online

Шуши: Нововыявленные исторические надписи

Шуши: нововыявленные исторические надписиПортал «Наша среда» начинает публикацию монографии Грачья Арутюняна «Шуши: нововыявленные исторические надписи», изданную в 2008 году в Степанакерте (издательство «Сона») по решению научного совета Управления по охране и изучению памятников истории и культуры НКР.

Благодарим автора за возможность публикации.

Слово автора

После издания в 2002 г. монографии «Шуши, нововыявленные надписи об истории города», которая состоит из 100 литографических надписей со своими комментариями, у меня стал углубляться интерес к этой работе, и какая-то «магнитная» сила потянула к прошлому города. Я стал изучать и записывать интересные и более важные надписи старых христианских кладбищ и архитектурных памятников, которые рассказывают о не столь далеком прошлом (18-19 вв..), о наших предках, а так же о властях, об образовании, различных профессиях, о торговле, о правоохранительных и военных структурах, о медицине, о мастерах по изготовлению оружия и пороха, о ювелирах и о других сферах жизни города.

Начиная с 1998 года изучаю архитектурные памятники города, все шесть армянских, одно русское, одно армяно-русское совместное и одно персидское кладбища, которые находятся за чертой города, кроме одного, расположенного юго-восточнее церкви Казачецоц. Многие плоские персидские надгробные плиты внешне похожи на армянские (одинаковые узоры и фигуры на углах).

Грачья Арутюнян

Грачья Арутюнян

Мною не изучены новое армянское и азербайджанское кладбища (последнее, по свидетельству дат, стало функционировать с половины 1900-х годов). Причиной, во-первых, является то, что на надгробных плитах последних кладбищ кроме инициалов, дат рождения и смерти интересующего меня, как исследователя, ничего нет, а во-вторых, решил изучить кладбища, дотированные до 1900 года. Исключение составляет одно кладбище, где похоронены армяне и русские, погибшие в 1905-06 годах в городе Шуши во время бессмысленного вооруженного столкновения армян и турок (татар, таджиков). Надписи данного кладбища свидетельствуют о зверствах, совершенных в отношении армянских детей, девушек, женщин и стариков во время вооруженного конфликта. Об этом конкретно будет отмечено соответствующими надписями, когда будут описаны (охарактеризованы) все кладбища с указанием мест расположения, занимаемой территории и т.д.

Только на месте армянских кладбищ сохранилось 32786 надгробных плит, большинство которых перевернуты, разбиты. Имеются даже плиты и со стертыми надписями. Множество надгробных плит еле заметны под завалами. Постороннему человеку, оказавшемуся здесь, на первый взгляд может показаться, что эти кладбища пострадали от землетрясения. Читатель может задать вопрос: «А почему в книге отражены чуть более тысячи надписей из огромного количества надгробных плит?» Отвечу, что считал целесообразным охватить все династии города, переписать и положить на стол читателю только более важные, т.е. представляющие интерес и дающие подробные сведения, а не пофамильный список.

Думаю, мои слова подтвердит всякий, кто хоть раз побывал на территории одного из старых кладбищ города Шуши, если скажу, что все старые армяно-русские кладбища похожи на некрополь (город усопших). Да, город усопших, ибо представляют значительный интерес как в художественном отношении (по форме многих памятников), так и в историческом отношении, хотя большинство из них пострадало от людского невежества и кощунства. Особый тип памятников на шушинских христианских кладбищах представляют удлиненные четырехгранные пирамиды на пяти-шести тумбах общей высотой четыре метра, без намогильного креста с вырезными краями, величиной 80 см, которые были установлены на них. Мне удалось на кладбище погибших в 1905-06 годах полностью восстановить из шести кусков надгробие надорного советника Алексанбека Тер Гевондовича Этумянца, его жены и внука, общая высота которого составляет 4,8 метра. На некоторых плитах высечены углубления или чашечки для воды. Действительно некрополь, по другому и не назовешь…

Осмотр нынешнего состояния кладбищ позволяет говорить с уверенностью, что сохранившиеся более двух столетий надгробные плиты под влиянием природных явлений со временем будут разрушены, треснуты, а надписи-стерты (многие и ныне трудно читаются, а некоторые вообще невозможно читать). И наконец настанет время, когда невозможно будет показать и доказать кому-то, что на надгробиях была надпись на армянском или русском языке. Об этом, повторяю, можно судить по нынешнему состоянию.

В годы Советской власти этот своеобразный музей под открытым небом, который всегда удивлял иностранных туристов, не только был запущен и оставлен без внимания со стороны властей, наоборот, различными способами и под тем или иным предлогам разрушался. И этому есть много свидетельств. К примеру, при наличии автодороги, по территории северного старого армянского кладбища города прокладывалась вторая дорога, в результате чего несколько сотен надгробных плит были разбиты или оставлены под землей. На территории кладбищ были построены различные мастерские, пункты общественного питания и магазины, а на территории русского кладбища — загон для скота, хлев.

План г. Шуши, с обозначением изучаемых мест

План г. Шуши, с обозначением изучаемых мест

Масштабы разрушений могли бы увеличиться, если бы летом 1960 г. Католикос всех армян Вазген I, приехав в Шуши вместе с президентом АН Арм.ССР Виктором Амбарцумяном и историком Серо Ханзадяном, не сказал свое решительное и резкое слово. По мере возможностей я сфотографировал отдельные участки кладбищ, а также надгробные плиты с надписями, которые прилагаются.

Безжалостные времена (1905-06, 1918-20, 1988-92 гг.), а также варварские руки погубили, частично разрушили архитектурные памятники, в том числе и красивые церкви (Агулецоц, русскую церковь, Мегрецоц и женский монастырь), которые были построены в великолепном стиле. Серьезно пострадали и надгробные памятники с хачкарами (каменные кресты). Это богатое неоценимое наследство наших прадедов. И получив в качестве завещания, мы обязаны беречь его как зеницу ока и передавать по наследству от поколения поколению. И это должно стать своеобразной эстафетой, которая не должна иметь финиша.

Правда, навязанная Азербайджаном война (1988-94гг.) наше хозяйство довела до плачевного состояния, однако это не освобождает нас от ответственности перед поколением, если завтра исчезнет с лица земли это бесценное наследство, которое одновременно является своеобразным паспортом для всех армян, рассеянных не по своей воле по всему миру. Мы должны их беречь, изучать, относиться к ним, как к святыне. Обязаны и мы должны хорошо знать, что каждая развитая нация оставляет в истории свое знамя, герб и печать, старается занять почетное место в строю цивилизованных наций мира своими духовными памятниками, ибо этими ценностями нация бессмертна. Следовательно, мы должны делать все, чтобы старинная скульптура и другие произведения искусства города Шуши оставались живыми, как красноречивое свидетельство таланта и славы армянского народа. Графика, миниатюрные рисунки, разнообразные фрески и кресты, скульптура старых христианских кладбищ города должны привлечь к себе внимание нынешних скульпторов, мастеров-каменотесов, ковровщиков (есть рисунки размером 80×110 см., которые своими узорами лучше любого натурального ковра) и многих других специалистов. Без всяких колебаний можно заявить, что старые кладбища Шуши одновременно являются и своеобразной школой истории в истории мирового искусства.

Озабоченный ситуацией, я уведомил о своей цели Управление по охране памятников Арцаха, получил письменное разрешение и стал самостоятельно заниматься исследованием и сбором литографических надписей. Систематически докладывал о проделанной мною работе, несмотря на то, что не являлся штатным работником. Работа на общественных началах, по велению совести и с намерением быть полезным своему народу, его культуре. Все возникшие вопросы и задачи решал без посторонней помощи и поддержки, самостоятельно. А прежде чем переписать надписи, очистил от кустов, полыни, крапивы и мха, освободив изучаемые участки кладбищ поочередно.

Мне не раз приходилось беседовать с местными, а также приехавшими из других отдаленных регионов, отыскивающих надгробья своих предков, усопших несколько десятков лет тому назад на старых шушинских кладбищах. Тяжело было слушать их, когда говорили, что поиски не увенчались успехом, не смогли находить могилу родных, поклониться дорогому праху и увезти с собой горсть земли.

Факты свидетельствуют о том, что в качестве коренных жителей в XVIII, XIX веках в Шуши проживало более 130 армянских династий, большинство которых имели родственную связь между собой и русскими. Собранные надписи также свидетельствуют о том, что в Шуши, выполняя свой служебный долг, проживало, погибло, умерло и похоронено много армян из Костантинополя, Родосто, Нахичевани, Хойа, Ластапата, Тегерана, Тавриза, из Карадагского армянского меликства персидского подданства, а также из всех уездов Елизаветской губернии.

На шушинских старых армянских кладбищах похоронены также русские, поляки, евреи, немцы, французы. Следует отметить, что русские в г. Шуши имели свою школу, церковь и отдельное кладбище.

Это наше духовное богатство представляю многоуважаемому читателю с большой надеждой, верой и пожеланиями, чтобы народ сохранил памятники старины как зеницу ока. Сохранение и изучение будет способствовать не только обогащению и развитию нашей культуры, но и докажет, что вторгшиеся на нашу землю кочевые племена не имеют никакой связи с созданием материальных и духовных ценностей исконно армянского Арцаха.

 

Грачья Арутюнян

Продолжение

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top