online

«Сил небесных дар и данник…»

Развёрнутый отклик на стихи разных лет Сэды Вермишевой, опубликованных на сайте «Российский писатель»[1]

 

Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

С.Есенин [2]

 

seda_vermisheva2Была бы я москвичкой! Или хотя бы жила в России!

Обязательно уже давно   лично познакомилась   и  низко поклонилась  бы ей в ноги. В знак благодарности за жизнь её, за   созидающее  мир творческое слово,   за её «вдохновенную любовь кочевую» к Родине!

Что же  за время такое  настало,  когда «ново все./ И все обидно./
Ничего вдали не видно…», и ни уехать, ни приехать  отсюда  в Москву без проблем уже нельзя?!.

Но есть интернет, есть   достойные  светлые  литературные   сайты, которые знакомят и  сближают  наши души, крепят  духовное  родство, данное  нам   многовековой историей и культурой.

Именно  на одном из них, —  на сайте «Российского писателя», — я, к счастью,  оказалась в живописном и стремительном мире  творчества многих  современных истинных мастеров слова.

И здесь же  впервые познакомилась с   поэзией и публицистикой    Сэды  Константиновны  Вермишевой.

В комментариях  к её  публикациям  могла сказать многое, только всего в них  не выразишь.

Помнится,  при обсуждении одного из моих материалов, касающихся трагической   обстановки на Украине,  она одна из первых предложила содействие, пригласив в Москву хотя  бы временно  переждать эту  накатившуюся на мирных украинских граждан  волну мракобесия и  вражды.

Я   как-то  зримо увидела и ощутила протянутую ею  руку помощи , мысленно пожав и благодарно  приложив к сердцу.

Вот и сейчас в очередной раз у Сэды Вермишевой  вышла новая книга её замечательной поэзии,  состоялась  презентация, и  многие коллеги воочию чествовали поэтессу; выражали своё восхищение  и в комментариях  к  опубликованному на сайте  репортажу об этом событии.

Быть бы среди них  и моему, но   слова  в отзыве  известного философа   Б.Д.Басманова о «запланированном непрочтении  на сиротеющей скале российского литературоведения»  творческого почерка  Сэды Вермишевой, которая думает на армянском, а пишет на русском языке,    побудили меня написать эти заметки.(Справедливости ради, надо сказать, что  о творчестве С.Вермишевой  в последние годы  профессионально писали  видные писатели и литературоведы  Н.И.Дорошенко,  Г.И.Блехман,  Н.А. Кузнецова и др… [3] ).

Я, конечно,  новый человек на   упомянутой  «скале».

Но, по-моему,  для «непрочтённой …клинописи» Сэды Вермишевой   это не  столь существенно. Важна искренность и объективность, то есть  аура истины и правды.  Ведь  поэтессе  «…так хочется истины сердцу…/ Но тысяча правд у меня./ И каждая хочет согреться,/ Озябнув,/ Присесть у огня…».

Надеюсь, что  и мои  строки   принесут    простое человеческое  тепло.  Поэтесса его заслужила. Ибо она , как и другие талантливые поэты,- прихожанка   высокого  духовного алтаря, право служения которому, видать,  определено  ей свыше, не иначе.

В связи с  отмеченной  ранее  обеспокоенностью Б.Д.Басманова     приходят на ум ещё и эти  рассуждения  В.Г.Белинского:

«Я хочу сказать, что художник по призванию есть всегда предмет, достойный внимания нашего, на какой бы ступени художественного совершенства ни стоял он, как бы ни было невелико его творческое дарование. Если он точно художник, если точно природа помазала его при рождении на служение искусству, если он только не дерзкий самозванец, непосвященно и самовольно присвоивший себе право служения божеству, — то, говорю я, не пройдем мимо его с холодным невниманием, но остановимся перед ним и посмотрим на него испытующим взором: может быть, на его челе подглядим мы печать высокой думы, которая не для всех заметна; может быть, в его очах мы уловим этот луч вдохновения, который всегда бывает гостем небесным; может быть, его уста выскажут нам какую-нибудь святую тайну, взволнуют нашу грудь каким-нибудь сладким, хотя и тихим чувством…». [4]

 

*

Понимаю, что не каждое слово  литературоведа или критика, да и  просто читателя, желанное для автора,  ведь формальное, заискивающее, – только уродует тонкое общение душ.

Что ж, постараюсь найти  то слово «беспричинной любви», которое укажет на несомненные причины  поклонения таланту Сэды Вермишевой.

Искренней  выстраданностью  веет от каждой  её  поэтической строки , словно  видишь  чье-то  щемящее  сердце.

Такого овладения темой, такой мощи духовного  дыхания, такой меткости слова и выверенности  мысли  я давно   не наблюдала   у  многих  современных поэтов.

Для поэтессы нет ничего второстепенного, за всем, о чём она пишет, раскрывается ширь,   ощущается  постоянное горение  гражданственности  и  патриотического  долга.

Сохранить Россию
Боже,
Помоги!..
Чтобы небо — синее,
Тропы в даль —
Легки.
Горе черным вороном
Не клевало глаз…
Помоги нам,
Господи!
Хоть в последний
Раз…
Силой  художественной   поэтической кисти  поэтесса рисует мироздание и себя в нём. Зримо вижу эту картину. И пишет её  чисто и безупречно, исходя из своих поистине энциклопедических знаний  и  накопленного жизненного опыта.

Любовь к  России, равно, как и к Армении, у неё  настолько органична, как уток в любой ткани,-  всё припасовано, прижато, взаимно  связано, что понимаешь:  не оторвать от сердца никак. Живёт, как говорил Владимир Маяковский, «кровью сердца дорогу радуя».[5]

*

Сэда Вермишева   прежде всего —  истинный философ в своей поэзии.   По всему видно: мудрости ей не занимать.

Философская лирика   поэтессы  пропитана  «сил небесных даром»    самобытного  видения мира, закономерностей его развития, той оригинальностью абстрактного  мышления, которая за отдельным  явлением  видит  тенденцию, и за общей картиной – частный факт. Потому-то она и «данник»  всего, что ей  уготовано творческой судьбой.

Поэтические сборники Сэды Вермишевой – это, по существу,   философское обоснование человеческой жизни  с её  извилинами, возвышениями и падениями,  художественное  проникновение   во все её важные пласты.

Её дар   невидимо   вбуравливается  корнями в глубь жизни,  сливается с нею и  заставляет  нас  жить.

У неё всё  из жизни — и в жизнь. Именно жизнь господствует  в  её  стихах, жизнь – трудная  и нежная, бушующая, как шторм, и затихающая, как вечерние сумерки.  Она многолика, светла по природе и черна по человеческой  прыти эгоизма. Этакое  вечное иго добра и зла.

И, приглашение  читателя к собеседованию  у неё связано не только с восхищением, но и  с  болью   об описываемом  явлении или предмете, с его красотой и уродливостью,  объективной реальностью и  её антиподами.

Неправомерно  утверждать, что поэзия С. Вермишевой   сплошь и рядом дышит   восторгом, приглашает нас  на  беззаботные качели времяпрепровождения, нет.

В ней слышатся  многолетние, явные и скрываемые  в сердце,  раскаты тревоги за судьбы людей и Отечества – «Что отвечу я вам./ Дом, / Отечество, / Вечность?».

На крюк Россию взяли,
Как тучного быка.
Распяли и разъяли,
А прежде шкуру сняли, —
Кромсает нож бока.

Кому Норильск с Чукоткой,
Кому Тюмень и лес?…

А кровь все хлещет глоткой,
Рекой течет с небес, —

Народ овечкой кроткой
Идет в чужой замес.

Эти строки  чеканны  и выразительны,  предупредительны, но не  безысходны…

В них нет мягкости и разнеженности, и  все переживания и боли сопряжены с   подстрочной  думой о   будущем.

В этом и  проявляется  особый   вермишевский непрерывный интеллектуальный опыт  правдивого изображения жизни.

Она не занимается  её «отделкой»,  причёсыванием порой непроходимого в своей уродливости рельефа, не пишет   в угоду   толпе. Вся её поэзия – неисчерпаемый родник интеллекта, поэтического чутья высшей пробы.

*

Поэтессу  пугает безличность множества. Хотя изначально любой  зародыш безличен, скажете вы. Да, всякое семя лишено  образа, а между тем, именно  оно  и  таит в себе возможность нового  воплощения,  появления новой личности.  И все мы, утверждает поэтесса,  дети этого вечного  «гончарного круга».

Кто ты, и кто я?
И в чем здесь корысть?
Такая проходит сквозь сны мои
Мысль.
Но нет в ней резона,
И нет к ней ответа…

Христианское верование поэтессы не  лишено  радости сердца,  живущего   изобилием чувств. Ведь в мире —  одно Солнце,  один Свет  для  всех,  разливающийся по земному шару соответственно всеобщему закону Вселенной. Сэда Вермишева не отделяет от него  Россию и видит её в этих лучах.

» Мне нужно истин свет/ Для Родины добыть,/ А не из нор глухих/ О них судачить… Мне воздухом Отчизны/Нужно/Стать», — пишет она. И ты его ощущаешь, дышишь им, видишь  человека,  который «не запихивает в рукав свои крылья», а, наоборот, оживляет русским словом  многовековую славу Отечества.

Вместо  формальной  фиксации явлений и сцен бытия, случайного, мгновенного настроения у Сэды Вермишевой   сформирована в стихах своя   философско- религиозная   концепция.

Много стихотворений, написанных в разное время, окрашены именно религиозным светом.  «Боже, / Отчего бы тебе не укорачивать жизнь/ Подлецам?…/ Отчего бы тебе вечность/ Не дарить тем,/
Чья душа — две горсти света,/ В ночи безвременья — / Надежда,/ Лампада…/ Но они умирают…».

Как много сомнения, смятения души… Безбожно это?
Однако… однако,   поэтесса  делает  Божье дело, поскольку заставляет читателя задуматься над тем, как устроен этот мир,  зачем человек пришёл в  него, в какой ипостаси, чему призван служить: добру или злу, исповедовать истину или ложь?

А истина кочует,
Идет Бог весть куда,-
То здесь переночует,
То канет без следа.
И мне за нею следом,
По той же колее,
Между землей и небом
Идти,
Плутать
Во тьме…

 

Это глубоко нравственное вопрошание мира пронизывает  всю её поэзию.

Кто я?
В пустыне затерянный камень?
Кто я —
Осколок и черепок
Прошлых миров?
Отврати это знанье! —
Боже!
Я только жизни зеленый росток,
С ветром и солнцем согласно
Живущий,
Звезд отраженья принявший во тьме…
Я -твое имя,
И отзвук твой сущий…

Звезды Вселенной
Кружатся
Во мне…

 

При этом  талант и чувства стихотворца, словно руки пианиста,   виртуозно  извлекают  из    пространственной  глубины  реальности  полные страсти  могущественные аккорды  жизненных мелодий – «Я — завязь живая/  Грядущих основ,/ Несущая силу и слово истока…».

Именно поэтому  философское поэтическое дерево Сэды Вермишевой  с годами не увядает, растёт, множится ( 18 книг!), ветвится, цветёт и приносит плоды, привлекая взоры новых  читателей и поклонников.

На этом дереве необычно  всё:  и ствол — его  содержание, и «слова» — листья, и ритмический натиск их шелеста, и метафорический движущийся, постоянно меняющийся тематический и идейный   рисунок  кроны.

Будем надеяться,
Верить,
Молиться…
Истина Божья для нас
Возродится…
Крепить не канаты,
А с временем связь,-
Восходы, закаты,
Словесную вязь.

И лики святые
Проступят
Сквозь тьму,
И люди вернутся
К Христу своему.

В этих строках ощущается невидимый синтез христианства с  красотой поэтического  слова, сквозит какая-то тихая, сдержанная грусть и страстное искание чего-то,  надежда…     «В сердце убей ожиданье чего-то, / А чего — / Поди,/ Разбери…».

Мы находим  в стихах  поэтессы  поиски  ответов на всеобщие  вопросы  развития мира  и их постановку,- этот  вечный  остов познания. И это не просто звучный отголосок  многовековой философской думы, почерпнутых из неё  знаний, а идущий изнутри, пожалуй,  врождённый  зов  и талант провидца,  мыслителя.  Иначе, как  без этого можно озаботиться, к примеру, такой проблемой? –

…Наш век так стремительно движется
К познанью, к раскрытию
Тайн,
Но в этом движении мы —
Прямые линии,
А истина — это окружность,
И мы соприкасаемся с нею,
Чтобы тут же ее потерять…

Много волнующего и неизвестного встаёт перед  человеком, едва он касается этих вечных проблем. Возможно, и не стоит над ними задумываться, а  решать  свои прикладные сиюминутные задачи? Но отчего тогда испокон веков они волнуют человечество?!

 

У Сэды Вермишевой, как и у  нас,   многое  в этой области  вопросительное, непознанное, — целый  неведомый  материк.

…Слишком многого я не знаю,
Боже,
Чтобы судить о делах ,
О правах твоих,
О смыслах явлений,
Тайнах причин…
И,
Может быть,
Ты совсем не ответственен
За придуманный людьми тебе чин?
А может быть,
Ты истинную справедливость
Творишь,
Нарушая ее в частностях?..

Тут высота  сходится с глубиною: высота русского православного  сознания — с глубиной  русской религиозной стихии, которая зачастую сильнее  осознанной  веры в своём «долгожительстве».

*

Освобождаясь слегка из часто стеснительных рамок  синтаксиса, поэтесса   делает  это с  тактом и  умеренностью, и её стихи, тем не менее, всегда  «дисциплинированны», органичны. И  это  очень  ценно.

У неё  вы не встретите   «вялых» строк, всё говорится  с  творческой яростью,  образы рельефны, рисунок переживаний очерчён человечностью и сопричастностью как к горю, так и к радости.

И мы построим новый
Мир,
Мы – истины владыки.
И созиданье – наш кумир,
Его святые лики…

Звенят,
Как сотни тысяч лир,
Поют,
Веков стальные
Стыки…

В стихах поэтессы  нет  банальности, «ходульных» фраз, повторений в строке и интонации. Сплошная одержимая экспрессия. Отсутствуют  обветшалые  эпитеты, угнетение  мистикой,  даже в её  молитвах, обращениях  к Богу.

Связать в стога просторы,
Простором обладать,
Как мать своим ребенком,
Вскормить его,
Как мать.
Хранить его пещерой,
И льдами полюсов,
Неслыханной химерой,
Преданьями отцов…

И выйти на просторы,
На шалый свист дорог…
Где только ветер в поле,
Да небо,
Лес,
И Бог…

Авторскому стилю Сэды Вермишевой  присущ  стремительный  и зовущий слог,   свежая,  образность,  интонационно  обозначенные  словосочетания,  порой граничащие с  блоковской  манерой и  мелодикой.[6]

Бейте в колокол!
В набаты!
Сердце бедное —
Гори! —
Расхищают,
Грабят хваты
Шар земной
И алтари

Все на откуп, на потребу
Золотого их тельца.

Поклонись
Земле и небу!
В помощь призови
Творца! –
Чтоб рассеять злую стаю
Ядовитых черных змей…

Я молю!
Не стойте с краю
В трудный час земли
Своей….

Поэтесса находит неожиданные темы, раскрытие которых требует оригинальных, не застывших   образных систем, своей композиции, особой  мускулатуры поэтической  строки и энергичного синтаксиса.

*

Я безмерно счастлива, что смогла прикоснуться к этому  таланту, вместе с поэтессой  удивиться миру, его красоте,  задать вместе с автором    и  этот  красивый   созидающий вопрос:

Вы умирали когда-нибудь летом,
Лежа в высокой,
Зеленой
Траве?
Глаза закрывало вам солнечным
Светом?
Играли сверчки на волшебной
Трубе?
Птицы в зените над вами
Стенали,
Взмахами крыльев
Благословив?
Взглядом печальным
Цветы провожали,
В запахи тонкие вас
Обрядив?

Где- то поодаль плакали
Реки,
Камень точили,
Дробясь о скалу?
Плыл над полями сказочный
Реквием,
Сладко смешавши скорбь
И хвалу?
Синие ветры вас окликали
Голосом крови,
Просторов,
Глубин?

Вы умирали,
Вы уплывали,
Вы отрывались от всех
Пуповин?

*

Как же важно их держаться – истоков,  осознать, что «не просто уйти в поднебесье с креста…!».

Прежде —  его  надо достойно пронести по жизни, чему   нас учит   философское   поэтическое  творчество    Сэды Вермишевой.

 

СВЕТЛАНА ДЕМЧЕНКО

 

=====================================

О Сэде Вермишевой :

Сэда Константиновна Вермишева — поэт, публицист, ученый, общественный деятель. Член Союза Писателей СССР с 1974 года., Председатель российского культурно-исторического общества им. Грибоедова, Сопредседатель Московского общества дружбы с Арменией, Сопредседатель русскоязычной секции СП Армении, член Правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Правления Союза Армян России. Родилась в г. Тбилиси. Детство прошло в Москве. В годы Великой Отечественной войны отец в рядах Московского ополчения добровольцем ушел на фронт. Семья была эвакуирована в Тбилиси, затем в Ереван, где С. Вермишева закончила школу, а затем экономический факультет ереванского Госуниверситета и аспирантуру. Успешную научную, аналитическую, публицистическую и общественную деятельность С. Вермишева сочетает с напряженной творческой работой в литературе. Ею выпущено более 10 поэтических сборников.Стихи переводились на армянский, французский, словацкий, польский и английский языки. О ее творчестве высоко отзывались такие поэты как Николай Тихонов, Евгений Винокуров, Степан Щипачев, Владимир Цыбин, Дм. Молдавский, Сильва Капутикян, Всеволод Рождественский и др .Стихи публиковались в ж-лах «Дружба Народов» «Знамя», «Меценат и Мир», «Арагаст» «Литературная Армения» «Кольцо А»и др., В газетах «Российский Писатель» «Литературная газета», ‘Толос Армении», в альманахах /День Поэзии и др./в коллективных сборниках.О ее творчестве вышли исследования / Н.Пименова «Лица необщее выраженье», А. Араке «Дочь моего народа», сборник статей»Феномен Сэды Вермишевой’”/. За плодотворную литературную и общественную деятельность Сэда Вермишева удостоена множества государственных и литературных наград. В частности ей присуждена одна из самых высоких наград в области литературы и искусства Армении — медаль им. Нерсеса Шнорали, первая премия в области литературы за лучшее представление Армении в России, государственные награды Нагорно-Карабахской республики, медали им. Шолохова и Лермонтова, а также серебряный крест с бриллиантами Союза Армян России. Живет и работает в Москве и Ереване.
Источник : http://www.rospisatel.ru/seda%20vermisheva.htm

Литература:

1.Сэда Вермишева. Из новых стихов. http://www.rospisatel.ru/vermisheva-novoje4.htm    ; Вермишева Сэда Константиновна.  http://www.rospisatel.ru/seda%20vermisheva.htm  ; Сэда Вермишева. Стихи разных лет.  http://www.rospisatel.ru/vermisheva-prl.htm  Прим.:все  тексты стихов  даны по этим публикациям.
2. Есенин С.А.  Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им.  А. М. Горького РАН. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.
3. Н.Дорошенко. Сэда. http://www.rospisatel.ru/doroshenko-seda.htm  ; Г.Блехман.Я из прошлого величья… http://www.rospisatel.ru/blehman-verm.htm ;Н. Кузнецова. Время пришло говорить… http://www.rospisatel.ru/kuznezova-vermisheva.htm
4. В. Г. Белинский. Стихотворения Кольцова. Собрание сочинений в трех томах. Т. I . Статьи и рецензии. 1834-1841 .ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948 . Под общей редакцией Ф. М. Головешченко.
5. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 томах. АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955-1961.
6. А.А. Блок. Собрание сочинений в 8 томах, Государственное издательство              художественной литературы, Москва, 1960-1963.

Источник: http://www.velykoross.ru/blogs/all/article_2377/

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top