить в этих зимних волшебников.

Несмотря на свой неофициальный статус – а может, как раз благодаря ему,- Деды Морозы на финише календарного года лихо врываются в наше повседневье, и мы становимся перед фактом: год-то уже уходит… Под Новый год так хочется надеяться, что заветные желания наконец-то исполнятся. А кто не просто ждет, тот берет ручку и бумагу и пишет самое искреннее послание Деду Морозу.

Например:

“Дорогой Дед Мороз! Очень хочу дрель. Вести себя буду хорошо” (повезло семье с соседями, видать)

“Дорогой Дедушка Мороз! Подари мне хоть немного адекватности. Честное слово, очень надо. И сделай, пожалуйста, так, чтобы либо в сутках было на пару часов больше, либо чтобы я умела высыпаться за 3 часа”

“Дед Мороз, подключи маме стиральную машинку, а то она устала стирать сама!”

“Подари мне, пожалуйста, конструктор Lego City “Болотная полиция”, папе – крепкие нервы, маме – дочку, бабушке – здоровья”

Очень хочется верить в доброе волшебство. Хотя бы раз в году. Даже когда вы уже добрались до той возрастной ступеньки, когда Дед Мороз – это вы сами…

 

“Мы делаем одно дело, каждый – по-своему”

Как уже было отмечено, Дедов Морозов набирается неслабая команда. Практически у каждого народа, даже у тех, в жизни которых зима присутствует чисто номинально, имеется добрый волшебник, приходящий к детям с подарками в дни смены календарного «караула». Не является в этом плане исключением и постсоветское пространство. Бывшие союзные республики могут похвастаться своими морозными дедами, у каждого из которых – своя фишка. И интерес к ним проявляется очень даже немалый.

По традиции, главный ежегодный «слёт» СНГ-овских Морозов имеет место в городе Великий Устюг Вологодской области РФ 18 ноября – в день рождения главного российского Деда Мороза. В этом славном городе располагается его резиденция, где он и встречает коллег со всей России и стран Содружества, а также многочисленных туристов, зажигает огни на первой новогодней ёлке в России. А уже потом, посовещавшись и обменявшись опытом, Деды приступают к делу на, так сказать, подконтрольных им территориях.

А кто же из них нынче самый популярный? Заинтересовавшись таким вопросом, российское аналитическое агентство ТурСтат решило внести ясность в тему и составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в странах СНГ на зиму 2017-2018 гг. Рейтинг подсчитывался на основании данных, полученных в ходе анализа популярности посещений туристами резиденций Дедов Морозов.

В результате выяснилось, что в лидирующую группу Дедов Морозов, популярных у туристов в странах СНГ, входят: Дзед Мароз (Беларусь), Аяз Ата (Казахстан), Шахта Баба (Азербайджан), Каханд Папи (Армения) и Корбобо (Узбекистан). В такой очерёдности они и расположились в итоговой топ-пятерке.

Белорусский Дзед Мароз, имя которому – Зюзя, и его внучка Снягурка встречают гостей в своей усадьбе на территории национального парка “Беловежская пуща”. Его резиденция основана в 2003 году, а в 2013-м Дзед Мароз уже принял миллионного гостя. Зюзя – издревле почитаемое белорусами божество мороза и холода. Считается прадедом хрестоматийного Деда Мороза. Однако глядит молодцом, назвать его немощным старичком язык не повернется. В поместье Дзеда Мароза расположены его дом с тронным залом, терем Снягурки, скарбница – сокровищница для хранения детских писем, рисунков и подарков (каковые Зюзя справедливо считает великими ценностями), волшебная мельница для размалывания плохих поступков в пыль, поляна “Двенадцать месяцев”, живая новогодняя ёлка высотой аж 40 с половиною метров, аллея знаков Восточного календаря, мастерская Матушки Зимы, музей ледяного быта, а также “Хата Деда Мороза”, где гостей потчуют блюдами белорусской кухни.

Дзед Мароз держится с подобающим властелину зимы достоинством, цену себе знает, и шапку ни перед кем не ломает. Его родичи – лесной дед Гаюн, лесные хозяйки Гаевки и Зазолки, а еще Полевик, Лозник, Боломутень, Водяник. А главная помощница — тетка Завея, с которой вместе трудятся: Зюзя морозит, а она снежным одеялом укрывает. «Думаю, у меня нет конкурентов,- говорит Дзед Мароз.- Ведь все зимние персонажи –друзья: мы делаем одно дело, но каждый по-своему. Потому и конкуренции быть не может».

 

Успеть ко всем

Казахский Дед Мороз – Аяз Ата (в переводе – что-то вроде “Морозного Деда”), занявший второе место, встречает гостей вместе с внучкой Аӄшакар. Его резиденция находится в 12 км от курортного поселка Бурабай (Боровое). Однако вполне вероятно, что вскоре он справит новоселье: по имеющимся сведениям, для Аяз Аты готовится новая резиденция – неподалёку от горнолыжного курорта Нуртау. Сани, на которых передвигаются Аяз Ата и Аӄшакар, оснащены, наверное, по последнему слову техники, иначе за одну ночь им вряд ли удалось бы объехать всех и поздравить, произнеся заветное: «Жаңа жылыңызбен!» (по-казахски: “С Новым годом!”)

Споры о происхождении Аяз Аты не утихают до сих пор. Одни полагают, что он возник как результат влияния западной культуры: много веков традиции празднования Нового года в зимнее время у казахов не было, поскольку они отмечали этот праздник (у них называется Наурыз) в марте, как по сей день принято у тюркских народов. По другой версии, прототипом Аяз Аты считается легендарный тюркский поэт-песенник и композитор Коркыт, живший в IX веке – акын, сказитель, философ, покровитель поэтов и музыкантов, создатель струнно-смычкового музыкального инструмента кобыз. Говорят, что, мучимый мыслями о бренности мира и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт в конце концов удалился в сырдарьинские степи. Там ему, видимо, удалось достичь цели, и он воплотился в теперь уже бессмертного Аяз Ату.

Кстати, острые на язык завистники, учитывая трескучие морозы, свирепствующие зимой на казахских просторах, язвительно величают казахского Деда Мороза «Колотун-Бабай». Решительно отвергаем эту порочащую инсинуацию!

 

Голубой волшебник

Третьим стал любимец азербайджанской детворы (и не только, наверное, детворы) — Шахтȧ Бабȧ («Морозный дедушка»). Он встречает гостей вместе с внучкой Гар-гызы (“Снежная девочка”). Примечательная деталь: одеяние у азербайджанского Деда Мороза непременно голубого цвета. Во всем остальном, насколько удалось выяснить, он такой же добрый и веселый, как другие его собраться, так же любит детей, и дарит им подарки. С этой миссией Шахтȧ Бабȧ, как опять же удалось выяснить, наведывается и в соседний Дагестан.

 

Финиш – старт

А вот армянский Дед Мороз – Каханд Папи (“Новогодний Дед”), ставший в рейтинге “ТурСтата” четвертым, облачается в зеленые одежды. В его имени, кстати, нет упоминания о морозах – может, оттого, что зимы у нас преимущественно не такие суровые (хотя это еще как посмотреть), или наши предки предпочли не ассоциировать символ новогоднего веселья с мертвящим холодом. Зима, некоторым образом, запечатлена в имени его внучки Дзюнанушик (“Снежная Анушик”, или “Милоснежка”). А слово “каханд” по-армянски первоначально означало “первый день месяца”, впоследствии конкретизировавшись в “первый день Нового года”.

Армянского Деда Мороза тоже окружают сказочные существа: хлвлики – шумные и непоседливые бесенята и аралезы – крылатые собакоподобные духи. Сохранились некоторые выразительные имена хлвликов – Антес, Арег, Ани, Эра, Имастун (Умник), Пуш (Колючка), Чтптик (Лепетун), Парпар (Громыхало), Аспет Чармазан (Кавалер-Озорник), Азаран (Бесчисленный). По древнему поверью, аралезы способны оживлять мертвых воинов, зализывая их раны. Согласно одной из легенд, записанной прославленным историком V в. Мовсесом Хоренаци, аралезы так воскресили армянского царя Ара Прекрасного, который был смертельно ранен в сражении с войском влюбленной в него ассирийской царицы Шаммурамат (арм. Шамирам).

В советскую эпоху Каханд Папи как-то выпал из народного обихода: в те времена Новый год и в Армении праздновался с общепринятыми Дедом Морозом и Снегурочкой. В новейшей истории в этом аспекте произошли примечательные сдвиги. Нет, длиннобородого могутного старца в долгополом кафтане, с посохом и мешком подарков отменять никто не собирается. Однако сегодня на равных с ним действует и его армянский собрат, образ которого был воссоздан на основе национальных преданий. Впервые Каханд Папи предстал согражданами и гостями страны в конце декабря 2010 года – в рамках 4-го “Зимнего фестиваля”. С такой инициативой выступила армянская общественная организация “Каначастан”.

“Убежден, что Каханд Папи и сопровождающие его сказочные персонажи несут с собой важнейшие ценности – честность, доброту, готовность поделиться праздником. В чем, думается, нуждаются не только дети, но и все наше общество”,- подчеркивал тогда председатель ОО “Каначастан” Раффи Низиблян, констатируя “нехватку народных героев и потребность в них”.

Да здравствует радость!

Узбекского Деда Мороза, который занял пятое место, зовут Корбобо (“Снежный Дед”). Гостей он встречает вместе с внучкой Коргыз (“Снежная девочка”). По сравнению с распространенными образами Дедов Морозов Корбобо, наверное, выглядит несколько необычно, однако для Узбекистана очень даже традиционно: он одет в полосатый халат и тюбетейку праздничного красного цвета. Его верный помощник – ослик, навьюченный мешками с новогодними подарками, на котором Корбобо, в сопровождении внучки, ездит по городам и кишлакам. Среди его подарков неизменно присутствуют фрукты, потому что в Узбекистане их, наряду с традиционных национальных блюдами, принято ставить на новогодний стол. Обязательно подаётся арбуз, и чем спелее и слаще эта чудо-ягода – тем благополучнее будет наступающий год.

*             *          *          *          *          *          *

Такие вот Деды Морозы, в чем-то схожие друг с другом, в чем-то – совершенно разные. Как и придумавшие их народы. Палитра зимних волшебников многокрасочна даже на отдельно взятом постсоветском пространстве. Ведь, помимо вышеупомянутых Дедов Морозов, есть и другие колоритные фигуры, хотя и не попавшие на сей раз на верхние строчки топ-рейтинга. Например, молдавский Мош Крэчун – крепенький мужичок в огромной шапке-кушме, бордовом меховом халате и кожаных постолах, разносящий детям подарки в национальной двойной сумке наподобие хурджина. Или грузинский Товлис Бабуа – уроженец, как гласит легенда, села Ушгули, что в горах Сванетии. Или бурятский Сагаан Убугун (“Белый Старец”) – покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Немного раздвинув постсоветские рамки, укажем на ирландского Деда Мороза, имя которому – Даиди на Ноллайг. Он носит длинную зелёную шубу (святое дело: в Ирландии все в зелёном ходят), на голове вместо шапки – венок. А посох Даиди украшает связка трав: как напоминание природе, чтобы весной снова проснулась. А поскольку Дед Мороз – он и в Африке Дед Мороз, то в ходу такой персонаж и там. Например, в Бурунди; тамошние католики называют его Санта-Христиан. А проживает он по довольно экзотическому, но вполне объяснимому адресу – на вершине горы Килиманджаро, ибо только там в Африке постоянно есть снег.

Впрочем, имя в данном случае, наверное, не суть важно. Главнее другое – чтобы своего Деда Мороза дождались в каждом доме, где живёт вера в ежегодное чудо добра, надежды и обновления!

А напоследок автор хотел бы предложить любезному читателю своё стихотворное посвящение Деду Морозу:

Друзья! В заботах и делах
Постойте-ка на миг
И вспомните — в снегах и льдах
Живёт седой старик.

А впрочем, вовсе не старик,
Хоть бородищей сед.
Он вечно юный озорник
И всех детей сосед.

Мы ждали в Новый Год его
С подарками для всех.
И верили — приедет он,
И верили в успех…

Немало лет с тех пор прошло,
Но это доброе тепло
Я чувствую всегда,
Когда декабрь настаёт,

И ближе, ближе Новый Год.
И к чёрту холода!
С тобой морозы не страшны.
Хоть сам ты — Дед Мороз.

Ты тихо входишь в наши сны,
Чтоб спали мы без слёз.
Как было б грустно без тебя, Весёлый, добрый дед!
Шлем поздравления, любя:
«Живи всегда БЕЗ БЕД!»

 

АШОТ ГАРЕГИНЯН

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top