online

Роль воскресной армянской школы в процессе сохранения этнической идентичности в России

Еразик Арутюнян

Еразик Арутюнян

Сущность и роль «однодневной» (воскресной) школы, как явления.
Все люди, безусловно, различны в своем разнообразии характеров, склонностей и устремлений. В многоликости человеческой природы вряд ли можно найти двух совершенно одинаковых людей. Но и в природе, и в обществе бывают общности. Представитель каждой нации носит в своих генах все признаки того, что данный народ приобрёл в процессе своего исторического развития: опыт и недостатки, радость и скорбь, гордость и скромность. Одним словом все то, что создаёт национальный характер – общие черты данного народа.
На протяжении веков большая часть армян по воле злого рока жили за пределами своей исторической родины, и где бы они ни появлялись, они организовывали «общины», т.е. сообщества, ассоциации, национальные ячейки, которая жила заботами и проблемами местного армянства.
По моему глубокому убеждению, армянин на своей Родине и армянин вне Родины – это две стороны одного и того же явления, носители абсолютно разных качеств. На родной земле при положительном воздействии родной среды человек чувствует себя более естественно, уравновешенно и свободно.
В инородной среде борьба за существование диктует разные виды и методы приспособления и вписывания в непривычный пейзаж. Иногда требуются сверхчеловеческие усилия, чтобы преодолеть тяжкие препятствия. Постепенно нарушается целостность личности и национальный облик человека.
Сейчас, в условиях все большей глобализации, при развивающихся тенденциях космополитизма, даже в Армении требуются большие усилия, чтобы армянин остался армянином. И это тем более трудно вне родины, где индивид долгие годы подвергается влиянию иного языка, традиций и быта. Бесконечные противостояния своего родного и нового незнакомого незаметно создаёт некий гибрид.
Человек с твердыми национальными традициями и устоями похож на дерево, крепко стоящее на земле и вросшее в нее своими корнями. Космополит же похож на облако, свободно парящее в небе. И никто не может сказать с уверенностью, что этот второй представляет собой более прогрессивное и положительное, или более интересное явление.
Тут кажется уместным привести в пример армянскую народную басню.
Однажды ворона замечает, какая красивая и плавная походка у куропаточки: «Боже мой, — вздыхает она, — как же я сама грубо шагаю! Неужели я не смогу ходить так изящно? Тогда все восхищались бы мною и уважали бы меня. Почему бы не попробовать научиться!» Сказано — сделано. Она не жалеет времени и сил, чтобы усвоить такую привлекательную походку куропатки. Но долгие попытки не дают никаких результатов. Отчаявшись, ворона решает расстаться со своей мечтой и ходить как раньше, «по-вороньи». Но, к своему великому разочарованию, она обнаруживает, что в результате долгих и напрасных попыток копировать чужое дарование, она утеряла и собственную походку. С тех пор ворона не может ходить, как другие птицы, она на земле лишь подскакивает.
На ереванском диалекте, есть обидное, но очень меткое определение «шуртвац hай», т.е. «перевернутый армянин», человек, поставленный ног на голову, находящийся в неестественном состоянии. Такие люди не нужны ни в Армении, ни, тем более, в России. Чтобы избежать такой неприятной ситуации, в среде армянской диаспоры первоочередной задачей является воспитание подрастающего поколения в армянских традициях, сохранения и передачи народных армянского обычаев, менталитета, знания языка, истории, культуры.
В контексте решения этих задач большое значение имеют «однодневные» армянские школы.
В условиях отсутствия в России армянских общеобразовательных школ вся работа по воспитанию детей в армянских традициях концентрируется в таких школах при армянских церквях или иных культурно – общественных организациях. В целом роль школы, учителя и различных форм преподавания армянского языка трудно переоценить в современных реалиях армянской диаспоры. Даже есть такая расхожая поговорка: где есть три армянина, там они строят церковь, школу и издают газету.
В этом деле нельзя руководствоваться ни личной выгодой, ни амбициями, а только и только желанием быть полезным и реальной оценкой собственных сил.
Это дополнительная, а не обязательная форма обучения, и, как следствие, она со своими организационными принципами и структурными элементами, должна суметь привлечь и заинтересовать детей и подростков.
В этом плане очень важны человеческие качества преподавателя, теплая и непринужденная атмосфера, дружелюбные взаимоотношения в школе. Эти школы должны различными способами взаимодействовать с государственными общеобразовательными учреждениями, центрами детского творчества, центрами национальных культур во избежание обособления и изоляции. Они должны стать частью российской общественной жизни.

Основные цели и задачи
Воскресные («однодневные») школы являются, по сути, единственной формой армянского воспитания в диаспоре, призванные реализовать воспитание детей в национальных традициях. Изначально детям нужно внушить прекрасную идею о том, что у них есть две родины и они должны стать носителями двух культур, расширить их кругозор и обогатить мировоззрение славными страницами общей российско-армянской истории.
В течение учебного года шаг за шагом обозначать место наших национальных ценностей в современном мире, формировать здоровый дух патриотизма на современном этапе развития человеческой цивилизации, очертить контуры своего будущего достойного существования и развития в качестве гражданина Российской Федерации армянского происхождения.
В этой борьбе за сохранение армянства на одной стороне ринга находятся организаторы и спонсоры школы. Это те патриоты, которые стоят рядом с церковью, или армянскими общественными организациями. Здесь нет места каким-либо личным интересам или корысти, так как это не приносит никакой материальной выгоды ни сейчас, ни в будущем. Поэтому в этом деле участвуют лишь самоотверженные альтруисты.
На другой стороне ринга находятся посещающие эту воскресную, или однодневную, школу, чьи мотивы различны и разнообразны. По нашим наблюдениям, их можно сгруппировать следующим образом:
• желающие изучить армянский язык;
• желающие совершенствовать язык и приобрести новые знания;
• желающие приобщиться к армянской жизни;
• ищущие родную среду и, наконец,
• те, кто просто отдает дань модной ныне тенденции
Их цели и ожидания также различны:
• приобретение навыков чтения и письма;
• приобретение навыков элементарных форм общения;
• развитие устной речи, истории армянского народа и армянской культуры приобретения знаний;
• посещения различных фольклорных групп
• желание оставаться в процессе, не отстать от общей тенденции,
В отличие от общеобразовательной школы здесь посещаемость является добровольной, поэтому образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы суметь стать для учащихся очень привлекательным и интересным. Прежде всего, нужно выработать у слушателей должное уважение и благоговение к собственному языку и культуре, ребенок должен быть уверен, что рассматривающий материал очень важен и пригодится ему в жизни.
Для современной сверхзагруженной молодежи свой родной язык не имеет такого практического значения, как русский, английский или другие европейские языки. Но мы должны суметь убедить их в том, что и в двадцать первом веке, несмотря на глобальное мышление и присутствие в нашей жизни виртуальной реальности, человек стремится в свой собственной дом и в свой мир. И даже владея в совершенстве различными языками, все же есть тот единственный родной язык, на котором он думает о самом сокровенном в глубине своей души.
Если ты думаешь по-русски, но не полностью еще вобрал в себя русский образ жизни, значит, обедняется душа, нарушена целостность твоей личности, в ней есть пробелы и пустоты, Если твоя мать пела тебе колыбельные песни на армянском и кормила в детстве «хавицом» или «дошабом», ты не можешь быть полноценным представителем только одного, притом другого народа. А сохраняя крепкие и устойчивые этнические корни, постепенно расширяя свое мироощущение от национального к мировому, всеобщему, человек прокладывает свой путь наверх, к духовному совершенству. Сравнительное исследование и глубокое знание двух, в нашем случае, русской и армянской культур, должны сформировать менталитет и личность молодых людей.

Организационные этапы.
В составе Краснодарского учебно-информационного центра «Хачкар» действуют три воскресные школы, на основе опыт работы которых в течение нескольких лет мы разработали Программу действий:
1. Подготовить подходящее помещение, оформлять классы, составить список предметов, набрать базу учебников и учебных материалов.
2. Давать рекламные объявления — различными способами (раздача листовок, объявления на сайтах, по радио, по телевидению, в газетах и в других средствах массовой информации).
3. Организовать художественные познавательные мероприятия для родителей и детей об армянской культуре, языке, традициях, истории.
4. Принимать на работу опытных и профессиональных педагогов, решать вопросы зарплаты.
5. Объявить день открытых дверей, информировать всех желающих об условиях школы, содержании и формах занятий, об учебных пособиях и планах.
6. Записать всех желающих, заполнять заявления и анкеты, сформировать группы по возрастным категориям и по уровню знания армянского языка.
7. Сформулировать девиз- символическое название для каждой группы.
8. Составить расписание, согласовать со всеми сторонами учебного процесса.
9. Создать план мероприятий за год и заинтересовать учеников и студентов конкурсами, играми, праздниками.
10. Подготовить призы, грамоты и сертификаты для лучших учеников

Работу надо начинать прежде всего с родителей, доведя до их сознания важность приобщения к национальным корням, для этого мы обычно организуем встречи, на которых выступаем со следующим обращением, которое мы также распространяем в виде информационных листков

Уважаемые родители — армяне
Призываем вас привести своих детей в классы и кружки армянского языка и культуры.
Дорогие родители, вы живёте в великой и благородной стране – в России. Прежде, чем осознать свою национальность, мы должны чувствовать себя гражданами. Не пассивными элементами общества, а именно гражданами великой страны. Но, при этом никогда не забывать своё происхождение, желание видеть своих детей и внуков истинными армянами — по стилю жизни, по традициям и обычаям, по образу мышления. Мы имеем право остаться армянами и гордиться нашим происхождением. Это право нам даёт 4,5 тысячелетняя героическая история нашего народа, его многовековое наследие, культурные ценности, честный и справедливый облик. Духовное богатство нашего народа неисчерпаемо, и оно должно помогать нашим детям в сложной жизни не поддаваться ни дешевым развлечениям, ни аморальным занятиям.
Предлагаем вашим детям посещать наши занятия армянского языка, истории, литературы, культуры. Мы вас уверяем, что эти занятия, не мешая основной учёбе:
1. Вооружат их очень важными знаниями не только о прошлом и настоящем, об известных людях, национальных особенностях и традициях нашей далёкой Родины, но и о мире и о жизни вообще.
2. Люди, безусловно, разные и в природе нет аналогов. Но в природе и в обществе бывают общности. Представитель каждой нации носит в своих генах все признаки того, что свой народ приобрёл в течение истории: опыт и недостатки, радость и скорбь, гордость и скромность. Одним словом, то, что создаёт национальный характер – общность всей нации. В характере ваших детей укрепятся такие черты армянского национального характера, как: трудолюбие, порядочность, правдивость, чувство чести, верность и преданность к семейным ценностям. Это поможет им иметь гармонию в душе, и найти своё непоколебимое место в этой сложной и многослойной жизни.
3. Владение глубокими знаниями о примерно 5 тысячелетнем устном и 1600летнем письменном армянском языке, о тяжелой, но славной истории и о безукоризненном укладе жизни армянского народа, откроют для ваших детей новые возможности стать историком или этнографом, переводчиком или филологом, работать с Арменией и с Диаспорой. Армянский ребёнок уже генетически расположен к изучению родного языка. Он усвоит армянский язык легче и качественнее, чем любой иностранный язык. А в процессе сравнительного обучения языков и в переводных работах, как правило, усовершенствуются знания основного языка (в нашем случае – русского).
4. Мы должны осознать, что пока мы не станем конкурентоспособными гражданами, не сможем быть удачливыми и счастливыми людьми и тем более не сможем приносить пользу ни той стране, в которой мы живём и ни той, которая является нашей Родиной по судьбе и по природе.. Чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, где царят жёсткие законы выживания, и где жизнь прогрессирует сумасшедшими темпами, нельзя щадить силы для интеллектуального развития нового поколения. Нужно хлеб насущный непрестанно смешивать с духовной пищей. Необходимо создать огромную духовную и интеллектуальную силу. Всякое армянское: песни, танцы, стихотворения, игры придадут вашей жизни оригинальный колорит, делая ваш быт красочным и интересным.

Учебный процесс. Программы и учебные материалы.
В воскресной, или однодневной, школе целесообразно иметь три уровня или три класса, каждый продолжительностью обучения в один учебный год: начальный, средний и старший класс, или первая, вторая и третья ступени,
Первая ступень должна включать изучение алфавита, навыки чтения и письма, изучение разговорных фраз, отрывки из истории армянского народа,
Вторая ступень — коротко грамматика, различные устные темы по литературе.
На третьей ступени можно углубиться в грамматику армянского языка, анализировать содержание художественных произведений, истории армянской культуры.
На каждой ступени обучения действуют несколько возрастных групп – от 5 до 40 лет. В конце учебного года целесообразно провести тестирование знаний с вручением сертификата.
Хотя школа называется воскресной (однодневной) но наиболее эффективно заниматься хотя бы два раза в неделю.
К сожалению, имея в России довольно густую сеть однодневных школ, Министерство образования и науки и Министерство диаспоры не создали в полном объеме учебников по арменоведению для преподавания армянского языка в русскоязычной среде.
Преподавание армянского языка и на родине встречается с определенными трудностями в силу некоторых причин: наличие двух литературных языков – западноармянский и восточноармянский, и множество местных диалектов, существование многочисленной и разноязыкой диаспоры, приводит к необходимости выработки уникального подхода к преподаванию армянского языка. Пришло время создать учебники армянского языка для воскресных школ конкретно для каждой территории, учитывая следующие обстоятельства:
А) каждый слушатель воскресной школы хочет как можно быстрее и легче достичь определенных результатов;
Б) основное внимание слушатели хотят уделять устной разговорной речи;
В) основная масса слушателей начинают свое обучение с нулевого уровня знаний
Г) изучение армянского языка в диаспоре происходит, как иностранного, и невозможно руководствоваться общеобразовательными программами и учебниками для средних школ Армении, но нельзя и слепо опираться на методику преподавания иностранного языка, т.к. есть огромная, обусловленная генетическими особенностями психологии детей диаспоры: подходить к изучению этого нового для них языка нужно начинать с поиска глубинных, иногда уже нечувствительных струн национальной идентичности.
Д) Есть большая потребность в карманных кратких словарях, в дисках или других электронных носителях с записями программ по развитию устной разговорной речи,
В детско-юношеских красочных двуязычных ( в нашем случае русско-армянских) фильмах-презентациях.
Учебники должны быть созданы для различных возрастных групп, с учетом психологических, ментальных и физических особенностей. Нет пока учебников, которые отвечали бы этим требованиям. Насколько известно, ни один из учебников, имеющихся в поле зрения, не удовлетворяет условиям конкурентоспособности.
Каждый урок, и в этом мы твердо уверены, должен состоять из трех частей: арменоведческого материала, навыки чтения и письма, устной речи.
Наш образовательный центр «Хачкар» г. Краснодара стремится собственными силами восполнить эти пробелы. Уже изданы: «Русско-армянский, армяно-русский словарь» (с русскими транскрипциями), «Русско-армянский разговорник», великолепный «Аудиоразговорник» и учебник для младшего школьного возраста «Младший Мгер». Готов к печати учебник для старшего школьного возраста и студентов «Старший Мгер» и готовиться «Сасунци Давид» для средних классов.

Внеклассные мероприятия
Жизнь современного школьника чрезмерно насыщена и загружена, и с каждым годом все более усложняется, поэтому дополнительное образование должно быть представлено в виде в основном домашних заданий и праздничных мероприятий. Армянская воскресная школа должна в воспитательных целях силами учащихся организовывать различные торжественные представления и мероприятия по поводу исторических дат, значимых как для Армении, так и для России. В течение учебного года можно провести два прекрасных мероприятия провести в честь многовековой русско-армянской дружбы.
Первое — в середине февраля необходимо отметить дату присоединения Восточной Армении к России, и второе – 9 мая – День двух Великих Побед.
Патриотические настроения в первую очередь создают также проводимые с фейерверками в сентябре День Независимости и День Республики в мае.
Как правило, мы отмечаем все церковные праздники, особенно Праздник Дня Переводчиков, Благовещение, Сурб Саргис (Св.Сергий), Сретение, Пасха.
Это хороший повод преподать молодежи традиции армянских верований, различные аспекты бытовых традиций.
По поводу трех дат «День Памяти» организуем «круглые столы», проводим заседания исторического клуба, на которых учащиеся старших групп выступают с по определенным темам, которые затем выносятся на обсуждение. Это День Геноцида, День землетрясения в Армении, и День армянских погромов в Азербайджане.
Раз в месяц в школе необходимо проводить литературные вечера или конференции, посвященные юбилейным датам армянских писателей. Произведения наших поэтов и писателей должны звучать как на языке оригинала, так и в переводе, как в контексте русско-армянских взаимоотношений так и в плане их общемирового значения.
Очень большую роль для детей поощрения и награды.

Перспективы развития
Егише Чаренц еще в начале прошлого века, указывая на общие тенденции к глобализации центростремительных силы, писал, «мир уже давно стал подобен маленький, маленький улице». Теперь, благодаря Интернету, в сотни раз увеличились возможности виртуального приобщения и воссоединения с историческими корнями, но у российского армянства в этом плане есть определенные трудности. Дело в том, что молодое поколение не знает армянского языка, а представители среднего поколения не владеют информационными технологиями, не могут общаться посредством компьютера и интернета.
В России все воскресные школы должны быть объединены в единую сеть и представлять собой звенья единой образовательной системы, в которой они будут работать по единым программам и централизованно обеспечиваться учебно — методическими материалами.
Это даст возможность организации всеармянских мероприятий и конкурсов, усилит не только наши связи с Арменией, но и даст основу для интенсификации двусторонних отношений. В результате создастся объединенный армянский мир, где можно будет проводить единую национально-идеологическое воспитание.
Проводимая работа по отдельности не имеет должного эффекта. Проведенная нами в конце прошлого года Олимпиада по арменоведению воодушевила лишь представителей из нескольких городов. Мы не можем организовать всеобщие мероприятия потому, что нет организованного по единым критериям централизованного руководства армянскими воскресными школами.
Пока у нас не будет конкурентоспособной, активной, деятельной молодежи, мы не сможем быть полезными ни той стране, гражданами которой являемся, ни той стране, которая является нашей Родиной по нашей сути и по воле судьбы.
Наряду с родным языком даже самое небольшое общение с ребенком надо превратить в праздник, чтобы он почувствовал себя в родной среде и понял, что он здесь нашел своих друзей. Армянская школа¸ Армянская церковь или культурный центр в диаспоре должны восприниматься не только в их номинальном значении, но прежде всего, как символ Родины и представительства. И только концентрируясь вокруг них, мы можем собраться вместе и создать тот образ духовной родины, который может в будущем приобрести материальные воплощение в душе учеников. Может быть, и ускорить час исполнения нашего исторического долга перед памятью наших предков.

Еразик Арутюнян

[fblike]

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


  • mashamasha

    подскажите пожалуйста общеобразовательная армянская школа открылась?

Top