online

Русский кинематограф дореволюционного периода

kholodnaya_veraПервые демонстрации кинематографа в России состоялись в 1896 г.: вначале в Москве и Петербурге, затем на Всероссийской ярмарке в Н. Новгороде. В 1896 г. произведены также первые любительские киносъёмки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.). Кинематограф получал распространение чрезвычайно быстро, зрителей поражала «живая фотография». Это был общий для всех стран «аттракционный период» в развитии кино. До 1907 г. фильмы в Россию завозились главным образом из Франции (фирмы «Пате» и «Гомон»), а также Англии, Италии, Германии. Во многих русских городах открывалась
стационарные кинотеатры, утверждался отечеств, кинопрокат. Наряду с «царской хроникой» производились документальные съёмки видных деятелей русской культуры Л. Толстого, В. Давыдова и др.

Александр Осипович (Абрам Иосифович) Дранков

Александр Осипович (Абрам Иосифович) Дранков

Первые попытки организовать отечественное кинопроизводство относятся к 1907 г. Петербургский фотограф А. Дранков объявил об открытии киноателье и выпустил в 1908 г. фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»), положивший начало русской художественной кинематографии. Ранние годы кино в России связаны с петербургским и, особенно, с Введенским народными домами в Москве, откуда пришли первые актёры, режиссёры, художники (И. Мозжухин, А. Гончарова, А. Громов, В. Гончаров, П. Чардынин и др.). Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А. Ханжонкова, основавшего 1-ю в России кинофабрику.

Русский кинематограф с момента возникновения утверждался как самобытное национальное искусство. В поисках русской темы пионеры кино обращались к народным песням, к произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, А. Островского, Л. Толстого. Несмотря на иллюстративность и несовершенство постановочных средств, ранние экранизации облагораживали репертуар, формировали художественный вкус и мастерство зачинателей отечеств, кино («Песнь про купца Калашникова», 1909 г., «Коробейники», «Вадим», оба в 1910 г. и др.).

Большое место занимали фильмы, построенные на историческом материале, — примитивные иллюстрации к учебникам по истории государства Российского, киноинсценировки популярных исторических романов, легенд, песен. События чаще всего истолковывались в духе официальной историографии («Смерть Иоанна Грозного», 1909 г., «Воцарение дома Романовых», 1913 г., и др.). Особое внимание уделялось выдающимся историческим личностям («Ермак Тимофеевич- покоритель Сибири», «Жизнь и смерть Петра Великого», «Наполеон
в России» — все в 1910 г.). Лучшие из этих лент имели некоторое просветительское значение («Ломоносов», 1912 г.); масштабностью отличалась киноэпопея «Оборона Севастополя» (1911 г., реж. Гончаров, Ханжонков) — первый русский полнометражный игровой фильм, построенный на документальном материале.

Александр Алексеевич Ханжонков

Александр Алексеевич Ханжонков

Начало 1910-х гг. характеризовалось бурным ростом производства отечественных фильмов: в 1910 г. их было 30; в 1911 г. — 73; в 1912 г. — 101; в 1913 г. — 128; в 1914 г. — 330. Подавляющее большинство этих лент (часто короткометражных) было типичной продукцией буржуазного кинорынка. Своей практикой кинематография царской России подтверждала справедливость слов В. И. Ленина, относящихся к 1907 г.: «…Кино до тех пор, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес». Однако, имели место и прогрессивные тенденции.

Судьба нарождающегося искусства беспокоила многих передовых людей России, в т. ч. Л. Толстого, М. Горького, Л. Андреева, К. Станиславского и др. Несмотря на запрет дирекции императорских театров, в фильмах стали сниматься видные театральные актёры: Е. Рощина-Инсарова, В. Пашенная, В. Максимов и др.; они несли в кинематограф высокую культуру русской сцены. Фильмы с их участием («Анфиса», «Гроза», «Бесприданница» — все в 1912 г.) были значительным художественным явлением своего времени.

В предвоенные годы появились фильмы на современные темы («Крестьянская доля», 1912 г., реж. Гончаров; «Немые свидетели», 1914 г.; реж. Е. Бауэр, «Женщина завтрашнего дня», 1914 г., реж. Чардынин). Капиталистическая действительность в этих фильмах критиковалась с буржуазно-либеральных позиций, однако в сравнении с декадентскими фильмами они имели известное прогрессивное значение. Начал формироваться жанр кинокомедии («Домик в Коломне», 1913 г., реж. Чардынин, по А. Пушкину).

Владислав Александрович Старевич

Владислав Александрович Старевич

В 1912 режиссер В. Старевич разработал оригинальную технику трюковой съёмки и создал первые в мире объёмные мультипликации («Прекрасная Люканида», 1912 г., «Авиационная неделя насекомых», 1912 г., «Стрекоза и муравей», 1913 г., по басне И. Крылова). Кинофабрика Ханжонкова систематически выпускала научные и учебные ленты.

Игровое кино в России, возникнув на 10-12 лет позднее, чем во Франции, Англии, Германии, США, к 1914 г. по художественному уровню не уступало кинематографии этих стран. Начало империалистической войны привело к резкому сокращению импорта фильмов; ослабление иностранной конкуренции обусловило рост кинопроизводства в России (фирмы И. Ермольева, Е. Венгерова, Д. Харитонова и др.). Начался массовый выпуск шовинистической хроник и агитационно-игровых лент. Неудачи России на фронтах 1-й мировой войны привели к изменениям кинорепертуара. Наибольшей популярностью
пользовались салонно-психологические мелодрамы, на которых отчётливо сказалось отрицательное влияние декадентства («Умирающий лебедь», 1917 г., «Пляска смерти», 1916 г., «Смерч любовный», 1916 г., и др.).

Настроения отчаяния и душевной опустошённости в этих фильмах отражали пессимизм класса, обречённого революцией на гибель. Многосерийные авантюрно-приключенческие фильмы «Сонька — золотая ручка» (1914-15 г., 1- 6-я серии), «Антон Кречет» (1916 г., 1-4-я серии) были призваны отвлечь массового зрителя от политической жизни. Пошлые, скроенные по образцу бульварной литературы киноподелки составляли подавляющую часть репертуара военных лет. В 1916 русские фирмы выпустили 500 фильмов из 2000, созданных за все годы дореволюционного кино (этому способствовал спекулятивный
ажиотаж). Число прогрессивных фильмов было невелико, но их роль в развитии национального кинематографа была значительна.

В «золотой фонд» искусства кино вошли лучшие экранизации русской классической литературы: «Дворянское гнездо» (1915 г., по И. Тургеневу, реж. В. Гардин), «Пиковая дама» (1916 г., по Пушкину) и «Отец Сергий» (1917-18 г., по Л. Толстому, оба реж. Я. Протазанов), «Наташа Ростова» (1915 г., по Толстому, реж. Гардин, Протазанов), «Снегурочка» (1914 г., по А. Островскому, реж. Старевич) и др.

Яков Александрович Протазанов

Яков Александрович Протазанов

Режиссеры Протазанов и Гардин, опираясь на художеств, традицию реалистической литературы и театра, утвердили в русском кино т. н. «психологическое» направление, выдвинули ряд талантливых актёров (Мозжухин, В. Орлова, Н. Лисенко, О. Гзовская, О. Преображенская и др.). Глубокое проникновение в авторский замысел, добротность драматургии, слаженность актёрского ансамбля, искусство перевоплощения отличали их лучшие фильмы. Одним из наиболее значительных был фильм «Цветы запоздалые» (1917 г., по одноимённому рассказу А. Чехова, реж. Б. Сушкевич, в фильме снимались актёры МХТ).

Зачинателем «изобразительно-постановочного» направления в русском кино был режиссер Бауэр, придававший большое значение живописному оформлению фильмов, композиции кадра, кинематографической выразительности мизансцен и актёрской игры. В его фильмах успешно снимались «звёзды» русского кино, в т. ч. В. Холодная, В. Полонский, В. Коралли, И. Перестиани («Жизнь за
жизнь», «Гриф старого борца», оба в 1916 г., «Революционер», 1917 г.). Под руководством Бауэра начинал работать художник Л. Кулешов, в дальнейшем один из пионеров советского новаторского киноискусства.

Евгений Францевич Бауэр

Евгений Францевич Бауэр

«Изобразительно-постановочное» направление возникло отчасти под влиянием В. Мейерхольда, который интересно экспериментировал в фильме «Портрет Дориана Грея» (1915 г., по О. Уайльду). Среди режиссёров коммерческого кинематографа значительной была деятельность П. Чардынина. Он поставил более 100 фильмов, в т. ч. «кинобоевики» «У камина», «Молчи, грусть, молчи» (оба в 1917 г.) с участием Холодной и др. «звёзд». К числу известных постановщиков относились также Б. Светлов, А. Уральский, В. Туржанский, Н. Салтыков. Они создавали «массовый» репертуар.

Передовые режиссёры русского кино обращались к прогрессивной общественности, успешно овладевали выразительными средствами кино, применяли разнообразные приёмы композиционно-монтажного построения фильмов, овладевали специфическим опытом работы с актёрами в кино. Этому в значительной мере способствовало участие киноактёров реалистичной школы — Л. Кореневой, А. Коонен, М. Горичевой, Л. Юреневой, И. Певцова, К. Варламова, В. Гайдарова, К. Хохлова, Н. Радина, П. Орленева и мн. др. Все лучшие достижения дореволюционного кино связаны с обращением к передовым
традициям русской культуры — классической литературе и живописи.

Наряду с самобытной школой режиссёров и актёров в русском кино сформировались профессиональные кадры операторов (Н. Козловский, А. Левицкий, П. Ермолов, Е. Славинский, Б. Завелев, П. Новицкий, А. Лемберг) и художников (Б. Михин, Ч. Сабинский, В. Баллюзек, В. Егоров). Они разработали новые приёмы освещения, динамической съёмки, монтажного использования крупных планов, впервые внедрили фундус — систему разборных щитовых декораций. Творчество этих мастеров было органично связано с традициями русского изобразительного искусства.

Владимир Ростиславович Гардин

Владимир Ростиславович Гардин

В дореволюционные годы возникло и развивалось при участии видных учёных отечеств, научно-популярное кино, главным образом в научном отделе кинофирмы Ханжонкова («Нервная система», «Туберкулёз и меры борьбы с ним», «Пьянство и его последствия», «Электромагнитные колебания», все в 1912-13 г., и др.). Операторы этой фирмы (М. Владимирский, А. Рылло, Ф. Бремер) снимали жизнь и быт народов восточных окраин России, а также производили съёмки в Арктике.

Военно-хроникальные съёмки, монополизированные Скобелевским комитетом, не получили широкого развития: операторы не располагали портативной киноаппаратурой, свои «поправки» вносила царская цензура. После Февральской революции кинопредприниматели пытались использовать кино как средство буржуазной пропаганды. Появились агит-фильмы, пропагандирующие политику Временного правительства («Да здравствует свободная Русь», «Родина в опасности»), псевдоразоблачительные ленты («Предатель России Мясоедов», «Тайна дома Романовых»), декадентские реакционные драмы
(«Сатана ликующий», «Жизнь, побеждённая смертью») и др. Лучшие фильмы этого периода — «Дело Софьи Перовской», «Андрей Кожухов», «Революционер» были поставлены режиссером Гардиным, Протазановым, Бауэром.

В дореволюционной России получила некоторое развитие кинопечать. Первым периодическим изданием был рекламный журнал «Синефоно» (1907-18 г.) под ред. С. Лурье. В Москве выходили также: «Вестник кинематографии» (1911 — 17 г.), «Пегас» (1915-17 г.) — изд. А. Ханжонков, «Киножурнал» (1910-18 г.) — изд. Р. Перский, «Проэктор» (1915-18 г.) — изд. Ермольев, ред. М. Алейников, А. Браиловский; в Петрограде: «Кинематограф» — изд.-ред. А. Нагель; в Ростове-на-Дону — «Южанин». Большинство из них носило рекламный характер.

 

Источник: www.russkoekino.ru, фотографии из открытых источников

[fblike]

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top