• Чт. Мар 28th, 2024

Русская кинематография послевоенных лет

Май 27, 2014

В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. В таких постановочных фильмах, как “Падение Берлина” (1950 г., 1-2-я серии, реж. М. Чиаурели) и “Сталинградская битва” (1949 г., 1-2-я серии, реж. B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.

В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, “лакировочные” фильмы. Это объясняется, с одной стороны, неверной художественной политикой руководства кинематографии тех лет, стремившегося за счёт сокращения количества создаваемых фильмов выпускать эффектные кинобоевики, а с другой, – получившей тогда известное распространение теорией “бесконфликтности”.

poslevoennoe_kino1Однако эти отрицательные тенденции, разумеется, не могли остановить поступательного движения киноискусства. В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный – 2-серийный фильм “Молодая гвардия” (по роману А. Фадеева) о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. В этом фильме снималась группа молодых актёров – И. Макарова, C. Гурзо, Н. Мордюкова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, В. Тихонов, Г. Юматов, Е. Моргунов, К. Лучко, М. Крепкогорская, Т. Носова, В. Авдюшко. В постановке ф. также участвовали режиссеры-практиканты ВГИКа: Е. Бегалин, Ю. Егоров, Г. Победоносцев, Т. Лиознова и др.

Подвиг, мужество советских людей в годы Отечественной войны нашли проникновенное воплощение в фильме “Повесть о настоящем человеке” (1948 г.) по повести Б. Полевого, режиссер Столпер, а также в лучших приключенческих фильмах – “Подвиг разведчика” (1947 г., реж. Барнет) и “Смелые люди” (1950 г., реж. Юдин).

Среди художественных фильмов о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм “Сказание о земле Сибирской” (1948 г., реж. Пырьев), в котором раскрывалось обаяние простых советских людей (артисты Андреев, В. Васильева, В. Дружников, М. Ладынина). Фильм отличался интересным цветовым решением, выразительностью кадров русской природы (оператор В. Павлов). Режиссёрский темперамент Пырьева проявился в кинокомедии “Кубанские казаки” (1950 г.), где органично вводилась в действие музыка И. Дунаевского. Однако фильм не свободен от приукрашивания подлинной действительности.

Особое место в послевоенном кино занимает светлое поэтическое произведение режиссера Донского “Сельская учительница” (1947 г.), где на широком историческом и социальном фоне прослежен жизненный путь народной учительницы (актриса Марецкая).

Изобразительной страстностью отмечены фильмы, посвященные борьбе за мир,- “Русский вопрос” (1948 г., реж. Ромм), “Встреча на Эльбе” (1949 г., реж. Александров).

В конце 40-х – начале 50-х годов широкое распространение получили биографические фильмы. В числе лучших биографических фильмов, поставленных в эти годы на киностудиях РСФСР, – “Академик Иван Павлов” (1949 г.) и “Мусоргский” (1950 .г, оба реж. Рошаль), “Глинка” (1947 г., реж. Л. Арнштам). Значительным произведением этого периода был исторический фильм режиссера Пудовкина “Адмирал Нахимов” (1947 г., в главной роли А. Дикий). В числе лучших экранизаций – “Каменный цветок” (1946 г., по уральским сказам П. Бажова, реж. Птушко) – фильм, в котором осваивались художественные средства цветного кино, и “Без вины виноватые” (1945 г., по пьесе А. Островского, реж. В. Петров).

poslevoennoe_kino2В послевоенный период неуклонно совершенствовалось мастерство русских мультипликаторов: “Лиса и дрозд” (1946 г., реж. А. Иванов), “Песенка радости” (1947 г., реж. М. Пащенко), “Конёк-Горбунок” (реж. И. Иванов-Вано), “Серая шейка” (реж. Л. Амальрик, В. Полковников) – оба в 1948 г., “Цветик-семицветик” (реж. М. Цехановский), “Федя Зайцев” (реж. В. и З. Брумберг, оба в 1949 г.), “Чудо-мельница” (1950 г., реж. О. Ходатаева), “Олень и волк” (1951 г., реж. Д. Бабиченко), “Аленький цветочек” (1952 г., реж. Л. Атаманов). В некоторых мультфильмах проявилась тенденция натуралистически подражать игровому кино (“Каштанка”, 1952 г., и др.).

В ряде хроникально-документальных фильмов РСФСР в эти годы сказывалась известная заданность построения. Документальные фильмы о городах и автономных республиках из серии “Политический киноатлас” отличались стереотипностью композиции и ненужной парадностью (“Чувашия”, “Слава Москве”, “На Кубани”, “Советская Башкирия”, “Орденоносная Московская область”, “Биробиджан” и др.). Эти же черты были присущи многим фильмам о парадах и праздниках, чрезмерно перегруженным дикторским текстом. Более успешно развивался видовой фильм (“По Волге”, “Урал” и др.). Была создана серия фильмов “Путешествия по СССР” (руководители А. Щербаков, В. Шнейдеров). Интерес представлял документальный фильм “День победившей страны” (1947 г.). Появились документально-биографические фильмы: “С. М. Киров”, “Белинский”, “Пушкин”, “В. В. Маяковский”, “Наш Горький”, “Фронтовой кинооператор” и др.

Первой попыткой создания кинодокументальной биографии В. И. Ленина явился фильм “Владимир Ильич Ленин” (1949 г., реж. Ромм, Беляев, М. Славинская), включивший в себя все сохранившиеся ленинские киносъёмки.

Достоинства и недостатки, характерные для документально-хроникального кино этих лет, отразились и на кинопериодике (журналы “Новости дня”, “Пионерия”, “Советский спорт” и др.). Среди удач научно-популярного кино были фильмы: “История одного кольца” (1948 г., реж. Б. Долин), “Первые крылья” (1949 г., реж. А. Генделынтейн), “Лесная быль” (1950 г., реж. Згуриди) и др.

poslevoennoe_kino3Ещё на XIX съезде партии был поставлен вопрос о расширении производства фильмов. После XX съезда партии эта задача стала последовательно и быстро осуществляться. Начаты были реконструкция старых киностудий и строительство новых в союзных республиках. Выпуск художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов стал из года в год увеличиваться. В творческую работу на киностудиях наряду с режиссёрами, сценаристами, операторами, художниками, актёрами старшего поколения всё больше включалась молодёжь, главным образом выпускники ВГИКа. За период 1951 -61 гг. общий выпуск художественных фильмов в РСФСР увеличился более чем в 10 раз, стабилизируясь в последующий период на уровне 60-70 полнометражных фильмов в год.

В русской кинематографии выдвинулись такие молодые кинорежиссёры, как А. Алов, В. Басов, С. Бондарчук, В. Венгеров, Л. Гайдай, Г. Данелия, Ю. Егоров, Ю. Карасик, Э. Климов, Л. Кулиджанов, В. Наумов, С. Ростоцкий, Э. Рязанов, С. Самсонов, В. Скуйбин, A. Салтыков, Я. Сегель, А. Тарковский, И. Таланкин, М. Хуциев, Ю. Чулюкин, Г. Чухрай, М. Швейцер, B. Шукшин и др.; сценаристы: Ю. Дунский, В. Ежов, Б. Металъников, А. Ольшанский, В. Фрид, Д. Храбровицкий и др.; операторы: И. Грицюс, Л. Калашников, Г. Лавров, В. Монахов, М. Пилихина, В. Юсов и др. Особое место занимают художественные поиски оператора С. Урусевского.

Мировое признание получили образы, созданные молодым поколением русских советских киноактёров. Новые черты современной исполнительской манеры – скупость выразительных средств, интеллектуальность, проникновение в тончайшие нюансы человеческой психологии – с особой полнотой проявились в творчестве актёров М. Ульянова, Н. Мордюковой, А. Баталова, И. Смоктуновского, Е. Урбанского, Е. Евстигнеева, О. Ефремова, Т. Дорониной, И. Лапикова, Г. Польских, Т. Самойловой, Р. Быкова, Н. Рыбникова, И. Макаровой и др.

Общий подъём кинематографии РСФСР в 50-60-е гг. наряду с притоком новых творческих сил, ростом выпуска фильмов проявляется в более углублённом исследовании духовной жизни современника – строителя коммунизма, в обогащении художественной формы, в поисках новых выразительных средств и совершенствовании киноязыка. Новаторство в осмыслении жизни породило богатство и разнообразие художественных направлений, стилей. Шире используются возможности искусства кино.

Первый существенный сдвиг в решении современной темы был сделан во 2-й пол. 50-х гг. Вслед за многоплановым произведением о советском рабочем классе – “Большая семья” (1954 г., реж. Хейфиц), создаётся ряд значит, фильмов о жизни тружеников современного города и деревни. Среди лучших фильмов: “Чужая родня” (1956 г., реж. М. Швейцер), “Поэма о море” (1958 г., реж. Солнцева, сцен. А. Довженко), “Простая история” (1960 г., реж. Егоров), “Дело было в Пенькове” (1958 г., реж. Ростоцкий), “Председатель” (1965 г.) и “Бабье царство” (1968 г.) – оба режиссер Салтыков, “Высота” (1957 г., реж. Зархи), “9 дней одного года” (1962 г., реж. Ромм), “Дело Румянцева” (1956 г., реж. Хейфиц), “Серёжа” (1960 г., реж. Данелия, Таланкин), “Мне 20 лет” (1964 г., реж. Хуциев), “Журналист” (1967 г., реж. Герасимов).

Эти и многие другие фильмы о современности талантливо решают вопросы морали, любви, дружбы, творческого труда, ставят важные проблемы искусства социалистического реализма на новом этапе; в них показаны сложные процессы преобразования не только быта или природы, но и человеческого сознания.

poslevoennoe_kino4Борьбе с пережитками прошлого, воспитанию ответственности перед обществом посвящены лучшие комедии этого периода: “Верные друзья” (1954 г., реж. Калатозов), “Карнавальная ночь” (1956 г., реж. Э. Рязанов), “Берегись автомобиля” (1966 г., реж. Э. Рязанов).

Широкое признание получили фильмы по-новому осмыслявшие подвиг народа в Отечественной войне: “Солдаты” (1957 г., реж. А. Иванов, по повести В. Некрасова “В окопах Сталинграда”). Тема верности, моральной чистоты и гражданского мужества с огромной эмоциональной силой прозвучала в фильме “Летят журавли” (1957 г., реж. Калатозов, операт. С. Урусевский). Суровость интонаций характерна для филма “Дом, в котором я живу” (1957 г., реж. Л. Кулиджанов, Я. Сегель) и “Баллада о солдате” (1959 г., реж. Чухрай). О несгибаемой воле, жизнеутверждающем гуманизме советского солдата рассказывает фильм “Судьба человека” (1959 г., по М. Шолохову, реж. С. Бондарчук). Философскими раздумьями проникнуты фильмы о войне: “Мир входящему” (1961 г., реж. Алов, Наумов), “Вступление” (1963 г., реж. Таланкин), “Иваново детство” (1962 г., реж. А. Тарковский).

Традиции фильмов военных лет были продолжены в картинах: “Повесть пламенных лет” (1961 г., реж. Солнцева, по сцен. Довженко) и “Живые и мёртвые” (1964 г., реж. Столпер, по роману К. Симонова), они возвращают зрителей к трудной правде о жестоких испытаниях и подвиге народном.

Эпической широтой мысли характеризуются лучшие историко-революционные фильмы – “Коммунист” (1958 г., реж. Райзман, в гл. роли Е. Урбанский), “Рассказы о Ленине” (1958 г.) и “Ленин в Польше” (1965 г., оба реж. Юткевич).

Достижением актёрского искусства является создание образа В. И. Ленина актёром М. Штраухом. Значительным достижением в области историко-революционной темы является фильм режиссера Л. Кулиджанова “Синяя тетрадь” (1963 г.).

Произведения советской литературы послужили основой ряда историко-революционных фильмов: “Сорок первый” (1956 г., реж. Чухрай, по рассказу Б. Лавренёва), трёхсерийные эпопеи по произведениям Шолохова “Тихий Дон” (1957-58 г., реж. Герасимов) и А. Толстого “Хождение по мукам” (1957-59 г., реж. Рошаль), “Оптимистическая трагедия” (1963 г., реж. С.Самсонов, по пьесе Вс. Вишневского) и др.

Известность приобрели экранизации русской и зарубежной классики: “Попрыгунья” (1955 г., реж. Самсонов), “Дама с собачкой” (1960 г., реж. Хейфиц) – по рассказам А. Чехова, “Фома Гордеев” (1959 г., реж. Донской, по М. Горькому), “Отелло” (1956 г., реж. Юткевич, по У. Шекспиру), “Дон Кихот” (1957 г., по М. Сервантесу, в гл. роли Н. Черкасов) и “Гамлет” (1964 г., по Шекспиру, реж. Козинцев, в гл. роли И. Смоктуновский). В 1968 режиссер С. Бондарчук завершил одну из самых масштабных в истории русской кинематографии постановок – четырёхсерийный фильм “Война и мир” по роману Л. Толстого.

poslevoennoe_kino5Многие из этих фильмов удостоены высших премий на советских и международных фестивалях, а фильм “Война и мир” – премии “Оскар” Американской академии киноискусства и наук.

За 10-15 послевоенных лет был экранизирован также ряд классических опер и балетов П. Чайковского, М. Мусоргского, A. Даргомыжского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

За эти годы в кинематографию РСФСР пришло новое пополнение молодых режиссёров, несущих своё мироощущение, свою трактовку традиционных тем и сюжетов (“Крылья”, 1966 г., реж. Л. Шепитько; “Звонят, откройте дверь”, 1965 г., реж. А. Митта; “Живёт такой парень”, 1964 г., реж. В. Шукшин; “Зося”, 1967 г., реж. М. Богин; “В огне брода нет”, 1968 г., реж. Г. Панфилов). Новыми творческими поисками характеризуются фильмы мастеров старшего поколения (“Твой современник”, 1968 г., реж. Райзман, и др.).

В это время при киностудиях “Мосфильм” и “Ленфильм” существуют театры-студии, где актёры кино совершенствуют своё мастерство. С 1956 работают Высшие режиссёрские и с 1966 г. сценарные курсы, которые готовят наряду со ВГИКом творческие кадры для кино и телевидения. Выразительные возможности художественной кинематографии обогатились благодаря техническим нововведениям – производству широкоэкранных, широкоформатных, стереофонических фильмов, освоению кругорамы. Цвет в фильмах всё более становится одним из средств образного решения. В 1968 в РСФСР было более 100 тыс. киноустановок, в т. ч. и широкоэкранных.

Совершенствуется искусство мультипликации. На киностудии “Союзмультфильм” ежегодно производится не менее 25 мультипликационных фильмов Лучшие среди них в 50-60-е годы – “Необыкновенный матч” (1955 г., реж. Пащенко, Б. Дёжкин), “Чудесница” (реж. И. Иванов), “Снежная королева” (реж. Л. Атаманов) – оба в 1957 г., “Кто сказал мяу?” (1962 г., реж. В. Дегтярёв), “История одного преступления” (1962 г.), “Топтыжка” (1964 г.), “Каникулы Бонифация” (1965 г.) – все режиссера Ф. Хитрука, “Лягушонок ищет папу” (1964 г., реж. Р. Качанов), “Поди туда – не знаю куда…” (1967 г., реж. Иванов-Вано).

Крупных успехов достигла документальная кинематография 60-х гг .- “Катюша” (1964 г., реж. B. Лисакович), “Обыкновенный фашизм” (1965 г., реж. Ромм), “Великая Отечественная” (1965 г., реж. Кармен, Венжер), “Если дорог тебе твой дом” (1967 г., реж. В. Ордынский), “Гренада, Гренада, Гренада моя…” (1967 г., авторы Кармен, К. Симонов) и др.

Интенсивное развитие современной советской науки и искусства вызывает необходимость в создании актуальных по содержанию и доступных по форме научно-популярных и учебных фильмов. С 1958 лучшим научно-популярным фильмам присуждаются Ломоносовские премии. За наиболее значит, произведения киноискусства с 1966 г. присуждаются Государственные премии РСФСР им. бр. Васильевых.

Наряду с крупными достижениями в 50-60-х гг. появлялись и слабые по художественной форме фильмы, поверхностно раскрывающие социальную действительность и рассказывающие о наших передовых современниках серо и безлико. Оживление критической мысли, профессиональный рост советского киноведения, выступления партийной прессы, публикация статей в журналах “Искусство кино”, “Советский экран”, в газете “Советская культура”, появление проблемных книг по кино способствуют повышению художественного уровня кинопродукции. Эти же задачи ставит перед собой созданный в 1957 Союз кинематографистов СССР. Об успешном процессе идейно-художественного роста современного киноискусства свидетельствует выход на мировой экран многих русских современных фильмов, большое число премий и наград, полученных на МКФ в странах Европы, Америки, Азии, Африки.

С 1959 г. в Москве проводится МКФ – наиболее представительный форум прогрессивной кинематографии мира. О расширении международных связей свидетельствуют совместные постановки киностудий РСФСР с киностудиями Италии, Франции, Японии, Болгарии, Польши, ГДР, Румынии, Кубы и других стран.

Верность традициям социалистического реализма, новаторское их развитие в условиях интенсивной общественной жизни 2-й пол. 60-х гг. составляют характерную черту кинематографии РСФСР. Мастера кино РСФСР – ведущий и самый крупный отряд советских кинематографистов; их творчество оказало плодотворное влияние на развитие кино союзных республик, внесло значительный вклад в мировую культуру.

1974
Источник: www.russkoekino.ru

[fblike]

Top