online

Саида Оганян: «Духовный родник амшенских армян»

Саида Оганян

Саида Оганян

Более года назад, все мы были свидетелями таинства освящения и открытия первого в Абхазии армянского храма «Аменапркич» («Церковь Христа Спасителя»). Наконец армяне Абхазии обрели свой величавый духовный центр.

По благословлению Главы епархия Армянской Апостольской Церкви Юга России епископа Мовсеса велось строительство этого прекрасного творения армянских зодчих, воплотившего в себя всю красоту древней армянской архитектуры.

Год пролетел как миг, и сейчас, вспоминая те волнительные часы перед освящением Церкви, сердце бьется также, как тогда. Воспоминания, мысли и чувства нахлынули вновь.

Я понимала, что через несколько часов, забьет духовный родник амшенских армян в Абхазии. Эта мысль не давала мне покоя, и я не могла тогда заснуть. В голове проносились картинки детства и юности, перипетий моей жизни и судьбы моего народа, калейдоскопом сменяя друг друга.

Ночной ветерок заставлял величественные пальмы грациозно двигаться и, шурша опахалами своих жестких листьев касаться моих окон и в такт моим мыслям, как-бы говоря, уже скоро…

Цвет ночного неба рассеивался, превращаясь в синюю лазурь, смешанную с первыми проблесками царицы небосклона, которая сжалившись надо мной, просыпалось.

Рассвет в Абхазии — уникальное явление. Это представление, которое устраивает сама природа: его надо видеть, оно каждый раз удивляет своей неповторимостью.

Следя за тем, как преображаются краски предутренней зари, я открыла окно. Вдохнув утренней горной чистоты, смешанной с морской свежестью, меня как будто осенило: «Здесь пахнет раем!»

Именно она, матушка природа, настраивает людей, живущих здесь, на позитивный лад, в голову приходят только добрые мысли. Вот в чем секрет Абхазии! Вот в чем секрет долголетия местного населения — в гармонии души и тела, гармонии природы и человека.

Моё сознание пребывало в максимально активном состоянии: в нем мелькала тысячелетняя хроника исторических событий моего народа. И невольно в моем воображении предстало древо, очень древнее древо, огромных размеров, корни которого настолько углубились в землю, что достигли до ее сердца, а ветви раскинулись во все части света. Я представила свой народ в этом древе жизни. Те ветви, которые, казалось, были давно высохшими, обрели молодую поросль, а сухие веточки наполнялись жизнью.

Друзья, это называется духовное возрождение нации!

И очень символично, что именно в стране души — Апсны, произошло это чудо!

Долг каждого армянина, поливать многострадальные корни нашего древа, чтобы оно не высохло никогда.

Помню, за моими мыслями я не заметила, как солнце поднялось высоко и озарило все вокруг. Сборы мои были недолгие, и пока автомобиль мчался по пустынным улицам Гагры, мое сердце готово было выпрыгнуть из груди, волнение переросло в нетерпение. Наконец позади огромный тоннель, и вырвавшись из чрева огромной горы, выехала прямиком к центральной арке главного входа, являющейся одновременно частью архитектурного ансамбля Храма.

Возведение Армянской Апостольской Церкви в Абхазии — это событие по своей важности не уступает ключевым моментам судьбы амшенских армян Абхазии, как: спасение от турецкой резни, Великой Отечественной войны, развала Советского Союза и грузино-абхазской войны.

Картина, представшая предо мной, поражала воображение своей значимостью: величественный Храм, отделанный красным октемберянским туфом и построенный в стиле армянского церковного зодчества, обрамлен с трех сторон цепью гор, а с четвертой — россыпью бликов морского горизонта.

Несмотря на раннее ноябрьское утро, народ уже толпился и в самом храме, и на всех тропинках, и проходах к нему. У всех присутствующих на лицах была радость, был свет, который исходил непонятно откуда — внутренний, теплый, душевный и это ощущалось всеми. В первый раз за долгие годы, я видела такие счастливые лица моих амшенцев, чувствовала дух единения. Да, действительно, это было единение, обмен позитивной энергией, энергией света!

Мечта нескольких поколений амшенских армян осуществилась — наконец, они обрели духовный центр.

Глава епархии Армянской Апостольской Церкви юга России Его Преосвященство епископ Мовсес с двенадцатью священнослужителями епархии, в этот исторический день, по всем канонам и церковным традициям, освятили Армянскую Апостольскую Церковь «Аменапркич» («Христа Спасителя») в городе Гагра. Теперь это стало не просто архитектурным шедевром, а святым местом!

На торжественной церемонии освящения и открытия храма присутствовали тысячи местных армян со всех районов Абхазии, а также премьер-министр страны Леонид Лакербая, спикер Парламента Валерий Бганба, члены правительства и депутаты Парламента Абхазии, многочисленные гости из России и Армении.

Хотелось бы выразить огромную благодарность от себя лично и от имени нашего народа — братскому абхазскому народу, который в свое время дал возможность обрести кров и дом моим соотечественникам, обретшим на благословенной земле Абхазии новую Родину.

Мы благодарим первого Президента Абхазии Владислава Григорьевича Ардзинба — за его заботу в решении духовных нужд и чаяний своих граждан. За возможность строительства на земле Абхазии армянской Церкви.

Армянский народ никогда не забудет этого!

Мы, армяне, куда бы ни забросила нас судьба — живем, трудимся, созидаем во благо той страны, на чьей земле обосновались, и нет в истории нашего народа других примеров.

Уверена, что в лице амшенских армян, абхазский народ обрел трудолюбивых и преданных граждан страны.

Интересна сама предыстория возникновения храма в г. Гагра. От идеи до воплощения её в жизнь, прошло много лет. Все перипетии этой, почти детективной истории, достойны отдельного рассказа.

Просматривая свои журналистские заметки тех дней, хочу поделиться с читателями записями и интервью с непосредственными участниками того знаменательного дня.

Уже к маю 1992 года, Аркадию Саркисяну, учредителю армянского религиозного общества, который стоял у истоков идеи строительства армянского храма в Абхазии, после многолетней бумажной волокиты и хождений по различным инстанциям и кабинетам, наконец, удалось получить все разрешительные документы. Был выделен участок на территории колхоза им. Ленина в пос. Гантиади Гагринского района.

— Аркадий, когда вы были лишь носителем той благородной идеи, вы представляли, на какой тернистый путь вступаете, учитывая специфику советской идеологии, основанной на принципах марксизма-ленинизма и атеизма?

«Действительно, до развала Союза было ещё далеко. Но в Конституции Советского Союза была статья, о свободе совести и вероисповедания, и я зацепился за нее. Знал, что будет нелегко, но не представлял тогда, что мои мытарства по кабинетам различных уровней займут годы.»

— Прошло уже почти четверть века, когда вы впервые переступили порог Святого Эчмиадзина за благословением и за проектом будущей церкви для армянского народа Абхазии, интересно, какая была реакция в Святом Эчмиадзине?

Улыбается.

«Тогда ещё молод был, конечно, и духовенство, и проектный отдел, мягко говоря, с недоверием восприняли, одновременно удивляясь моей напористости. В итоге я получил благословение и эскизный проект церкви архитектора Арцруна Галикяна, в придачу.»

— Почему в Гаграх?

«В 1995 году было изменено место строительства и перенесено в район бывшего санатория «Армения», основная причина была в удобстве: изо всех сел района легче добраться до города, чем наоборот. Участок был освящен и там же был установлен памятник погибшим в грузино-абхазской войне.»

— Почему так долго велось строительство?

«Главная проблема была финансовая. Но вера в то, что все получиться не покидала нас и народ. Ждали и верили, что найдутся люди, которые помогут в строительстве храма. И такие люди нашлись.»

— Какие чувства вы испытываете, находясь здесь и сейчас?

Улыбается.

«Чувство полного удовлетворения. Счастья. Что не зря прожил жизнь.»

Солнце было в зените, казалось, что вся солнечная энергия того дня была сосредоточена на этом маленьком клочке земли, несмотря на палящие лучи, никто не собирался расходиться, внимание людей было направлено на процессию священнослужителей, которые закончив освящение храма, двинулись в сторону хачкаров для их освящения.

У многих собравшихся на глазах были слезы. Я подошла к одной женщине, которая прикрывала голову носовым платочком от палящего зноя, а ее взор был где-то в другом «измерении», и спросила, как её зовут и о чем она думает.

«Зовут меня Сирануш Саркисян-Урумян, я бывшая учительница сельской школы. Сейчас стою тут и благодарю Господа, что этот день настал для нашего народа. Теперь у нас есть храм, куда мы можем прийти помолиться, подумать о возвышенном и вечном. Очень хорошее место выбрали, здесь величественно, в то же время чувствуешь невероятный покой. Спасибо всем!»

Заметив вдали одного из главных «виновников» сегодняшнего торжества — Галуста Парнаковича Трапизоняна, я успела перекинуться с ним парой вопросов, пока его не затянула новая толпа.

Он уникальный человек, прямолинейный, напористый, хозяин своего слова. Во время войны был тяжело ранен, на поле битвы потерял часть ноги, но в госпитале долго не задержался, и спустя 21 день вернулся на боевые позиции, чтобы возглавить свою роту в батальоне «Маршал Баграмян» и повел его в наступление. Герой Абхазии, много лет был депутатом парламента страны, является одним из лидеров армянской общины Абхазии. Уважаемый не только среди армян, но и во всей республике человек. Последние месяцы, до открытия церкви, он буквально дневал и ночевал на стройплощадке.

— Галуст Парнакович, можно сказать Ваши титанические усилия достигли цели?

«Сегодня праздник для всех жителей Абхазии, этот Храм построен не только как армянская Церковь, но и как духовный центр для всех верующих. Это не простой храм, он олицетворяет собой память о 242 армянских героев, сложивших свои головы на алтарь Победы, во имя освобождения Абхазии. И аллея героев ведет именно к храму.»

— Вы верующий человек?

«У каждого человека, отношения с Господом индивидуальны, очень личные. В эпоху развитого социализма не приветствовалась религиозная тема, но мое знакомство с ней состоялось через крещение, в детстве. Второй раз это случилось намного позже, когда меня ранило, и я просил у Всевышнего оставить меня в живых. Вот, пожалуй, и всё. Ноя считаю, что Бог у каждого в душе, в сердце. Все поступки и дела, которые мы совершаем, это тоже своеобразное отношение к Богу. Если душу не тянет, если не мучает совесть за тот или иной поступок, значит, двигаешься в правильном направлении. Если от чего-то светло на душе, и она поет, значит, точно угодил Ему. Вот сегодня она у меня поёт.»

Улыбается.

— Как шло строительство?

«Сколько усилий, нервов, сил, материальных ресурсов было вложено, одному Богу известно, но все участники процесса от простого рабочего-волонтера до меценатов и благотворителей могут гордиться тем, что своими руками сотворили историю, стали участниками духовного возрождения армян Абхазии!

Пользуясь случаем хотел бы выразить особую благодарность семье Ламары Дзяпш-Ипа, которые в память о сыне, погибшем на войне, передали в дар на строительство церкви облицовочный туф.

Огромная благодарность Андрею Михайловичу Амосову за неоценимый вклад в дело строительства церкви.

Спасибо Вартану Степаняну, Артуру Аракеляну, благодаря которым во дворе церкви установлены два великолепных Хачкара, изготовленных и привезенных в дар из Армении.

Хочу поблагодарить всех, кто был причастен к процессу строительства и благоустройства Храма! Спасибо друзья!

Мы очень хотели бы, чтобы двери дома Господнего были радушно открыты для каждого христианина, независимо от его национальной принадлежности.

В жизни каждого человека, должно быть место для его духовных потребностей: крестины и венчания, церковные традиции и семейные праздники. Надеюсь, теперь у каждого будет своя дорога к Храму.»

Вспоминаются мельчайшие детали того прекрасного дня.

Яркость красок окружающей природы, придавали празднику ещё больший оттенок возвышенности и торжественности.

Горы, горы, кругом одни горы, сколько силы и мощи, древней энергии и мудрости сосредоточено в них. Людей, живущих в горах, отличает особое мироощущение, а близость ещё и стихии моря, однозначно влияет на ментальность проживающих здесь людей, и неважно какой они национальности. Эти люди умеют говорить на одном языке с природой, умеют ценить счастье созерцания рассвета, слышать шум прибоя, испить глоток из хрустального родника. Человек, который един со всем окружающим миром, он един и сам с собой и с природой.

Эти простые истины здесь прививаются с детства. Возможно, поэтому, сюда в Абхазию, как магнитом тянет каждый год. Оказаться немного в этом радушном и гостеприимном краю, мечта любого, кто хоть раз побывал тут.

Праздник продолжался.

Детские хореографические коллективы показывали свое мастерство на площадках. Несмотря на непривычную осеннюю жару, они стойко переносили все «тяготы» в довольно теплых национальных костюмах, и, конечно же, были отмечены продолжительными овациями со стороны, не менее утомленных зноем, зрителей. Невероятно красиво и символично ощущалось каждое движение древнего танца кочари в такт чеканящих все «па» на фоне храма, моря и гор. Эмоции переполняли мою душу и на ум пришли великие строки из «Амшенских мотивов» сочинского поэта Крикора Мазлумяна:

«Вода и камень – вечность Айастана
Над ними дни и годы пролетят
Но никогда османскими не станут
Священный Ван и гордый Арарат
Во имя солнца и во имя хлеба
Буди любовь, дремавшую в душе,
Звучи, зурна, даул, греми в полнеба –
Пусть слышит мир, что жив ещё АМШЕН!»

Церковь «Аменапркич», Гагра, Абхазия

Церковь «Аменапркич», Гагра, Абхазия

На всем побережье Черного моря нет ни одной армянской семьи, которой не коснулась величайшая трагедия армянского народа — геноцид, учиненный тремя преступными турецкими правительствами, а именно: османского (султанского), младотурецкого и кемалевского (Ататюрка) 1894-1923 гг. на территории своего исторического обитания — Амшена в Западной Армении.

Мы, амшенские армяне жили на своей исконной земле в Западной Армении и нам не по своей воле пришлось покинуть родной очаг, а потому, что мы мешали своим существованием османским ублюдкам строить так называемую «великую» османскую империю.

Империи приходят и уходят, народ, чья культура корнями уходит в глубь веков, а дух народа неистребим, уничтожить нельзя!

От моих мыслей становилось немного грустно, но всеобщая радость и свет от позитивной энергии, который исходил буквально от каждого присутствующего, заряжал все вокруг, аккумулировал прекрасное.

Рядом с парадной лестницей храма, я заметила председателя Союза армян Абхазии Хачика Минасяна в компании заместителя главы администрации г. Гагра Гайка Чилингаряна и направилась к ним.

— Хачик Тигранович поздравляю Вас и в Вашем лице всю армянскую общину Абхазии с открытием Храма! Скажите, пожалуйста, когда сформировалась армянская община в Абхазии как общественная организация?

«В 1989 году было зарегистрировано общество «Маштоц», его первым председателем стал Арсен Чакрян, а с 1992 года его бессменным руководителем являюсь я. С этого же времени, рука об руку работаем вместе с товарищем, кивает в сторону Гайка Чилингаряна, который сегодня занимает пост заместителя главы администрации г. Гагра.»

— Скажите, община оправдала надежды, возложенные на неё?

«Наши амшенцы в Советское время, чувствовали себя как бы оторванными от Армении и армянского народа, близости не чувствовалось.»

— Что послужило толчком к объединению, к единению народа?

«Это произошло в декабре 1988 году, К сожалению, беда нас объединила. Когда в Армении случилось землетрясение, наши армяне все как один были готовы помочь и помогали. Собирались, решали, координировали свои действия, сделали очень многое. Те трагические дни и месяцы мы не забудет никогда. Дух незримый присутствовал в каждом из нас и давал силы.

Но бывали времена, когда наша община, практически была на грани раскола. Слава Богу, страсти улеглись. Теперь у нас хорошая команда и началась конструктивная работа. Другого и быть не могло!»

— В чем вы видите главную задачу своей работы?

«Наша главная задача, чтобы наш народ имел возможность говорить на родном языке, учиться на родном языке, поддерживать родную культуру, обычаи, традиции, жить в мире и согласии со своими соседями, трудиться во благо своей семьи и во благо развития и процветания Абхазии. Чтобы наша молодая республика расцвела и получила статус международного европейского курорта.»

На этой оптимистичной ноте, я рассталась с собеседниками и направилась к процессии священнослужителей, которую замыкал тер Седрак (Азнавурян). Он прихрамывал и опирался на костыли.

Что же могло случиться, не успела подумать я, подойдя к нему, как он сам ответил моему вопрошающему взору, что сломал ногу за несколько дней до открытия церкви. Я удивилась ещё больше, так как, обычно, в таких случаях прописывают постельный режим, а тер Седрак, провел стоя всю церемонию освящения церкви, наравне с другими священнослужителями.

Напомним, что по велению Его Преосвященства Владыки Мовсеса, настоятелем храма и духовным пастырем амшенских армян в Абхазии, назначен достопочтимый тер Седрак.

— Тер Седрак, о чем вы подумали, когда впервые узнали, что поедете служить в Абхазию?

«Я знал об Абхазии, но не думал, что амшенская армянская община столь многочисленна и это было открытием для меня. С самого начала я готовил себя к служению, но когда приехал сюда, понял — это судьба. Если мое служение можно было бы назвать работой, то её у меня много. На сегодняшний день, свою деятельность я бы назвал миссионерской. Народ нужно духовно просвещать, воспитывать молодое поколение паствы, но этот процесс обоюдный, потому что многому я учусь у них.»

— Скажите, наши амшенские армяне отличаются от других армян?

«Особых отличий нет, люди везде люди. Армяне народ трудолюбивый, народ — созидатель. Менталитет не сильно разнится, но язык и культура амшенцев поражает своей оригинальностью, уникальностью и своеобразием. Ещё больше поражает то, что находясь вдали от своих корней, амшенские армяне умудрились сохранить свою самобытность.»

— Роль Церкви в жизни амшенцев?

«Народ испытывал духовный голод. Строительство церкви опоздало как минимум на 100 лет. Чувствую, насколько паства впитывают всё то, что доносится до них в Слове Божьем. Храмы просто так не появляются, если они строятся, значит, эта потребность достигла такой точки, что народ уже не в состоянии жить без духовной пищи.

«Ведь для того, чтобы человек был счастлив, ему нужна любовь. Когда есть любовь, есть смысл в жизни. Любовь купить невозможно. Она в улыбке ребёнка, в добром взгляде, добром слове, рукопожатии. Просто нужно немного умерить своё Эго и оглянуться вокруг. Любовь Господа во всем, просто её нужно увидеть, почувствовать. В свое время мать Тереза, находясь в одной из беднейших стран Африки сказала, что человек страдает не столько из-за отсутствия хлеба насущного, сколько из-за отсутствия любви.»

— Что испытываете Вы сегодня, по завершении таинства освящения?

«Народу много, очень много, ноя чувствую, что в данную минуту они все как один вместе, в единении, в доме Господнем и это прекрасно!»

Пожелав настоятелю церкви «Аменапркич» тер Седраку скорейшего выздоровления и успехов в служении, я подошла к Хачкарам, где началась церемония награждения.

После приветственных и напутственных речей, епископ Мовсес наградил почетными грамотами многих достойных людей, принимавших участие в столь богоугодном деле, и удостоил епархиальной медалью «Святой Вардан» Аркадия Саркисяна и Галуста Трапизоняна.

Пользуясь случаем я бы хотела обратиться с настоятельной просьбой к Главе епархии Армянской Апостольской Церкви юга России епископу Мовсесу о ходатайстве перед Его Святейшеством Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым о представлении к высшей церковной награде Армянской Апостольской Церкви Аркадия Саркисяна, Галуста Тропизоняна, Андрея Амосова и других благотворителей за выдающиеся заслуги перед армянским народом, перед Святой Армянской Апостольской Церковью, за строительство армянского Храма «Аменапркич» в г. Гагры. Это не только моя огромная просьба и глубокое убеждение, но и очень многих амшенских армян.

Торжественная часть праздника плавно перетекла в культурно-массовую программу. Народные танцы чередовались с вокалом. Детвора так зажигательно танцевала, что многие не удержались и тоже пустились в пляс. Почтенного возраста бабушки и те чеканили шаг в «Сра баре» и «Кочари».

За огромным столом, где народ вкушал благодарственный матах, общались, и поднимали бокалы с молодым вином «За мирное небо над головой», «За армянский народ», «За абхазский народ», «За процветание Абхазии»!

Уважаемые, любимые мои земляки!

Пусть построенный Храм послужит укрепляющим звеном между абхазским и армянским народами!

Да пребудет с вами Господь!

 

Саида Оганян — журналист-этнограф,
Председатель международного женского объединения амшенских армян «Амшенка»

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top